город Иркутск |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А33-20410/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Качукова С.Б.,
судей Белоножко Т.В., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2015 года по делу N А33-20410/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Красовская С.А.; апелляционный суд: судьи Петровская О.В., Магда О.В. и Радзиховская В.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, место нахождения: г. Москва, далее также - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, место нахождения: г. Новокуйбышевск Самарской области, в настоящее время имеет наименование - акционерное общество "РН-Транс", далее также - АО "РН-Транс", ответчик) о взыскании 9 603 377 рубля 72 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2014 года дело передано по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены открытое акционерное общество "Совфрахт", открытое акционерное общество "Первая грузовая компания", общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" и общество с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2015 года иск удовлетворен частично: с АО "РН-Транс" взыскано 9 021 155 рублей 10 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 года решение суда первой инстанции изменено: в связи с отказом истца от иска в части взыскания 28 861 рубля 80 копеек платы, начисленной по ведомости подачи и уборки вагонов N 270501, и прекращения производства по делу в этой части, с АО "РН-Транс" взыскано 9 002 655 рублей 90 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "РН-Транс" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ответчик сослался на ошибочность выводов судов о доказанности наличия оснований для взыскания с него соответствующей суммы платы, указав на отсутствие актов общей формы, которыми бы подтверждался факт нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема, а также на ненадлежащее оформление истцом актов общей формы, составленных на станции назначения в связи с имевшей место задержкой вагонов в пути следования. Ответчик также указал на то, что суды неправомерно взыскали с него плату за пользование инфраструктурой за те вагоны, в отношении которых к моменту отставления их от движения срок доставки был нарушен по вине истца. Кроме того, ответчик сослался на то, что суды неправильно применили нормы статьи 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) и пункта 22.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28 (далее также - Правила N 28), в связи с чем сделали неправильный вывод об отсутствии у истца (перевозчика) возможности регулировать грузопоток.
Общество "РЖД" в представленном отзыве указало на несостоятельность доводов ответчика и просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте его проведения считаются извещенными надлежащим образом.
Информация о времени и месте проведения заседания размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Кодекса судебное заседание было проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "РЖД" и АО "РН-Транс" (клиент) заключен договор на организацию расчетов от 29.11.2010 N ЭР/11 (в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5), предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон, связанных с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях и иных услуг/работ, выполняемых ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО "РЖД" и клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ).
В пункте 2.1.11 этого договора стороны установили, что в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к договору.
Ссылаясь на то, что в период с марта по май 2013 года имели место случаи задержки в пути следования (на промежуточных станциях) порожних вагонов, следовавших в адрес АО "РН-Транс", по причинам, зависящим от АО "РН-Транс", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя предъявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 421, 784, 791, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее также - Правила N 26), и исходил из доказанности наличия оснований для взыскания с АО "РН-Транс" платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Апелляционный суд с учетом отказа ОАО "РЖД" от части исковых требований и прекращения производства по делу в этой части выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов правильными.
В соответствии с частями первой и третьей статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период, за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно части второй этой статьи плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Из системного толкования приведенных положений следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, при этом в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Соответствующие выводы содержатся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N ГКПИ10-1331 (указанное решение оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N КАС11-47).
Как указано выше, в пункте 2.1.11 договора на организацию расчетов от 29.11.2010 N ЭР/11 (в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 5) сторонами предусмотрено взимание с АО "РН-Транс" (клиента) платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
При обращении с иском в суд ОАО "РЖД" в обоснование своих требований представило в материалы дела акты общей формы, составленные на станции назначения Новая Еловка и отражающие сведения об имевших место случаях задержки вагонов в пути следования и их причинах, зависящих от ответчика, акты общей формы, составленные в пути следования на промежуточных станциях по фактам отставления поездов от движения и их последующего отправления, выкопировки из журналов регистрации телефонограмм о поступавших на станции распоряжениях об отставлении поездов от движения и их последующем отправлении, направленные в адрес ответчика извещения о задержке вагонов в пути следования и их отправлении, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика и справка об анализе их содержания (в подтверждение нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования), дорожные ведомости на все задержанные в пути следования вагоны.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции и апелляционный суд признали доказанными и установленными факты задержки в марте-мае 2013 года в пути следования на железнодорожных станциях Красноярской железной дороги не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, следовавших в адрес АО "РН-Транс", по причине невозможности их приема станцией назначения вследствие большого скопления на ее путях ранее поступивших в адрес АО "РН-Транс" порожних вагонов и нарушения последним технологических сроков оборота вагонов. Также суды установили, что задержанные в пути следования вагоны прибыли на станцию назначения с нарушенным сроком доставки.
Признав доказанными и установленными указанные обстоятельства, суды с учетом изложенных выше норм и условий договора правомерно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для иной оценки представленных доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы ответчика о недоказанности его вины в задержке вагонов в пути следования ввиду непредставления истцом актов общей формы, составленных на станции назначения в подтверждение ожидания подачи или приема вагонов, находящихся на путях этой станции, являются необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 задержка вагонов в пути следования оформляется актами, составляемыми на станции назначения по прибытии ранее задержанного поезда, а также актами, составляемыми на промежуточных станциях задержки. Указанные акты представлены истцом в материалы дела.
Ссылки ответчика на ненадлежащее оформление представленных истцом актов общей формы являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционного суда и обоснованно ими отклонены. При этом судами установлено, что данные акты оформлены в соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р и Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Довод ответчика о неправомерном взыскании с него платы за пользование инфраструктурой за те вагоны, в отношении которых к моменту отставления их от движения истцом был нарушен срок доставки (по утверждению ответчика, нарушение истцом срока доставки вагонов явилось причиной невозможности их приема ответчиком), также подлежит отклонению, так как при рассмотрении дела судами установлено, что причиной задержки вагонов в пути следования являлись именно действия ответчика (в том числе связанные с нарушением последним технологических сроков оборота вагонов), приведшие к большому скоплению на путях станции назначения ранее поступивших в его адрес порожних вагонов. Доказательств того, что причиной задержки части вагонов явилось нарушение срока их доставки ОАО "РЖД", ответчиком при рассмотрении дела не представлено.
Наличие нарушения срока доставки части вагонов на момент начала их задержки на промежуточных станциях не препятствует взысканию с ответчика платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, поскольку соответствующее время задержки этих вагонов приходится на период нарушенного срока их доставки и удлиняет его.
Утверждения ответчика о том, что задержка вагонов в пути следования имела место по вине истца, не урегулировавшего должным образом грузопоток порожних вагонов, судом также не принимаются. В частности, пунктом 22.1 Правил N 28 предусмотрена возможность перевозчика отказать отправителю собственного порожнего вагона в согласовании указанных им (отправителем) даты и времени приема порожнего вагона для перевозки с указанием технических и/или технологических причин отказа, в том числе при отсутствии согласованной перевозчиком заявки на перевозку груза в вагоне владельца, которому принадлежит предъявляемый к перевозке собственный порожний вагон, по железнодорожной станции назначения данного вагона, если порожний вагон следует под погрузку груза. Между тем в рассматриваемом случае все порожние вагоны, направленные отправителями в адрес АО "РН-Транс", следовали под конкретные заявки последнего на перевозку грузов (номера заявок указаны в дорожных ведомостях отправляемых вагонов), в связи с чем, учитывая наличие соответствующих заявок ответчика, у ОАО "РЖД" не имелось оснований для отказа в приеме порожних вагонов для перевозки. При этом доказательств, подтверждающих принятие ОАО "РЖД" от конкретного отправителя под определенную заявку ответчика порожних вагонов в количестве, превышающем указанное в этой заявке, ответчиком не представлено (помимо исключительно расчета, содержащего обобщенные сведения), тогда как согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствующих обстоятельств, положенных в основу заявленных возражений, лежит на нем.
По существу доводы, изложенные ответчиком в кассационной жалобе, сводятся к его несогласия с установленными судами обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Однако, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Кодекса понесенные обществом "РН-Транс" расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат отнесению на него.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2015 года по делу N А33-20410/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующие выводы содержатся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N ГКПИ10-1331 (указанное решение оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N КАС11-47).
...
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
...
Ссылки ответчика на ненадлежащее оформление представленных истцом актов общей формы являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционного суда и обоснованно ими отклонены. При этом судами установлено, что данные акты оформлены в соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р и Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2015 г. N Ф02-6256/15 по делу N А33-20410/2014