г.Иркутск |
|
19 ноября 2008 г. |
N А10-1746/07-ФО2-5637/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления по недропользованию по Республике Бурятия - Ишигилова Д.В. (доверенность от 24.07.2008), общества с ограниченной ответственностью "Бурятская горно-геологическая компания" - Косыгина А.С. (доверенность от 01.08.2008), Сверкунова В.К. (доверенность от 11.11.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления по недропользованию по Республике Бурятия и общества с ограниченной ответственностью "Бурятская горно-геологическая компания" на решение от 15 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление от 13 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-1746/07 (суд первой инстанции: Ботоева В.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Доржиев Э.П., Лешукова Т.О.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВВС" (далее - ООО "ВВС") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий заказчика - Управления по недропользованию по Республике Бурятия при проведении открытого конкурса по выбору исполнителей на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых на территории Республики Бурятия, о признании недействительным открытого конкурса по выбору исполнителей на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых на территории Республики Бурятия по лоту N 3 - объект 1-54/07 "Поисковые работы на рудное золото в предалах Уакитского (Аиктинского) рудного узла (Республика Бурятия).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бурятская горно - геологическая компания" (далее - ООО "БГГК").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 июня 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2007 года решение суда первой инстанции от 28 июня 2007 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 декабря 2007 года решение от 28 июня 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление от 30 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 апреля 2008 года заявленные ООО "ВВС" требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление по недропользованию по Республики Бурятия и ООО "БГГК" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.
Как полагают заявители кассационных жалоб, наличие лицензии на первоначальном этапе конкурса необязательно, она необходима лишь при начале осуществления работ, на которые требуется соответствующая лицензия. Требование о необходимости предоставления лицензии не соответствует и конкурсной документации.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность.
В дополнении к кассационной жалобе ООО "БГГК" указало на то, что при принятии судебных актов по делу судами не применен пункт 4 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". По его мнению заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в пунктах 1-3 указанной статьи, в которых не содержится требований о предоставлении лицензий участниками конкурса.
По лоту N 3 оспариваемого конкурса, по его мнению, лицензии не требуется.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что при признании торгов недействительными невозможно применение последствий недействительности сделки, так как нарушится баланс частных и публичных интересов.
Присутствующие в судебном заседании представители заявителей кассационных жалоб подтвердили свои требования.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещались в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно материально-правовому требованию истцом заявлены требования о признании незаконными действий заказчика при проведении открытого конкурса и признании недействительным открытого конкурса в связи с нарушением правил, установленных статьями 11, 12, 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд", статьей 22 Федерального закона "О защите конкуренции" и статьёй 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в допущении к участию в конкурсе участника, у которого отсутствуют лицензии, необходимые для выполнения работ по государственному контракту, в привлечении экспертной организации, которая состоит в договорных отношениях с победителем конкурса, неверным определением победителя по критерию "цена контракта" в связи с тем, что меньшая цена и лучшее качество работ предложены ООО "ВВС".
В обоснование заявленных требований истцом представлены:
- конкурсная документация,
- конкурсная заявка ООО "ВВС",
- конкурсная заявка ООО "БГГК",
- протокол заседания конкурсной комиссии по размещению в 2007 году заказа для государственных нужд на выполнение работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Республики Бурятия.
Полагая, что при проведении указанного конкурса были допущены нарушения, приведшие к участию в конкурсе лица (ООО "БГГК"), которое на должно было быть допущено к участию в конкурсе, неправильному определению победителя и как следствие лица, имеющего право на заключение государственного контракта, ООО "ВВС" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования со ссылкой на статьи 11, 12, 25, 35 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", условия конкурсной документации, суд первой инстанции исходил из невозможности допуска к участию в конкурсе ООО "БГГК", в связи с отсутствием обязательных лицензий, регламентированных конкурсной документацией.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 6 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Проверка соответствия участников размещения заказа требованиям, указанным в пунктах 2 - 4 части 1 и пункте 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Согласно пунктам 1, 2 части 1, части 4 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае: непредставления определенных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ; несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 Инструкции участникам размещения заказа предусмотрено, что участник размещения заказов представляет в составе конкурсной заявки документы, соответствующие перечню, представленные на страницах 14 информационной карты.
В указанный перечень документов входит, в том числе, предоставление копий лицензий по тематике конкурса.
Предметом настоящего спора являются действия Управления по недропользованию по Республике Бурятия при проведении открытого конкурса по выбору исполнителей на право заключения государственного контракта по лоту N 3 и признании недействительным открытого конкурса по выбору исполнителей на право заключения государственного контракта по лоту N 3.
Согласно лоту N 3 9-объект 1-54/07 предметом конкурса является "Поисковые работы на рудное золото в пределах Уакитского (Аиктинского) рудного узла (республика Бурятия)".
Арбитражный суд Республики Бурятия не включил в предмет судебного исследования вопросы о том, какие работы входят в понятие "поисковые работы", подлежат ли выполняемые работы по лоту N 3 лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что ООО "БГГК" необоснованно было допущено к участию в конкурсе при отсутствии у него лицензий на проведение геологических и картографических работ являются необоснованными.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел в выводу о том, решение от 15 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление от 13 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует установить, какие виды работ включают в себя поисковые работы по лоту N 3, необходимость для проведения таких работ получения лицензий. В зависимости от установленного, рассмотреть заявленные требования. Кроме того, суду следует распределить между лицами, участвующими в деле, расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление от 13 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-1746/07 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
В.И. Кулаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.