г. Иркутск |
|
19 февраля 2008 г. |
N А19-12511/07-50 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Парской Н.Н., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска - Сашенковой И.Э. (доверенность от 26.12.2007 N 11/101), Амагаева А.И. (доверенность от 04.02.2008 N 11/45), открытого акционерного общества Гостиничный комплекс "Ангара" - Бредихиной Е.М. (доверенность от 11.02.2008 ),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска на решение от 15 октября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12511/07-50 (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.),
установил:
открытое акционерное общество Гостиничный комплекс "Ангара" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 08.08.2007 N 02-10/409дсп в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 958 133 рубля, в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 596 011 рублей, в части уплаты налога на доходы физических лиц в сумме 4 790 663 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2007 года заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом о признания незаконным оспариваемого решения в части начисления пени в сумме 326 057 рублей и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 958 133 рублей, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его изменить в обжалуемой части и принять по делу в указанной части новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, необоснованным является вывод арбитражного суда о признании незаконным доначисления пени в сумме 326 057 рублей по сроку на 28.02.2007, то есть за период, подлежащий налоговой проверке, а также о неправомерности привлечение общества к налоговой ответственности в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 958 133 рублей. Своевременное перечисление в бюджет удержанного с физических лиц подоходного налога является неотъемлемым признаком надлежащего выполнения налоговым агентом своих обязанностей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 28.02.2007.
В ходе проведения проверки налоговой инспекцией установлено несвоевременное и неполное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц. Задолженность общества по данному налогу на 31.12.2005 составила 9 013 115 рублей.
Данные нарушения отражены в акте выездной налоговой проверки от 29.06.2007 N 02-140/335дсп.
Решением от 08.08.2007 N 02-10/409дсп общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 958 133 рублей. Данным решением обществу предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 4 790 633 рублей, уплатить налоговые санкции в общей сумме 963 633 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 2 519 698 рублей.
Общество, не согласившись с принятым решением налоговой инспекции в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, и начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 596 011 рублей обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным в указанной части.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходил из несоответствия резолютивной части оспариваемого решения его тексту, содержанию и выводам акта проверки. Поскольку задолженность по налогу на доходы физических лиц, как выявленная в ходе проверки и отраженная в акте, так и задолженность по налогу на доходы физических лиц, которая не была выявлена в ходе проверки, а лишь отражена в оспариваемом решении, обществом погашена, то привлечение общества к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованным.
Как следует из материалов дела, решением заместителя руководителя инспекции от 05.03.2007 N 02-19 назначена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и уплаты, в том числе, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 28.02.2007.
В ходе проведения проверки налоговой инспекцией в адрес общества выставлено требование N 1861 о представлении документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
Из оспариваемого решения следует, что задолженность по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 28.02.2007 составила 4 790 663 рубля. Сумма пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц составила 2 519 698 рублей.
В акте выездной налоговой проверки N 02-140/335дсп от 29.06.2007 инспекцией сделан вывод о несвоевременности перечисления общество в бюджет налога на доходы физических лиц за период 2004-2005 годы, при этом, согласно акту сумма задолженности составила 9 013 115 рублей.
Согласно справке от 04.05.2007 N 02-54, а также акту от 29.06.2007 N 02-140/335дсп выездная налоговая проверка начата 05.03.2007 и окончена 04.05.2007. В справке указан период проверки по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что в ходе выездной налоговой проверки были проверены периоды 2004-2005 годы, в связи с чем, содержащиеся в оспариваемом решении выводы о задолженности по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 28.02.2007 не соответствуют установленным в ходе проверки фактам.
Налоговой инспекцией не оспаривается факт уплаты обществом как задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2004-2005 годы в сумме 9 013 115 рублей, зафиксированной в акте проверки (оплата произведена в 2006 году), так и задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 4 790 663 рублей, отраженной в оспариваемом решении как выявленной по состоянию на 28.02.2007 в апреле 2007 года, то есть до окончания проведения выездной налоговой проверки.
На основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Из приведенной нормы следует, что привлечение налогового агента к ответственности предусмотрено за неправомерное неперечисление им в бюджет сумм налога.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Поскольку задолженность по налогу на доходы физических лиц, как выявленная в ходе проверки и отраженная в акте, так и задолженность по налогу на доходы физических лиц, которая не была выявлена в ходе проверки, а лишь отражена в оспариваемом решении, обществом погашена, вывод арбитражного суда о необоснованном привлечении общества по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным.
Исходя и положений статей 123, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки является основанием для начисление налоговому агенту пеней.
Сумма пени, приходящаяся на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2004-2005 годы в сумме 9 013 115 рублей, составляет 1 923 683 рубля (акт выездной налоговой проверки от 29.06.2007 N 02-14/335дсп).
При таких обстоятельствах, вывод суда о необоснованно начислении обществу пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 596 011 рублей, является законным.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены или изменения судебного акта принятого по настоящему спору.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15 октября 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12511/07 -50 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Первушина |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.