Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2015 г. N Ф02-5488/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А58-1355/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2015 года по делу N А58-1355/2014 по заявлениям открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592) от 21.03.2014 N N 0772, 0775, 0779, 0784, 0785 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402057960, ИНН 1435152480) о признании незаконными и отмене постановлений от 13.03.2014 NN 03- 027/2014, N 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Устинова А.Н.),
при отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" (далее - заявитель, общество или ОАО "Теплоэнергосервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлениями от 21.03.2014 N N 0772, 0775, 0779, 0784, 0785 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 13.03.2014 NN 03-027/2014, N 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014 (с уточнением предмета спора от 16.04.2014 NN 01111, 01112, 01107, 01109, 01110) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.05.2014 дела N N А58-1369/2014, А58-1367/2014, А58-1365/2014, А58-1360/2014 объединены с делом N А58-1355/2014 для их совместного рассмотрения с присвоением номера дела N А58-1355/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2015 года постановления Управления от 13.03.2014 N 03-039/2014, N 03-040/2014, N 03-027/2014, N 03-030/2014, N 03-034/2014 о назначении ОАО "Теплоэнергосервис" административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, признаны незаконными и отменены полностью.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления от 13.03.2014 2014 N N 03-027/2014, N 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014 содержат неправильную квалификацию правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Управление, не согласившись с данным решением, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права.
Из апелляционной жалобы следует, что при выдаче лицензии с предоставлением участка недр в виде геологического отвода возможно осуществление только геологического изучения недр. В связи с чем, получение двух лицензий по геологическому отводу на геологическое изучение и добычу не допускается.
Общество в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что обжалуемым решением суд первой инстанции всесторонне и полностью рассмотрел данное дело. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление и общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Общество представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ОАО "Теплоэнергосервис" зарегистрировано в качестве юридического лица, и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - N 1071435012439 (том 1, л. д. 18).
ОАО "Теплоэнергосервис" осуществляет свою деятельность на основании следующих лицензий:
- ЯКУ 03131 ВП от 09.02.2012 на геологическое изучение участка скважины N ШГ86 в г.Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования "город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия);
- ЯКУ 03184 ВП от 29.05.2012 на геологическое изучение участков скважин N N 1, 2 в с.Кутана с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории с.Кутана муниципального образования "Наслег Анамы" Алданского района Республики Саха (Якутия);
- ЯКУ 03192 ВП от 30.05.2012 на геологическое изучение участков скважин N N Я-10001, 3040 в с. Верхний Куранах с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" Алданского района Республики Саха (Якутия);
- ЯКУ 03197 ВП от 30.05.2012 на геологическое изучение участка скважин N N 10025, Я-33 в п. Большой Нимныр с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории п. Большой Нимныр муниципального образования "Город Алдан" Алданского района Республики Саха (Якутия);
- ЯКУ 03198 ВЭ от 30.05.2012 на геологическое изучение участка скважины N 1 в с.Якокут с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории с. Якокут муниципального образования "Поселок Ленинский" Алданского района Республики Саха (Якутия).
На основании приказа от 15.01.2014 N 24 административным органом проведена плановая выездная проверка в отношении общества по вопросам: соблюдения хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По результатам плановой выездной проверки составлен акт проверки от 28.02.2014 N 03-3Ю с указанием выявленных нарушений, в том числе:
по лицензии ЯКУ 03131 ВП не выполнены:
- подпункт "а" пункта 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
- подпункт "б" пункта 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;
по лицензиям ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП не выполнены:
- подпункт "а" пункта 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.11.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
- подпункт "б" пункта 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 31.12.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр.
С актом проверки уполномоченный представитель общества ознакомлен, копия акта вручена 28.02.2014.
28.02.2014 общество извещено о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении.
06.03.2014 государственным инспектором административного органа составлены протоколы об административном правонарушении N N 03-027/2014, 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014.
Указанными протоколами обществу вменено нарушение условий подпунктов "а", "б" пункта 3.2.1 и пункта 4.2 лицензионных соглашений, согласно которым недропользователь обязуется разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз; приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр; обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ; в связи с отсутствием технического проекта - не выполнены.
Выявленные нарушения квалифицированы административным органом по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Протоколы от 06.03.2014 N N 03-027/2014, 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014 об административных правонарушениях составлены в присутствии уполномоченного представителя Горнаковой М.В., действующей на основании доверенности от 04.03.2014 N 197.
13.03.2014 государственным инспектором Управления Потаповым И.А. вынесены постановления N N 03-027/2014, 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014 о назначении административного наказания, которым ООО "Теплоэнергосервис" признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 300 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых постановлений правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с частью 1 статьи 23.31 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (в части нарушения требований утвержденного в установленном порядке технического проекта по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники отделов, заместители начальников отделов, главные государственные инспектора и государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в силу пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 53, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285.
На основании статей 23.29, 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия), утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2011 N 494, Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 N 716, протоколы об административном правонарушении составлены, а постановления о назначении административного наказания вынесены уполномоченным должностным лицом административного органа в пределах компетенции.
За пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Физические лица, юридические лица в соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер. На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 9 Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 11 Закона о недрах оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 6 данного закона определены виды пользования недрами:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Следовательно, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий:
- непосредственно пользование обществом недрами в виде геологического изучения;
- совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных предоставленной обществу лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Как ранее указывалось, общество имеет лицензии ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП на право пользования недрами с целевым назначением на геологическое изучение с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности.
На момент проведения проверки общество по лицензиям ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП не приступил к полевым работам по геологическому изучению участка недр, а фактически осуществлял добычу воды (с указанием объемов добычи по каждой лицензии), учитывая отсутствие совмещенной лицензия для геологического изучения, разведки и добычи в границах предоставленного геологического отвода, суды первой и апелляционной инстанций считают, что осуществление деятельности по добыче подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, без оформленной в установленном порядке лицензии на право добычи подземных вод образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, то есть пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, считает, что оспариваемые постановления от 13.03.2014 2014 N N 03-027/2014, N 03-030/2014, 03-034/2014, 03-039/2014, 03-040/2014 содержат неправильную квалификацию правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При изложенных обстоятельствах вынесенные административным органом постановления о привлечении общества к административной ответственности не могут быть признаны законными и обоснованными. Поэтому суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемые постановления незаконными.
Следовательно, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2015 года по делу N А58-1355/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1355/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2015 г. N Ф02-5488/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Теплоэнергосервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5488/15
08.10.2015 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1355/14
22.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3244/15
20.05.2015 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1355/14