г. Чита |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А58-7391/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Э.В. Ткаченко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2015 года по делу N А58-7391/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Кокорина Тимофея Анатольевича (ИНН 143500084972, ОГРН 304143503300055) к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск", торгового павильона (ритуальные услуги) незаконным и об обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск",
суд первой инстанции, судья Эверстова Р.И.,
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Артамоновой Л.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) секретарем судебного заседания Пименовой В.С.,
от заявителя: Сивковой М.М., представителя по доверенности от 27.10.2014
от заинтересованного лица: Татариновой М.В., представителя по доверенности от14.04.2015
установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Кокорин Тимофей Анатольевич, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска о признании отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск", торгового павильона (ритуальные услуги) незаконным и об обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск".
Решением суда первой инстанции от 02 марта 2015 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о доказанности оспариваемого отказа, изложенного в Выписке из протокола заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов от 21.08.2014, несоответствующего нормативным правовым актам, и нарушение им прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Окружная Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Администрации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что суд первой инстанции не дал оценки доводам Администрации о том, что отказано по причине несоответствия Правилам благоустройства Городского округа "Город Якутск", принятых решением Якутской городской Думы от 16.06.2011 N 2-НПА, Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2011 N 243.
Представитель предпринимателя в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 14.04.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно материалам дела, 28.07.2014 в адрес Департамента градостроительной политики Окружной администрации поступило заявление предпринимателя вх. N 654 на включение в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового павильона (ритуальные услуги) общей площадью 35 кв.м. по адресу: город Якутск, Сергеляхское шоссе, 5 км. (т. 1, л. 12 ).
Рассмотрев указанное заявление, комиссией по внесению изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Якутск" заявителю отказано в согласовании по причине несоответствия Правилам благоустройства Городского округа "Город Якутск" ЯГД от 16.06.2011 N 2- НПА, Постановлению Правительства РС (Я) от 10.06.2011 N 243 (т. 1, л. 11).
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч.1).
2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.2).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (ч.3).
Согласно Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Саха (Якутия), утвержденному Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2011 N 243, порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Саха (Якутия) разработан в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях: установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований в Республике Саха (Якутия); создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения; формирования здоровой конкурентной среды в сфере торговли; восполнения недостающей стационарной торговой сети; обеспечения рационального размещения розничной торговой сети и наиболее полного удовлетворения потребности населения в торговом обслуживании; защиты интересов предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, от необоснованных административных ограничений.
Постановлением Окружной администрации от 26.04.2013 N 79п утверждено Положение о комиссии и образована комиссия по внесению изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Городского округа "Город Якутск". Пунктом 2.1.4 Положения Комиссия уполномочена на рассмотрение предложений физических и юридических лиц о включении в Схему нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск". Пунктом 3.1.1 и 3.1.2 Положения комиссия в пределах своей деятельности обязана: рассматривать предложения физических и юридических лиц в сроки, предусмотренные постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.12.2011 N 236п "Об 7 утверждении Порядка рассмотрения предложений юридических и физических лиц о включении планируемых к размещению нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск". В случае отказа в согласовании включения предложения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск", мотивировать отказ в письменном виде в протоколе Комиссии
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2011 N 243 постановлением Окружной администрацией от 12.11.2012 N 236п утвержден Порядок рассмотрения предложений юридических и физических лиц о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Городского округа "Город Якутск". Постановлением Окружной администрации от 15.02.2013 N 12п в указанный Порядок внесены изменения и дополнения.
Пунктом 1.3 указанного Порядка установлено, что рассмотрение предложений юридических и физических лиц о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" осуществляется в целях: а) обеспечения рационального размещения объектов розничной торговли и для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в торговом обслуживании; б) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; в) достижения установленных Правительством Республики Саха (Якутия) нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; г) обеспечения соблюдения ограничений, установленных законодательством на ряд продовольственных товаров и табачных изделий.
Пунктом 3.1 вышеназванного Порядка предусмотрено, что для включения планируемых к размещению нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов заявитель направляет в Департамент градостроительной политики Окружной администрации города Якутска заявление о включении объекта в схему размещения (далее - заявление).
Пунктом 5.4 Порядка установлены основания для отказа во включении объекта заявителя планируемых к размещению нестационарных торговых объектов в Схему размещения, которыми являются:
5.4.1. Отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте;
5.4.2. Предоставление недостоверной или искаженной информации;
5.4.3. Несоответствие градостроительным нормам и правилам;
5.4.4. Несоответствие НПБ 103-95 Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Противопожарные требования. Торговые павильоны и киоски;
5.4.5. Несоответствие СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях";
5.4.6. Несоответствие СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги";
5.4.7. Несоответствие Правилам благоустройства городского округа "город Якутск" Якутской городской Думы от 16 июня 20 И года N 2-НПА;
5.4.8. Несоответствие постановлению Правительства РС (Я) от 10.06.2011 N 243 "О порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия)" (вместе с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
5.4.9. Несоответствие приложений N N 2 - 30 требованиям к нестационарным торговым объектам, к постановлению Окружной администрации города Якутска от 12.11.2012 N 237п "О нестационарных торговых объектах в городском округе "город Якутск";
5.4.10. Отсутствие в потребности в объектах нестационарной торговли по причине фактического наличия подобных видов объектов на прилегающей территории;
5.4.11. Несоответствие утвержденной градостроительной документации.
Предприниматель посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует действующему законодательству обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч.5).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из оспариваемого решения, комиссия Администрации не сослалась на нарушение конкретных норм названных правовых актов, что не позволяет согласиться с ее доводами о том, что заявление предпринимателя от 28.07.2014 не соответствует Правилам благоустройства Городского округа "Город Якутск" ЯГД от 16.06.2011 N 2- НПА, Постановлению Правительства РС (Я) от 10.06.2011 N 243 (т. 1, л. 11).
Из оспариваемого решения невозможно установить, в чем состоит несоответствие заявления предпринимателя указанным правовым актам и что не позволяет включить его объект стационарной торговли в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В то же время, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе Администрация указала, что оспариваемое решение подтверждено градостроительным заключением N 1119-14 от 27.08.2014 (т. 1, л. 23) и письмом Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта от 24.02.2015 N С38827 (т. 1, л. 82).
Из градостроительного заключения N 1119-14 от 27.08.2014 (т. 1, л. 23) следует, что заявление предпринимателя не соответствует: "Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением окружной администрации ГО "город Якутск" N 237п от 12.11.2012, Правилам благоустройства городского округа "город Якутск" ЯГД от 16.06.2011 N 2-НПА, Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) о 10.06.2011 N 243.
Ссылок на конкретные нормы данное заключение не содержит, что не позволяет согласиться с доводами администрации о том, что данное заключение содержит законные основания для отказа предпринимателю в удовлетворении его заявления.
Из письма Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта N С38827 от 24.02.2015 (т. 1, л. 82) следует, что причиной отказа включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск", торгового павильона (ритуальные услуги), общей площадью 35 кв.м. по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 5 км., явилось несоответствие:
1. Правила благоустройства городского округа "город Якутск" ЯГД от 16 июня 2011 года N 2-НПА (п.2.2.61.3. Не допускается размещение нестационарных объектов в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках городского пассажирского транспорта (за исключением сблокированных с остановочным павильоном (навесом) в соответствии с частью 6 пункта 2.2.61 настоящих Правил), в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых предприятий, 3 м- от ствола дерева, 1,5 м - внешней кроны кустарника).
2. Постановление Правительства РС (Я) от 10.06.2011 г. N 243. (п.3.6 Нестационарные торговые объекты не должны располагаться на инженерных сетях и коммутациях, в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций, на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, площадок для отдыха, а также в иных зонах, устанавливаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
По адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 2а на частной территории установлен нестационарный тортовый объект, где осуществляется предпринимательская деятельность - ритуальное агентство "Реквием", в связи с чем, по заявленному адресу нет острой необходимости для размещения данного вида услуги. В настоящее время на территории городского округа "город Якутск" размещено и действует 18 объектов по предоставлению ритуальных услуг. Данным видом услуг население города Якутска обеспечено более, чем достаточно.
Оценивая указанное, суд апелляционной инстанции усматривает, что истинной причиной отказа, были выводы Окружной администрации о том, что "по заявленному адресу нет острой необходимости для размещения данного вида услуги. В настоящее время на территории городского округа "город Якутск" размещено и действует 18 объектов по предоставлению ритуальных услуг. Данным видом услуг население города Якутска обеспечено более, чем достаточно".
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, Окружная администрация не представила в суд доказательств подтверждения ее доводов о том, что "по заявленному адресу нет острой необходимости для размещения данного вида услуги. В настоящее время на территории городского округа "город Якутск" размещено и действует 18 объектов по предоставлению ритуальных услуг. Данным видом услуг население города Якутска обеспечено более, чем достаточно".
По мнению суда апелляционной инстанции, данные доводы должны быть подтверждены расчётами, сделанными на основании утверждённых нормативов предоставления данной услуги на единицу населения, поскольку в противном случае такие доводы носят субъективный необоснованный на соответствующих данных характер.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться, что указанные обстоятельства являются нарушением Правил благоустройства городского округа "город Якутск" ЯГД от 16 июня 2011 года N 2-НПА или Постановления Правительства РС (Я) от 10.06,2011 г. N 243, поскольку там отсутствуют такие основания и установления.
Непредставлено Окружной администрацией и конкретных доказательств, свидетельствующих о том, что в случае удовлетворения заявления предпринимателя будут нарушены п.3.6 Постановления Правительства РС (Я) от 10.06.2011 г. N 243 и п.2.2.61.3 Правил благоустройства городского округа "город Якутск" ЯГД от 16 июня 2011 года N 2-НПА, поскольку из материалов дела не усматривается, что на испрашиваемом предпринимателем месте имеются указанные обстоятельства.
В силу указанного, оспариваемое решение Окружной администрации не соответствует пункту 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, которым предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые не допускают нарушения прав и законных интересов граждан.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Окружной администрации нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "02" марта 2015 года по делу N А58-7391/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7391/2014
Истец: Ип Кокорин Тимофей Анатольевич
Ответчик: Окружная администрация города Якутска
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4534/15
11.06.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2028/15
08.06.2015 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7391/14
02.03.2015 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7391/14