г. Иркутск |
|
2 ноября 2015 г. |
Дело N А33-10017/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Шергиным Г.Н.,
с исполнением судебного поручения в осуществляющем видеоконференц-связь Третьем арбитражном апелляционном суде судьей Борисовым Г.Н., ведением протокола выполнения отдельного процессуального действия и видеозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи в Третьем арбитражном апелляционном суде представителей Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю Бранченко С.И. (доверенность от 11.12.2015), Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска Гилевой Т.Б. (доверенность от 12.01.2015), а также в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя общества с ограниченной ответственностью "РемСервис-РБ" Бегеза С.В. (доверенность от 16.05.2014),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РемСервис-РБ" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 апреля 2015 года по делу N А33-10017/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Щёлокова О.С.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РемСервис-РБ" (ИНН 2457052869, ОГРН 1032401490043, дата регистрации 14.01.2003, г. Красноярск, далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (ИНН 2465087262, ОГРН 1042442640228, дата регистрации 25.12.2004, г. Красноярск, далее - управление, налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.02.2014 N 2.12-15/02884 в части уменьшения налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению в сумме 708 438 рублей, обязании возместить из бюджета налог в указанной сумме (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и определения от 05.03.2015 о прекращении производства по делу в части).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (ИНН 2465087248, ОГРН 1042442640206, г. Красноярск, далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, расчет налоговым органом возмещаемого налога на добавленную стоимость не отражает фактического использования в конкретном налоговом периоде приобретенных материальных ресурсов при производстве и реализации драгоценных металлов. Суды не дали оценки доводу налогоплательщика относительно изменения позиции налогового органа, который ранее возмещал налог на добавленную стоимость в полном объеме. Общество указывает, что доводы налогоплательщика о необходимости учета налоговым органом положений учетной политики налогоплательщика судами не оценены. Суды также не учли, что применение налоговым органом собственной методики расчета налогового вычета налогоплательщика является вмешательством органа государственной власти в частную предпринимательскую деятельность налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить ее без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представители управления и инспекции против них возражали, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом 19.06.2013 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Красноярскому краю представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года с суммой налога к возмещению из бюджета в размере 8 399 852 рубля. Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, по результатам которой установлено излишнее предъявление к возмещению налога по нереализованной продукции (драгоценные металлы). Результаты проверки отражены в акте от 01.10.2013 N 7625.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Красноярскому краю 12.11.2013 по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки вынесены решения: N 6531 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 12 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
По апелляционной жалобе налогоплательщика управление приняло новое решение от 25.02.2014 N 2.12-15/02884 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого уменьшена сумма налога на добавленную стоимость, излишне заявленная к возмещению за 1 квартал 2013 года в размере 713 704 рубля (с учетом исправления решением от 15.01.2015 N 2.12-15/00310 "О внесении изменений в решение" арифметической ошибки в части суммы "переходящего" остатка налогового вычета).
Полагая, что данный ненормативный акт в части уменьшения налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению в сумме 708 438 рублей, противоречит требованиям налогового законодательства и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды признали основанном на требованиях статей 172, 167 Налогового кодекса Российской Федерации примененном налоговым органом порядке определения вычетов по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым налоговой ставкой 0 процентов.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды правильно исходили из следующего.
Судами установлено, что общество является плательщиком налога на добавленную стоимость и в отношении реализации драгоценных металлов при одновременном осуществлении их добычи и производства из лома и отходов применяет налоговую ставку 0 процентов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации общим правилом для определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Данная статья не содержит особого порядка относительно определения момента налоговой базы в случае реализации драгоценных металлов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Следовательно, моментом определения налоговой базы в таких случаях является день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) либо день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.
Пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету на основании налоговой декларации и при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, то есть на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
Учитывая положения названных норм, суды признали правильной позицию управления, что налогоплательщик не только обязан определить налоговую базу по операциям реализации товаров, облагаемых по ставке 0 процентов, но и не может уменьшить указанную сумму налога на те налоговые вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для операций, облагаемых по ставке 0 процентов, осуществленных в конкретном налоговом периоде.
В ходе проверки было установлено, что за проверяемый налоговый период общество предъявило к вычету всю сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную при приобретении товаров (работ, услуг), при налогообложении реализации по ставке 0 процентов без учета произведенных, но не реализованных драгоценных металлов.
Основываясь на методике пропорционального определения доли реализованных драгметаллов с учетом "переходящего" с прошлого периода остатка, налоговый орган определил сумму налога, подлежащую вычету. При этом налоговым органом при применении указанной методики были использованы данные самого налогоплательщика, отраженные в книгах покупок, документах бухгалтерского учета.
Суды правильно указали на то, что налоговым органом соблюдены вышеизложенные требования статей 172, 167 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу. Фактически налоговым органом определены суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, которые приходятся на реализованную и нереализованную продукцию на конец квартала, как того требуют названные нормы.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 апреля 2015 года по делу N А33-10017/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.