г.Иркутск |
|
30 июня 2008 г. |
N А33-10453/2006 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального предприятия города Красноярска "Управляющая компания "Красжилсервис" - Симоновой Е.В. (доверенность от 30.05.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска, муниципального предприятия города Красноярска "Управляющая компания "Красжилсервис" на решение от 1 ноября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 13 марта 2008 Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-10453/2006 (суд первой инстанции - Данекина Л.А., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Бычкова О.И., Демидовой Н.М.),
установил:
муниципальное предприятие города Красноярска "Управляющая компания "Красжилсервис" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска (далее - налоговая инспекция) о частичном признании недействительным решения от 06.03.2006 N 184.
Решением суда от 1 ноября 2007 года заявленные предприятием требования удовлетворены частично: признано недействительным оспариваемое решение налогового органа в части признания необоснованным предъявления к возмещению сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года в сумме 6 702 958 рублей 20 копеек, доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 2 100 765 рублей 20 копеек, привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 420 153 рублей 05 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 13 марта 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции в части признания оспариваемого решения недействительным об отказе в применении налоговых вычетов в сумме 71 476 рублей 77 копеек отменено. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявленных предприятием требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в указанной части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из кассационной жалобы следует, что в обязанность предприятия не входит оказание населению коммунальных услуг. Предприятие осуществляет деятельность по заключению и исполнению договоров с поставщиками на поставку коммунальных ресурсов, деятельность по сбору с населения платежей за коммунальные ресурсы. Право на налоговый вычет у предприятия отсутствует, поскольку оно не осуществляет операции, являющиеся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При расчете с поставщиками предприятие не несет реальных затрат по уплате налога поставщику.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в данной части и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о неправомерном предъявлении налоговых вычетов в сумме 1 947 213 рублей 24 копеек, является необоснованным, так как предприятием соблюдены требования статьей 169, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Необоснованным является и вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения налогового органа недействительным в части отказа в применении налоговых вычетов в сумме 71 476 рублей 77 копеек. Внесенные в счета-фактуры исправления касались только реквизитов "к платежному документу". Изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" о возникновении права на налоговые вычеты только в том налоговом периоде, когда были внесены изменения в счета-фактуры, изменения были внесены 11 мая 2006 года и в спорный период данная норма не действовала.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции, предприятие считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов в данной части.
Налоговой инспекцией отзыв на кассационную жалобу предприятия не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25 июня 2008 года был объявлен перерыв до 10 часов 30 июня 2008 года.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, предприятием представлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года, в которой отражена сумма к уменьшению в размере 368 447 рублей, заявлена сумма налоговых вычетов в размере 8 683 710 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией принято решение от 06.03.2006 N 184, на основании которого предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 739 521 рубля. Указанным решением признано необоснованным предъявление к возмещению налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года в размере 8 650 171 рубля 51 копейки, доначислен налог на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года в сумме 4 066 052 рублей, признано необоснованным освобождение предприятия от уплаты налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года в сумме 118 482 рублей.
Налогоплательщик, считая решение налоговой инспекции незаконным, обратился с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края.
Суды первой и апелляционной инстанции, при рассмотрении данного спора обоснованно исходили из неподтверждения налогоплательщиком права на применение льготы, предусмотренной подпунктом 10 пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, неправомерном предъявлении налоговых вычетов в сумме 1 947 213 рублей 24 копеек на основании счетов-фактур, выставленных продавцом ОАО "Красноярскэнерго", в которых в качестве покупателя указан не заявитель, а другие юридические лица и правомерном включении предприятием в состав налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении коммунальных услуг.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение в части признания недействительным решения налоговой инспекции N 184 от 06.03.2006 об отказе в применении налоговых вычетов в сумме 71 476 рублей 77 копеек, суд апелляционной инстанции исходил из того, что исправленные в сентябре 2006 года счета-фактуры могут являться основанием для применения налогового вычета в том же налоговом периоде.
Как установлено судами, во исполнение обязательств управляющей организации предприятие обеспечивает задачи по содержанию жилищного фонда. Жилищно-коммунальные услуги являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Исчисление этого налога осуществляется налогоплательщиками на основании статьей 153, 154, 166, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), порядок исчисления налога на добавленную стоимость и порядок применения налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Каких-либо ограничений названных прав организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим дотации, Налоговым кодексом Российской Федерации не установлено.
Из анализа статьей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что предъявление к вычету налога на добавленную стоимость не ставится законодателем в зависимость от источников поступления налогоплательщику имущества, направленного на погашение задолженности по уплате налога.
Право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлены фактами уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении товаров, принятия на учет данных товаров и наличия необходимого пакета первичных учетных документов.
Таким образом, вывод суда о том, что, не являясь субъектом, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость, и, оказывая услугу, не освобожденную от обложения налогом на добавленную стоимость, предприятие обязано исчислить налог на добавленную стоимость со стоимости всей коммунальной услуги, в том числе и со стоимости электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и канализации населению.
Обоснованным является и вывод арбитражного суда о неправомерном предъявлении предприятием налоговых вычетов в сумме 1 947 213 рублей 24 копеек на основании счетов-фактур, выставленных продавцом ОАО "Красноярскэнерго", в которых в качестве покупателей указаны другие юридические лица - МП "ПЖРЭТ N 6", МП "ПЖРЭТ N 10", МП "ПЖРЭТ N 9".
Счета-фактуры, составленные и выставленные ОАО "Красноярскэнерго", в качестве покупателей в которых указаны иные юридические лица, не могут служить основанием для предъявления предприятием к вычету налога на добавленную стоимость.
Применение заявителем налоговых вычетов на основании счетов-фактур, в которых он не поименован в качестве покупателя, свидетельствует о несоблюдении требований статьей 169, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих условия применения налогового вычета.
Представленные предприятием в обоснование налоговых вычетов по данным счетам-фактурам документы: счета-фактуры, выставленные заявителю МП "ПЖРЭТ N 6", МП "ПЖРЭТ N 9", МП "ПЖРЭТ N 10", платежные документы, подтверждающие фактическое перечисление денежных средств ОАО "Красноярскэнерго", договоры комиссии, согласно которым МП "ПЖРЭТ N 6", МП "ПЖРЭТ N 9", МП "ПЖРЭТ N 10" (комиссионер) соответственно приняло обязательство перед предприятием (комитент) по приобретению электрической и тепловой энергии для комитента от своего имени, но за счет комитента, правомерно признаны арбитражным судом недостаточными доказательствами приобретения электрической и тепловой энергии по спорным счетам-фактурам.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции от 1 ноября 2007 года и принимая новое решение об отказе предприятию в признании недействительным решения налоговой инспекции N 184 от 06.03.2006 в части отказа в применении налоговых вычетов в сумме 74 476 рублей 77 копеек, суд апелляционной инстанции основывался на том, что предприятие вправе заявить вычеты по исправленным счетам-фактурам - N 306 от 28.09.2004, N Фн-520 от 17.09.2004, N 91 от 30.09.2004, N 3769 от 17.09.2004, N 485 от 15.09.2004, N 629 от 29.09.2004, N 620 от 27.09.2004, N 615 от 24.09.2004, N 619 от 27.09.2004, N 585 от 22.09.2004, N 614 от 24.09.2004, N 645 от 29.09.2004, N 472 от 26.08.2004 только в том налоговом периоде, в котором они исправлены - в сентябре 2006 года.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом суда апелляционной инстанции.
По смыслу статьей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) обусловлено производственным назначением, фактическим наличием приобретенных товаров (работ, услуг), их оприходованием и оплатой, в связи с чем суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются указанные условия.
Налоговый период применения налоговых вычетов связан с выполнением этих условий, определяющих право налогоплательщика на налоговые вычеты. В рассматриваемом случае - это период, к которому относятся затраты предприятия по оплате налога поставщику.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции от 13 марта 2008 года в части отказа предприятию в удовлетворении требований о признании недействительным решения налоговой инспекции N 184 от 06.03.2006 об отказе в применении налоговых вычетов в сумме 74 476 рублей 77 копеек подлежит отмене и оставлению в данной части в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 13 марта 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска 1 184 от 06.03.2006 об отказе в применении налоговых вычетов в сумме 74 476 рублей 77 копеек отменить. В данной части оставить в силе решение суда от 1 ноября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.
Взыскать с муниципального предприятия города Красноярска "Управляющая компания "Красжилсервис" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 900 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Первушина |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.