г. Иркутск |
|
24 марта 2015 г. |
N А19-9989/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области - Шуруповой Наталии Владимировны (доверенность от 25.09.2014); Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов - Пономарева Александра Ильича (протокол от 12.02.2011), Шатрова Степана Александровича (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2014 года по делу N А33-9989/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Колосов В.И.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
Усольское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (г. Усолье-Сибирское Иркутской области;
ОГРН 1033800002367; далее - организация) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме 06.06.2014 N 84-37857/14 отказа Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области (г. Иркутск; ОГРН 1083808002630; далее - Служба) по заключению договора о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром (далее - договор) и обязании устранить нарушение прав и законных интересов организации путем заключения договора в границах в соответствии с приложением N 1 к распоряжению главы администрации Иркутской области от 27.04.2007 N 183-рз.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права и заявляя об их отмене с прекращением производства по делу, Служба в кассационной жалобе оспаривает вывод судов о незаконности отказа, полагая, что для реализации права пользования объектами животного мира Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) (в редакции, действовавшей на момент выдачи лицензии) было установлено требование о наличии долгосрочной лицензии и договора о предоставлении территории; суды не учли, что в соответствии с постановлением Губернатора Иркутской области от 30.03.2001 N 159-п, утвердившим Порядок предоставления территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования охотничьими животными (далее - Порядок предоставления территорий) документом, подтверждающим предоставление территории в пользование, является договор о предоставлении в пользование территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования охотничьими животными на территории Иркутской области, при том, что Служба не являлась органом, наделенным полномочиями по заключению соответствующего договора.
В кассационной жалобе Служба обращает внимание суда кассационной инстанции, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А19-1676/2013 удовлетворены аналогичные требования организации о заключении договора о предоставлении территории в пользование, в связи с чем арбитражному суду апелляционной инстанции, установившему наличие вступившего в законную силу судебного акта о том же предмете, между теми же сторонами, следовало прекратить производство по данному делу.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, распоряжением заместителя главы администрации Иркутской области от 27.04.2007 N 183-рз организации предоставлена в долгосрочное пользование сроком на 25 лет территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты, площадью 555 000 га, в границах территории согласно приложению, находящаяся в административных границах Усольского районного муниципального образования Иркутской области.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому Автономному округу 28.04.2007 организации выдана долгосрочная лицензия серии О N 0003206 на пользование объектами животного мира, срок действия лицензии - до 28.04.2032.
Обратившись в Департамент агропромышленного комплекса Иркутской области с требованием о заключении договора о предоставлении в пользование территории (акватории) необходимой для осуществления пользования животным миром и получив отказ, организация 08.05.2014 обратилась в Службу с заявлением о заключении такого договора в виде отдельного соглашения.
Служба письмом от 06.06.2014 N 84-37-857/14 отказала организации в заключении договора.
Не согласившись с отказом Службы, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным.
Арбитражные суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходили из незаконности отказа Службы и нарушения прав и законных интересов организации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Арбитражными судами установлено, что в момент выдачи организации долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира 28.04.2007 порядок выдачи таких лицензий был установлен статьей 37 Закона о животном мире, утратившей силу с 01.04.2010 - момента введения в действие Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
Согласно названной статье Закона о животном мире орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Согласно статье 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 1). Эти долгосрочные лицензии не подлежат продлению (часть 2). Упомянутые лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3). В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с такими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения (часть 4).
Если названные лица не воспользовались предоставленным правом на заключение охотхозяйственных соглашений, то их право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации (часть 9). При этом за ними сохраняется право заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в пределах установленной максимальной площади охотничьих угодий (часть 10).
Суды двух инстанций, принимая во внимание требования статьи 37 Закона о животном мире и разработанное во исполнение Закона о животном мире Положение о выдаче долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569 (далее - Положение о выдаче лицензий), правильно указали, что, используя термины "лицензия" и "договор о предоставлении территории в пользование" как самостоятельные понятия, Закон о животном мире не устанавливал требований о заключении этого договора в виде отдельного документа. Следовательно, возможность включения условий такого договора в содержание лицензии не исключалась, и дублирование этих условий в отдельном документе, поименованном как договор, в этом случае не требовалось. Названное соответствует сохраняющей силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда, изложенной в постановлении от 21.01.2014 N 12224/13.
Таким образом, содержание приведенных норм федерального закона (Закон о животном мире) и принятого в его развитие подзаконного нормативного правового акта федерального уровня свидетельствует об отсутствии необходимости оформления договора предоставления территории как отдельного документа и не препятствовало включению его условий непосредственно в долгосрочную лицензию.
Вместе с тем, незаконное бездействие уполномоченного органа государственной власти, выразившееся в незаключении договора о предоставлении в пользование территории, лишает организацию сохранившегося права заключения предусмотренного Законом об охоте охотхозяйственного соглашения.
На основании изложенного суды пришли к мотивированному выводу о том, что неоформление органом исполнительной власти Иркутской области договора предоставления территории не в виде отдельного документа с соответствующим наименованием породило для организации неблагоприятные правовые последствия, включая угрозу прекращения права пользования животным миром.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод судов, не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные в правовом отношении.
Оценивая довод кассационной жалобы о необходимости принятия во внимание положений Порядка предоставления территорий, суд кассационной инстанции руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72) принимает во внимание, что положения названного порядка не соответствуют статье 37 Закона о животном мире, вследствие чего довод Службы не влияет на окончательные выводы судов.
В силу статьи 11 Закона о животном мире государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В соответствии со статьей 36 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей в период выдачи лицензии) долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдавал специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Губернатора Иркутской области от 30.03.2001 N 159-п "О Порядке предоставления территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" в период выдачи организации лицензии в 2007 году подготовку решений и заключение договоров о предоставлении в пользование территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования охотничьими животными на территории Иркутской области, осуществлял Департамент агропромышленного комплекса Иркутской области.
Указом Губернатора Иркутской области от 28.08.2013 N 288-уг утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений), который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Службы, в том числе, определяет порядок взаимодействия Службы с органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений.
В этой связи, довод Службы об отсутствии у нее полномочий по заключению соответствующего договора подлежит отклонению как не соответствующий приведенным нормам материального права.
Довод Службы о необходимости прекращения производства по делу в связи с наличием судебных актов по иному делу N А19-1676/2013 Арбитражного суда Иркутской области проверен, но не может быть учтен, поскольку предметом рассмотрения по указанному делу являлись исковые требования организации о понуждении Службы к заключению соответствующего договора, тогда как предметом спора по настоящему делу является законность отказа Службы в заключении договора. К тому же решение Арбитражного суда Иркутской области о признании оспариваемого отказа незаконным и применении испрашиваемой восстановительной меры принято 12 сентября 2014 года, то есть ранее, чем удовлетворен иск организации по делу N А19-1676/2013.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2014 года по делу N А19-9989/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.