город Иркутск |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А58-7391/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Соколовой Л.М, Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2015 года по делу N А58-7391/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Кокорин Тимофей Анатольевич (г. Якутск, ОГРН: 304143503300055, далее - индивидуальный предприниматель Кокорин Т.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации г. Якутска (г. Якутск, ОГРН: 1031402045124, далее - администрация) о признании незаконным отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск" торгового павильона (ритуальных услуг) и об обязании включить павильон в названную схему.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2015 годазаявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2015 года решение суда от 2 марта 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Окружная администрация г. Якутска ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права, не установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель Кокорин Т.А. считает доводы кассационной жалобы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 31.07.2015), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, индивидуальный предприниматель Кокорин Т.А. обратился в Департамент градостроительной политики администрации с заявлением от 28.07.2014 N 654 о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) торгового павильона (ритуальных услуг) общей площадью 35 кв.м. по адресу: город Якутск, Сергеляхское шоссе, 5 км.
Администрация отказала предпринимателю во включении вышеназванного торгового павильона в схему размещения, выдав выписку из протокола комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск" от 21.08.2014.
Суды двух инстанций, признавая по заявлению индивидуального предпринимателя Кокорина Т.А. незаконным оспариваемый отказ администрации, исходили из несоответствия ненормативного правового акта Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2011 N 243 "О Порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия)" (далее - постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 243), Правилам благоустройства городского округа "Город Якутск", принятым решением Якутской городской Думы от 16.06.2011 N РЯГД-35-10 (далее - Правила благоустройства) и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными в связи со следующим.
Как следует из статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Постановлением Окружной администрации г. Якутска 12.11.2012 N 236п утверждён Порядок рассмотрения предложений юридических и физических лиц о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск" (далее - Порядок рассмотрения предложений).
В силу пункта 3.1 названного Порядка для включения планируемых к размещению нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов заявитель направляет в Департамент градостроительной политики Окружной администрации города Якутска заявление о включении объекта в схему размещения.
Пунктом 5.4 Порядка рассмотрения предложений предусмотрены основания для отказа во включении объекта заявителя планируемых к размещению нестационарных торговых объектов в схему размещения. К таким основаниям относятся, в частности несоответствие Правилам благоустройства; несоответствие постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N 243.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 26.04.2013 N 79 утверждено Положение о комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск", из пункта 3.1.2 которого следует, что комиссия в пределах своей деятельности обязана в случае отказа в согласовании включения предложения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск" мотивировать отказ в письменном виде в протоколе.
Как следует из материалов дела (выписки из протокола комиссии от 21.08.2014), мотивом оспариваемого отказа послужило несоответствие планируемого к включению в схему размещения торгового павильона Правилам благоустройства и постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N 243.
Администрация в обоснование законности отказа в дальнейшем ссылалась также на градостроительное заключение от 27.08.2014 N 1119-14 и письмо Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта от 24.02.2015 N С38827.
Согласно градостроительному заключению N 1119-14, заявление предпринимателя не соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск", утвержденной постановлением окружной администрации ГО "город Якутск" от 12.11.2012 N 237п, Правилам благоустройства, постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N 243.
Из письма Департамента N С38827 следует, что причиной отказа явилось несоответствие Правилам благоустройства (п.2.2.61.3. Не допускается размещение нестационарных объектов в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках городского пассажирского транспорта (за исключением сблокированных с остановочным павильоном (навесом) в соответствии с частью 6 пункта 2.2.61 настоящих Правил), в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых предприятий, 3 м- от ствола дерева, 1,5 м - внешней кроны кустарника); а также несоответствие постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N 243. (п.3.6 Нестационарные торговые объекты не должны располагаться на инженерных сетях и коммутациях, в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций, на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, площадок для отдыха, а также в иных зонах, устанавливаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
В письме Департамент также указывает, что по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 2а на частной территории установлен нестационарный тортовый объект, где осуществляется предпринимательская деятельность - ритуальное агентство "Реквием", в связи с чем по заявленному адресу нет острой необходимости для размещения данного вида услуги. В настоящее время на территории городского округа "город Якутск" размещено и действует 18 объектов по предоставлению ритуальных услуг. Данным видом услуг население города Якутска обеспечено более, чем достаточно.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суды двух инстанций, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства и, в частности вышеуказанные градостроительное заключение и письмо Департамента, правомерно указали на то, что документы, на которые ссылается администрация, не содержат выводов о том, в чём именно состоит несоответствие заявления предпринимателя законодательству о торговой деятельности.
Как правомерно утверждают суды, администрация не представила доказательств, свидетельствующих о том, что включение торгового павильона ритуальных услуг в схему размещения нестационарных торговых объектов приведёт к нарушению пункта 3.6 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 243 и пункта 2.2.61.3 Правил благоустройства.
Не были подтверждены необходимыми расчётами и доводы администрации об отсутствии острой необходимости включения в схему размещения данного объекта.
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с выводами судов, указывает на то, что судами были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, однако приводимые им доводы не опровергают мотивированных выводов судов о незаконности решения об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск" торгового павильона индивидуального предпринимателя Кокорина Т.А. Ссылки в протоколе от 21.08.2014 на несоответствие заявления предпринимателя законодательству при отсутствии доказательств не могут, как правильно посчитали суды, служить подтверждением законности рассматриваемого отказа.
Суд кассационной инстанции полагает, что доводы заявителя кассационной инстанции направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, в связи с чем они не могут быть учтены.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2015 года по делу N А58-7391/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.