город Иркутск |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А58-928/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "посёлок Нижний Бестях" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) и муниципального бюджетного учреждения "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" муниципального района Мегино-Кангаласский улус" Шадрина В.И. (доверенности от 16.11.2015 и 13.11.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "посёлок Нижний Бестях" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2015 года по делу N А58-928/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Устинова А.Н., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),
установил:
администрация муниципального образования "поселок Нижний Бестях" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к районной администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" (далее - районная администрация) о признании незаконным распоряжения вр.и.о. главы района от 04.12.2014 N 1974 "О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МР "Мегино-Кангаласский улус".
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального бюджетного учреждения "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" (далее - учреждение, агентство).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация, не согласившись с судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 11 июня 2015 года и постановление суда апелляционной инстанции от 19 августа 2015 года отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, дело направить на новое рассмотрение.
Участвующие в судебном заседании представители районной администрации и агентства возразили против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 04.12.2014 вр. и.о. главы района С. Потаповым принято распоряжение N 1974 "О предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" МР "Мегино-Кангаласский улус".
В соответствии с пунктом 1 распоряжения предоставлены в безвозмездное срочное пользование на 1 (один) год земельные участки, находящиеся в государственной собственности, муниципальному бюджетному учреждению "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" МР "Мегино-Кангаласский улус".
Пунктом 2 распоряжения указано МБУ "Агентство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям" МР "Мегино-Кангаласский улус" обеспечить государственную регистрацию права безвозмездного срочного пользования земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество".
Администрация, не согласившись с вышеуказанным распоряжением районной администрации, оспорила его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что муниципальный район "Мегино-Кангаласский улус", руководствуясь положениями действовавшего на дату принятия оспариваемого распоряжения законодательства, правомерно реализовал полномочия по разграничению государственной собственности на землю, установленные пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) (далее - Закон N 137-ФЗ), путем принятия решения об отнесении соответствующих земельных участков, государственная собственность на которые не была разграничена, к собственности муниципального района путем предоставления агентству в безвозмездное срочное пользование сроком на один год.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Порядок разграничения государственной собственности на землю регулируется пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, в том числе право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусмотрено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Согласно пункту 3 вышеуказанной статьи Закона N 137-ФЗ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения от 04.12.2014 N 1974 агентству предоставлены в безвозмездное срочное пользование на 1 (один) год земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое распоряжение принято 04.12.2014, то есть до 01 марта 2015 года.
Следовательно, районная администрация на дату принятия оспариваемого распоряжения имела законные полномочия распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом изложенного, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое распоряжение соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не нарушает права и законные интересы администрации поселка, т.к. до 01.03.2015 заявитель не имел прав на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что распоряжение администрации нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку в данном случае районной администрацией представлены муниципальные преференции в виде предоставления земельных участков агентству, перед изданием распоряжения не было получено согласие антимонопольного органа, рассмотрен и не может быть учтен, так как из обстоятельств дела не усматривается, чтобы оспариваемым распоряжением кому-либо избирательно предоставлялись бы льготы, а деятельность третьего лица не может быть расценена как деятельность хозяйствующего субъекта, которому предоставлены преференции.
Другие доводы, приведенные администрацией в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и свидетельствуют о не согласии заявителя кассационной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2015 года по делу N А58-928/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.