город Иркутск |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А58-1355/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Соколовой Л.М., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Устиновой А.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Кононовой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) - Иванова Станислава Спиридоновича (доверенность от 06.07.2015), открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис" - Ковпак Евгении Вячеславовны (доверенность от 01.01.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2015 года по делу N А58-1355/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Устинова Е.Н., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439, г. Якутск, далее - ОАО "Теплоэнергосервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, от 21.03.2014 N N 0772, 0775, 0779, 0784, 0785 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402057960, г. Якутск, далее - Управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 13.03.2014 NN 03-027/2014, 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2014 года дела N N А58-1369/2014, А58-1367/2014, А58-1365/2014, А58-1360/2014 объединены с делом N А58-1355/2014 для их совместного рассмотрения с присвоением номера дела N А58-1355/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, административный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению административного органа, вменяемое обществу правонарушение следует квалифицировать по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель управления поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, представитель общества считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "Теплоэнергосервис" осуществляет свою деятельность на основании лицензий: ЯКУ 03131 ВП от 09.02.2012 на геологическое изучение участка скважины N ШГ86 в г. Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования "город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия); ЯКУ 03184 ВП от 29.05.2012 на геологическое изучение участков скважин NN 1, 2 в с. Кутана с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории с. Кутана муниципального образования "Наслег Анамы" Алданского района Республики Саха (Якутия); ЯКУ 03192 ВП от 30.05.2012 на геологическое изучение участков скважин NN Я-10001, 3040 в с. Верхний Куранах с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" Алданского района Республики Саха (Якутия); ЯКУ 03197 ВП от 30.05.2012 на геологическое изучение участка скважин NN 10025, Я-33 в п. Большой Нимныр с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории п. Большой Нимныр муниципального образования "Город Алдан" Алданского района Республики Саха (Якутия); ЯКУ 03198 ВЭ от 30.05.2012 на геологическое изучение участка скважины N 1 в с. Якокут с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории с. Якокут муниципального образования "Поселок Ленинский" Алданского района Республики Саха (Якутия).
На основании приказа о проведении проверки от 15.01.2014 N 24, административным органом проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По результатам выездной проверки административным органом составлен акт от 28.02.2014 N 03-3Ю и протоколы об административном правонарушении от 06.03.2014 NN 03-027/2014, 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014.
Указанными протоколами обществу вменено нарушение условий подпунктов "а", "б" пункта 3.2.1 и пункта 4.2 лицензионных соглашений, согласно которым недропользователь обязуется разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз; приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр; обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ; в связи с отсутствием технического проекта - не выполнены.
13.03.2014 постановлениями N N 03-027/2014, 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 рублей по каждому постановлению.
Полагая, что постановления по делу об административном правонарушении от 13.03.2014 N N 03-027/2014, 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановлений незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку последнее не осуществляло фактического пользования недрами.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5).
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из буквального толкования приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, суды обоснованно указали, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно только при условии фактического пользования недрами.
Судами установлено, что общество по лицензиям ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП не приступило к полевым работам по геологическому изучению участков недр.
Таким образом, инкриминируемые обществу нарушения в отсутствие доказательств осуществления лицензируемого вида деятельности, не являются нарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии у административного органа правовых оснований для привлечения ОАО "Теплоэнергосервис" к административной ответственности, предусмотренной предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Управления о том, что общество не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2015 года по делу N А58-1355/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.