г.Иркутск |
|
19 марта 2008 г. |
N А10-3230/07-Ф02-899/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя Администрации города Улан-Удэ - Шиханова А.И. (доверенность от 18.01.2008 N 6);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Улан-Удэ на решение от 19 октября 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2007 года по делу N А10-3230/07 (суд первой инстанции: Ботоева В.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Григорьева И.Ю., Лешукова Т.О.),
установил:
Администрация города Улан-Удэ (Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным распоряжения от 28.06.2007 N 256-р Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия (ТУ Росимущества, Управление) "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, муниципальному образованию городского округа "город Улан-Удэ".
Решением суда от 19 октября 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2007 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотивам неправильного применения судами положений пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, неправомерного применения постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1, направив дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы считает, что имущество, указанное в оспариваемом распоряжении, не подпадает под условия применения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Администрация указывает на то, что суды не дали надлежащей правовой оценки доводам заявителя о необходимости учёта волеизъявления муниципального образования на передачу имущества, достижение договорённостей между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления и недопустимость принудительной передачи имущества. Предусмотренный названной нормой закона порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную включает направление органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти предложения о передаче имущества в муниципальную собственность.
Как полагает Администрация, судом неправомерно не учтено, что на момент принятия оспариваемого распоряжения не был представлен пакет необходимых документов, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374. В частности справки организации, осуществляющей государственный технический учет.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества считает судебные акты законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы - несостоятельными.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ТУ Росимущества о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (уведомление N 29810 от 03.03.2008), своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, заявив ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без их участия.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 13 марта до 19 марта 2008 года, до 11 часов 00 минут.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судебными инстанциями норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, ТУ Росимущества по Республике Бурятия в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и пунктом 5.10 постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" издано распоряжение от 28.06.2007 N 256-р, которым утверждён перечень передаваемого в собственность муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" имущества, составляющего казну Российской Федерации. Согласно приложению к названному распоряжению указанный перечень состоит из жилого фонда ЖКУ, не вошедшего в перечень приватизируемого имущества Улан-Удэнского авиационного завода, утвержденного государственным комитетом Республики Бурятия по управлению имуществом в 1994 году, общежития, расположенные в городе Улан-Удэ по адресам: N 1 по улице Заиграевская, 3; N 2 по улице Гастелло, 11; N 3 по улице Комарова, 17; N 4 по улице Комарова, 19. Пунктами 3 и 4 распоряжения предусмотрено оформление передачи имущества и представление муниципальным образованием городской округ "Город Улан-Удэ" на утверждение в Управление подписанного акта приёма-передачи в течение трёх недель с момента издания настоящего распоряжения. В случае если в установленный срок акт приёма-передачи не будет подписан и представлен, данный акт утверждается Управлением в одностороннем порядке (пункт 5 Распоряжения)
Полагая, что распоряжение от 28.06.2007 N 256-р вынесено ТУ Росимущества по Республике Бурятия с нарушением предусмотренных законодательством Российской Федерации условий передачи имущества, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд Республики Бурятия, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из соблюдения Управлением норм законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, а также из того, что Управление действовало в рамках делегированных ему полномочий. Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе, в результате разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Из абзацев 2, 3, 4 части 11 статьи 154 названного Закона следует, что передаваемое оспариваемым распоряжением имущество (общежития, расположенные в городе Улан-Удэ по адресам: N 1 по улице Заиграевская, 3; N 2 по улице Гастелло, 11; N 3 по улице Комарова, 17; N 4 по улице Комарова, 19) не может находиться в федеральной собственности. В силу приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 - жилой фонд является объектами муниципальной собственности.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определён пунктом 11 статьи 154 названного Закона.
Согласно установленному порядку органы местного самоуправления направляют федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений о передаче в соответствии с передаточным актом.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные выше решения являются основаниями возникновения права собственности на передаваемое имущество.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что передача имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную не должна осуществляться без согласования и учёта мнения принимающей стороны, неправомерно не принят судами во внимание. Выводы судов в этой части основаны на неправильном применении названной нормы закона.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П и Определении от 7 декабря 2006 года N 542-О следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2007 N 828-О-П "По жалобе Главы Администрации Муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ", положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Принимая во внимание вышеизложенное, при разрешении настоящего спора арбитражные суды должны были исследовать вопрос о наличии волеизъявления органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" на передачу в их собственность спорного имущества и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
При таких условиях, поскольку выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, не в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть вышеизложенное, установить в порядке части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о соответствии закону оспариваемого распоряжения ТУ Росимущества по Республике Бурятия от 28.06.2007 N 256-р, и вынести законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19 октября 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2007 года по делу N А10-3230/07 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.