г. Иркутск |
|
02 апреля 2015 г. |
N А74-4216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Кореневой Т.И., Николиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоглазовой Е.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей администрации города Абакана - Аданаковой И.А. (доверенность от 25.12.2014 N 3633); открытого акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" - Аева А.Н. (доверенность от 29.12.2014 N 601),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Абакана на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 сентября 2014 года по делу N А74-4216/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Тропина С.М.; суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Белан Н.Н., Ишутина О.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (ОГРН 1022402649059, ИНН 2466021909, г. Красноярск, далее - ОАО "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г. Абакана (ОГРН 1021900521224, г. Абакан, далее - администрация, ответчик) о взыскании 5 293 799 рублей 83 копеек, в том числе 4 439 106 рублей 47 копеек неосновательного обогащения и 854 693 рублей 36 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2011 по 13.08.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды при разрешении спора ошибочно применили положения абзаца 3 пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582), и ставки, утвержденные Приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 13.12.2010 N 626, от 04.12.2006 N 396 в отношении арендуемых истцом земельных участков, которые не находятся в собственности Российской Федерации, поэтому уплаченные истцом арендные платежи сверх установленных названными актами ставок, неправомерно расценены судом в качестве неосновательного обогащения.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Вводный закон), правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в Постановлении от 02.04.2013 N 14902/12, администрация полагает, что размер арендной платы за арендуемые истцом земельные участки, на которых расположены железнодорожные линии, не может превышать двух процентов кадастровой стоимости этих участков.
Изложенные доводы, отмечает заявитель кассационной жалобы, не получили должной мотивированной оценки в судебных актах и, кроме того, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами произведено с нарушением правил статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации - в отсутствие вины администрации.
В отзыве на кассационную жалобу общество заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 марта 2015 года произведена замена судебного состава по настоящему делу под председательством судьи Бурковой О.Н., судей: Первушиной М.А., Уманя И.Н. в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на судебный состав под председательством судьи Бандурова Д.Н., судей: Кореневой Т.И., Николиной О.А.; судебное разбирательство произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, просил принятые по делу судебные акты отменить. Представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьёй 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-7233/2013, имеющим в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассматриваемого дела, установлены следующие обстоятельства.
Абаканскому отделению Красноярского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта концерна "Промжелдортранс" Министерства путей сообщения Российской Федерации, правопреемником которого является ОАО "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта", на праве постоянного (бессрочного) пользования передан земельный участок площадью 19 га для производственной базы и подъездных путей промышленных предприятий (свидетельство от 03.02.1993 N 19).
Обществу на праве собственности принадлежат: административное здание общей площадью 408,9 кв.м. по адресу: г. Абакан, ул. Складская, 12, литер А (свидетельство серии 19МЮ N 033272); локомотивное депо с гаражом общей площадью 775,84 кв.м. по адресу: г. Абакан, ул. Складская, 12, литер А2В2В3В4 (свидетельство серии 19МЮ N 033271); железнодорожная переездная будка общей площадью 8,2 кв.м. по адресу: г. Абакан, западный промышленный узел, северо-западнее территории АО "Экспериментального механического завода" (ул. Советская, 209) на расстоянии 10 м, литера В25 (свидетельство серии 19МЮ N 166635); железнодорожные переезд и подъездные железнодорожные пути в г. Абакан по ул. Складская, 12а (свидетельства серии 19АА NN 106376, 106356, 106374, 106375, 106360, 106359, 106377, 120357, 334829, 334763, 334765, 334758, 334757, 334885, 334882, 335419).
05.02.2007 между Муниципальным образованием "Город Абакан" (арендодатель) и ОАО "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (арендатор) заключены договоры аренды N N АЮ11992, АЮ11993, АЮ11995, АЮ11996, АЮ11997, АЮ11998, АЮ11994 земельных участков категории "земли населенных пунктов", прошедших государственный кадастровый учет, для эксплуатации и обслуживания принадлежащих истцу подъездных железнодорожных путей и производственной базы.
По актам приема-передачи от 05.02.2007 земельные участки переданы арендатору.
28.03.2013 за обществом зарегистрировано право собственности на ранее арендованные земельные участки, разрешенное использование: "для эксплуатации и обслуживания подъездных железнодорожных путей", а также "для эксплуатации и обслуживания производственной базы".
В рамках арбитражного дела N А74-7233/2013 рассматривались требования ОАО "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" о взыскании с администрации неосновательного обогащения, возникшего в результате перечисления обществом в период с 07.03.2011 по 30.06.2011 арендных платежей за пользование земельными участками сверх установленных Приказами Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 626 и от 04.12.2006 N 396 ставок и несоблюдения администрацией при установлении размеров арендной платы принципов ее определения, закрепленных в Постановлении N 582, подлежащих применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, а также требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.03.2011 по 08.03.2014.
По настоящему делу общество предъявило аналогичные требования за последующий период - с 01.07.2011 по 28.03.2013.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 7 статьи 1, пункта 4 статьи 22, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 395, 424, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Вводного закона, учел правовые подходы, сформулированные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях от 02.02.2010 N 12404/09, от 05.07.2011 N 1709/11, от 17.04.2012 N 15837/11.
Арбитражный суд Республики Хакасия пришел к выводу о том, что администрация при установлении размеров арендной платы не учла принципы её определения, предусмотренные в Постановлении N 582 и подлежащие применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации. Применив к арендуемым истцом земельным участкам, предоставленным для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта не общего пользования, ставку арендной платы 8,02 рублей за гектар в год согласно Приказу Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396, суд посчитал сумму 4 439 106 рублей 47 копеек, перечисленную в качестве арендных платежей за период с 01.07.2011 по 28.03.2013, излишне уплаченной и расценил ее в качестве возникшего на стороне администрации неосновательного обогащения.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции признал выводы суда законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Размер арендной платы за земельный участок исчислен в годовом выражении и определен в пункте 2.2 каждого из вышеперечисленных договоров.
В пунктах 2.3, 2.5 договоров указано, что арендная плата вносится ежеквартально не позднее 1 числа следующего квартала. Размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения ставок арендной платы Абаканским городским Советом депутатов без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор.
Из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что арендная плата за публичные земли является регулируемой. Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Вводного закона установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По имеющимся в деле материалам судом установлено, что расчёт арендной платы производился ответчиком на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия" (далее - Порядок определения размера арендной платы), а также решения Абаканского городского Совета депутатов от 22.12.2009 N 196 "Об утверждении коэффициента КВ, применяемого для расчёта размера годовой арендной платы за земельные участки в зависимости от вида разрешённого использования и категории земельных участков".
Таким образом, указанный Порядок определения размера арендной платы утвержден Правительством Республики Хакасия в пределах его полномочий в сфере правового регулирования земельных отношений, определенных пунктом 10 статьи 3 Вводного закона.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды) размер арендной платы определяется договором аренды. При этом указанной нормой закреплено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Реализуя такое правомочие, Правительство Российской Федерации Постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом закрепленные Постановлением N 582 принципы сформулированы как основные начала, общие базовые правила, раскрыто содержание каждого из них.
Пунктом 5 (абзац 3) Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582 (далее - Правила), установлено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическим указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
В период действия спорных договоров аренды земельных участков Минэкономразвития России Приказами от 13.12.2010 N 626 и от 04.12.2006 N 396 определило размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвердив ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования.
Установив, что спорные земельные участки арендовались истцом для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, суды применили к этим участкам ставки, утвержденные Минэкономразвития России.
Между тем Правила, утвержденные постановлением N 582, определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Постановлением N 582 единая методика расчета ставок арендной платы для всех публичных земель не утверждалась, как и предельный размер арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и государственная собственность на которые не разграничена.
Требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности, утвержденные Постановлением N 582 Правила также не содержат.
Изложенные подходы к толкованию приведенных правовых норм следуют из определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4 и они отличны от ранее применяемых в практике арбитражных судов (в том числе по делу N А74-7233/2013) и согласующихся с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях: от 17.04.2012 N 15837/11, от 17.12.2013 N 10782/13, от 17.12.2013 N 9707/13, согласно которой принцип экономической обоснованности трактовался как не допускающий превышения размера ставок арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации, и земель, государственная собственность на которые не разграничена), над ставками, установленными Постановлением N 582 для земель федеральной собственности с аналогичными характеристиками.
В этой связи при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и регулирующим соответствующие земельные отношения, который в установленном порядке не признан противоречащим действующему законодательству, в рассматриваемом случае - Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия".
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с администрации неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами основаны на неправильном толковании закона, что в силу пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений пункта 2 статьи 3 Вводного закона и исчисления арендной платы в размере, не превышающем двух процентов кадастровой стоимости участков, как для земельных участков, на которых расположены железнодорожные линии, подлежит отклонению, поскольку указанная норма устанавливает предельные размеры годовой арендной платы за земельные участки, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Как следует из устава ОАО "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта", основными видами деятельности общества являются: деятельность промышленного железнодорожного транспорта (перевозка грузов, погрузочно-разгрузочная деятельность), деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте, обследование железнодорожных путей необщего пользования, производство всех видов ремонтов путей, зданий и сооружений и т.д.
Спорные земельные участки арендовались обществом для эксплуатации и обслуживания принадлежащих ему подъездных железнодорожных путей и производственной базы.
Таким образом, оснований полагать, что общество относится к субъектам, указанным в пункте 2 статьи 3 Вводного закона, не имеется.
Поскольку по заявленным требованиям необходима оценка расчета размера неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, суд кассационной инстанции в силу определенных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий лишен возможности принять новый судебный акт, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду надлежит с учетом вышеизложенной позиции суда кассационной инстанции правильно применить нормы материального права и разрешить спор в соответствии с положениями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 сентября 2014 года по делу N А74-4216/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2014 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.Н. Бандуров |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.