город Иркутск |
|
3 сентября 2015 г. |
Дело N А19-3919/2014 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Бандурова Д.Н., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Дух веры" - Холщёвой Ольги Васильевны (доверенность от 20.09.2012, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Дух веры" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 года по делу N А19-3919/2014 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Басаев Д.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
Департамент недвижимости администрации города Усть-Илимска (ОГРН: 1063817009310, далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Дух Веры" (ОГРН: 1033800002884, далее - религиозная организация, ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды от 06.12.2007 N 3926 в размере 158 085 рублей 31 копейки за период с 01.01.2011 по 23.09.2013 и пени за просрочку внесения арендной платы в размере 31 063 рублей 45 копеек за период с 11.01.2011 по 23.09.2013.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2014 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2014 года названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Вынесенным по результатам повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2015 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2015 года отменено, требования департамента удовлетворены.
Религиозная организация обжаловала постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 года в кассационном порядке, просила его отменить как основанное на неправильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе религиозной организации приведены доводы о том, что при принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом не дана оценка нормативным актам, регламентирующим размеры арендной платы на их соответствие постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) и при расчете размера арендной платы не применена соответствующая ставка, установленная для земель федеральной собственности, а также не учтены положения пункта 9 названного постановления, предусматривающего, что арендная плата, рассчитанная на основании кадастровой стоимости земельного участка и возможность изменения которой в связи с изменением кадастровой стоимости участка установлена договором, подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости; в этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции не проводится.
По мнению заявителя кассационной жалобы, произведенный судом расчет задолженности по арендным платежам препятствует реализации закрепленного в постановлении N 582 принципа защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, к каковым относится ответчик.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу соответствующего нормативно-правового акта, утвердившего эту стоимость, а не с момента внесения стоимости в государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Присутствующий в судебном заседании представитель доводы кассационной жалобы подтвердила.
В письменных возражениях на кассационную жалобу департамент указал на несостоятельность ее доводов, полагая принятый апелляционной инстанцией судебный акт законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 06.12.2007 между департаментом (арендодатель) и религиозной организацией (арендатор) заключен договор аренды N 3926, по условиям которого арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 38:32:020102:0305 общей площадью 12 700 кв.м, в том числе 259 кв.м - земли ограниченного пользования, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Катымовское шоссе, 1, для использования в целях размещения зданий церкви, на срок до 06.12.2012.
По акту приема-передачи от 06.12.2007 земельный участок передан арендатору.
В соответствии с пунктом 2.2 договора арендатор обязуется вносить ежегодную арендную плату в сумме 22 695 рублей 52 копейки равными долями ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца. Ежемесячная арендная плата составляет 1 891 рубль 30 копеек. Расчет арендной платы на земельный участок представлен в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 2.4 договора пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы арендной платы - в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Пунктом 2.5 договора предусмотрено, что размер арендной платы может быть пересмотрен по требованию арендодателя не чаще одного раза в год в случаях изменения базовых ставок арендной платы за землю, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
Об изменении размера арендной платы арендодатель уведомляет арендатора в письменном виде не менее чем за 10 дней до момента внесения изменений.
В соответствии с пунктом 3.1.1.2 арендодатель имеет право индексировать размер арендной платы в одностороннем порядке по решению Городской Думы, но не чаще, чем 1 раз в год, о чем обязан уведомить арендатора за 10 дней до момента внесения изменения.
Соглашением от 23.09.2013 в связи с переоформлением земельного участка в аренду сроком на 49 лет стороны обязались расторгнуть договор аренды от 06.12.2007 N 3926.
Религиозная организация обязалась в течение 10 дней со дня подписания соглашения передать земельный участок по акту приема-передачи, погасить задолженность по арендной плате и пени, сложившиеся на дату расторжения.
По акту приема-передачи от 23.09.2013 земельный участок передан департаменту.
Ссылаясь на имеющуюся у религиозной организации задолженность по арендной плате за период с 01.01.2011 по 23.09.2013 и пени за период с 11.01.2011 по 23.09.2013, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 7 статьи 1, пункта 4 статьи 22, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 424, пункта 1 статьи 450, пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Вводный закон), учел правовые подходы, сформулированные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях от 02.02.2010 N 12404/09, от 05.07.2011 N 1709/11, от 17.04.2012 N 15837/11.
Выполняя изложенные в постановлении от 24 ноября 2014 года указания суда кассационной инстанции, Арбитражный суд Иркутской области по результатам повторного рассмотрения дела пришел к выводу о том, что представленный истцом расчет арендной платы противоречит принципам её определения, предусмотренным в постановлении N 582 и подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации. Применив к спорному земельному участку, арендуемому религиозной организацией, освобожденной на основании пункта 4 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты земельного налога, подпункт "а" пункта 3 постановления N 582 (0,01 % в отношении земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах), суд первой инстанции задолженности по арендным платежам и пени за ответчиком не выявил.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласился, исходя из следующего.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных договором (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период).
На основании пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации договор является основанием для возникновения обязательства.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Обязанность арендатора своевременно и в полном объёме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество предусмотрена статьями 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендная плата по договору аренды от 06.12.2007 является регулируемой; арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Порядок определения размера арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Вводного закона органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, сформулированную в определениях от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 по делу N 306-ЭС14-6558 и от 15.06.2015 по делу N 310-ЭС15-1189, суд апелляционной инстанции указал, что при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, и регулирующим соответствующие земельные отношения.
При этом постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
В силу приведенной позиции не подлежит применению в рассматриваемом случае и установленное подпунктом "а" пункта 3 постановления N 582 правило о том, что в отношении земельного участка, предоставленного юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, арендная плата рассчитывается в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением N 582 закреплен принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размера земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Однако указанный принцип в региональном законодательстве не был реализован, соответствующие льготы для отдельных категорий арендаторов, в том числе религиозных организаций, освобожденных на основании пункта 4 статьи 395 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты земельного налога, в нем не предусмотрены.
Вместе с тем данное обстоятельство не означает возможность использовать процентные значения, установленные постановлением N 582 для федеральных земель, при расчете арендной платы в отношении спорного участка из неразграниченных публичных земель.
Устранение несоответствия регионального нормативного правового акта федеральному законодательству осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем его оспаривания.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно произвел расчет арендных платежей, подлежащих уплате ответчиком за спорный период, на основании Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па (далее - Положение), постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп); Решения Думы пятого созыва муниципального образования город Усть-Илимск от 25.11.2009 N 5/17 "О земельном налоге на территории муниципального образования город Усть-Илимск"; Решения Думы муниципального образования город Усть-Илимск пятого созыва от 27.10.2010 N 18/101 об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск (далее - Порядок N 18/101).
Постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп, вступившим в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования - 28.11.2010, утверждена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка.
Как правильно отмечено апелляционным судом, новый показатель кадастровой стоимости применяется с момента вступления в силу нормативно-правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки, что соответствует позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, а также положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не исключающим применение для целей исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, нового показателя кадастровой стоимости с момента вступления в силу нормативно-правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель.
Проверив расчет задолженности по арендной плате за спорный период, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 309, 330, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2.2, 2.4, 2.5 договора, правомерно признал подлежащими удовлетворению исковые требования департамента о взыскании с религиозной организации 158 085 рублей 31 копейки задолженности по арендной плате и 31 063 рублей 45 копеек пени.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает кассационную жалобу необоснованной, не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, основанного на правильном применении норм материального права при полно установленных фактических обстоятельствах и соблюдении требований процессуального законодательства.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 года по настоящему делу следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 года по делу N А19-3919/2014 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.