г. Иркутск |
|
15 апреля 2008 г. |
N А33-10393/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Белоножко Т.В., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска Каминского А.В. (доверенность N 04/76 от 29.02.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска на решение от 19 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 24 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10393/2007 (суд первой инстанции - Бескровная Н.С.; суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Демидова Н.М., Дунаева Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Промтехсырье" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - инспекция) N 17/1306 от 07.05.2007.
Решением от 19 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 24 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, счета-фактуры, представленные налогоплательщиком, не содержали наименование товара; счет-фактура N 3/0061 от 09.03.2006 исправлен 04.04.2007 в связи с чем, налогоплательщик должен был уменьшить налоговый вычет за соответствующий налоговый период; ООО "Бизнес Лайт", ООО "Аларм", ООО "Восток 2" не имеют основных средств, штата сотрудников необходимых для перевозки товара, факт оплаты обществом товара, поставленного от этих лиц, не подтвержден.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлтеоврения..
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 06.12.2006 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2006 года, согласно которой начислено налога на добавленную стоимость в сумме 157 367 рублей; общая сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая вычету, составила 199 014 рублей; сумма налога, заявленная к возмещению, составила 41 647 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации инспекцией вынесено решение N 3 от 20.04.2007 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля для исследования вопроса реальной транспортировки товаров от поставщика к покупателю, формы оплаты обществом за приобретенные товары.
По результатам дополнительно проведенной проверки 07.05.2007 налоговый орган вынес решение N 17/1306, которым признал необоснованными заявленные налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2006 года в сумме 102 245 рублей; отказал обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 41 647 рублей; доначислил обществу налог на добавленную стоимость по налоговой декларации за 1 квартал 2006 года в сумме 60 598 рублей; привлек общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2006 года в виде штрафа в сумме 12 095 рублей 20 копеек.
Считая данное решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что счета-фактуры, представленные налогоплательщиком содержат наименование товара; исправленный счет-фактура соответствует требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации; факты отсутствия контрагентов общества по юридическим адресам, оплаты поставленных ими товаров за наличный расчет и отсутствия у них регистрации по используемым контрольно-кассовым машинам не могут сами по себе служить основаниями для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.
Пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Подпунктом 5 пункта 5 указанной статьи установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания).
Изложенные требования относятся не только к заполнению обязательных реквизитов в счетах-фактурах, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся.
Арбитражными судами по результатам исследования выставленных поставщиками общества счетов-фактур N 14 от 18.11.2005 и N 14 от 21.11.2005 установлено, что данные счета-фактуры содержат сокращенное наименование товара, что не препятствует идентификации поставленного товара, в связи с чем, судами сделан правильный вывод о соответствии данных счетов-фактур требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспариваемым решением инспекция уменьшила ООО "Промтехсырье" налоговый вычет, указанный в счет-фактуре N 3/0061 от 09.03.2006, в сумме 849 рублей 10 копеек, доначислила по этой сумме НДС и штраф.
Вместе с тем положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено начисление штрафа от суммы налогового вычета. В данном случае, в нарушение статей 122, 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекция доначислила на налоговый вычет НДС и штраф, что фактически в противоречии с пунктами 1 и 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации повлекло двойное налогообложение налогоплательщика, так как указанная сумма НДС была уже уплачена обществом при приобретении товара, прописанного в счете-фактуре N 3/0061 от 09.03.2006.
Кроме того, суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты (производственное назначение приобретенного товара, фактическое наличие, оприходование и оплата), а не в периоде внесения исправлений.
Таким образом, в этой части судами правомерно признано решение инспекции недействительным.
Вместе с тем, вывод судов об обоснованности заявленных вычетов по поставщикам ООО "Бизнес Лайт" и ООО "Восток-2", сделан по недостаточно полно исследованным материалам дела и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Следовательно, правомерность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость должен доказать налогоплательщик. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов.
В пункте 1 постановления N 53 от 12.10.2006 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В подтверждение обоснованности применения вычета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных ООО "Бизнес Лайт" и ООО "Восток 2", общество представило в инспекцию счета-фактуры, выставленные названными поставщиками, и чеки контрольно-кассовых машин.
Согласно решению инспекции контрольно-кассовые машины за данными поставщиками не зарегистрированы, однако судом не выяснялся вопрос о действительности представленных чеков.
На основании материалов встречной проверки инспекция установила, что ООО "Бизнес Лайт" и ООО "Флейт" отсутствуют по юридическим адресам, отчетность в налоговый орган не представляют, основных, транспортных средств, производственных помещений, специального оборудования штата сотрудников не имеют, налоги в бюджет не уплачивают.
Исходя из пункта 5 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, о необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
В счетах-фактурах и товарных накладных, на основании которых обществом заявлен к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный ООО "Бизнес Лайт" и ООО "Восток 2", в качестве грузоотправителей указаны данные организации.
Инспекцией в процессе проверки обоснованности заявления обществом налоговых вычетов в адрес покупателя было направлено требование о предоставлении транспортных документов, однако такие документы представлены не были.
Следовательно, судам необходимо было проверить доводы инспекции об отсутствии у поставщиков собственных и арендованных основных средств, работников, для выяснения вопроса о возможности осуществления контрагентами общества операций по транспортировке леса, а также оценить достоверность информации, содержащейся в счетах-фактурах и товарных накладных, о фактических грузоотправителях товара.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что в связи с неполным выяснением обстоятельств дела, имеющих значение для его надлежащего рассмотрения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения требований общества о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска N 17/1306 от 07.05.2007 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершения налогового правонарушения", о признании необоснованно заявленными налоговых вычетов по НДС в сумме 62 603 рубля 64 копейки, доначисления и предложения уплатить соответствующие суммы налога и налоговых санкций, а также в части взыскания с налоговой инспекции госпошлины, направив дело в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении дела суду, с учетом вышеизложенного необходимо исследовать все доказательства по делу в их совокупности, дав им надлежащую оценку, а также разрешить вопрос об уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 24 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10393/2007 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска N 17/1306 от 07.05.2007 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", о признании необоснованно заявленными налоговых вычетов по НДС в сумме 62 603 рубля 64 копейки, доначисления и предложения уплатить соответствующие суммы налога и налоговых санкций, а также в части взыскания с налоговой инспекции госпошлины, направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
Т.В.Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.