город Иркутск |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А10-3389/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Бурковой О.Н., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Леоновой О.Н. (доверенность N 320/26 от 04.02.2015), федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" Ефимовой И.Н. (доверенность N 87/42-д от 21.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 июля 2015 года по делу N А10-3389/2015 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Марактаева И.Г., апелляционный суд: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва, далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному казенному учреждению "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" в лице филиала "Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации по Восточно-Сибирской железной дороге" (ИНН 7702718243, ОГРН 1097746667061, г. Москва, далее - ФКУ "ГЦСП МВД России", учреждение) о взыскании основного долга по договору аренды N ЦРИ/4/А/5373/12/001693 от 23.11.2012 в сумме 23 836 рублей 38 копеек.
Исковое заявление ОАО "РЖД" принято к производству арбитражного суда, делу присвоен N А19-11795/2014.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2014 года к производству принят встречный иск ФКУ "ГЦСП МВД России" о признании договора аренды N ЦРИ/4/А/5373/12/001693 от 23.11.2012 ничтожным, а начисление арендной платы неправомерной, взыскании с ОАО "РЖД" 15 890 рублей 92 копеек, уплаченных по указанному договору, и обязании последнего предоставить в безвозмездное пользование помещение, занимаемое в настоящее время филиалом учреждения, с предоставлением всех услуг, необходимых для выполнения возложенных на органы специальных перевозок задач.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2015 года дело N А19-11795/2014 передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республика Бурятия от 01 июля 2015 года в удовлетворении иска ОАО "РЖД" отказано, встречный иск ФКУ "ГЦСП МВД России" удовлетворен частично: договор аренды N ЦРИ/4/А/5373/12/001693 от 23.11.2012 признан ничтожным, с общества в пользу учреждения взыскано 15 890 рублей 92 копейки неосновательного обогащения, требование об обязании ОАО "РЖД" предоставить в безвозмездное пользование помещение оставлено без рассмотрения.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить, принять судебный акт об удовлетворении исковых требований и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в отсутствие законодательных ограничений на передачу учреждению имущества (офисного помещения) в аренду и при наличии волеизъявления последнего на исполнение обязанностей арендатора правовых оснований для признания оспариваемого договора N ЦРИ/4/А/5373/12/001693 от 23.11.2012 недействительным не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу общество, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель общества полагал обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по изложенным в кассационной жалобе доводам, представитель учреждения, ссылаясь на правомерность выводов судов, считал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (арендодатель) и филиалом ФКУ "ГЦСП МВД России" - "Центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации по Восточно-Сибирской железной дороге" (арендатор) подписан договор аренды недвижимого имущества N ЦРИ/4/А/5373/12/001693 от 23.11.2012, по условиями которого арендодатель по акту приема-передачи от 01.01.2012 предоставил, а арендатор принял во временное владение и пользование за плату недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Северобайкальск, пр. Ленинградский, дом 6 Б, включающее в себя нежилое помещение, находящееся на пятом этаже здания административного корпуса НОД Северобайкальской дистанции, площадью 16,8 кв. м (инвентарный номер здания 000227/010345, общая площадь здания - 2848,5 кв. м), для использования в целях размещения сотрудников органов специальных перевозок (пункты 1.1., 1.2., 1.5. договора).
Переданное во временное владение и пользование недвижимое имущество принадлежит арендодателю на праве собственности, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права серии 03-АА N 168552 от 22.11.2004.
В соответствии с пунктами 3.3.2., 5.1 договора арендатор обязался вносить арендную плату в установленный настоящим договором срок, которая составляет 15 890 рублей 92 копейки в год.
Претензией N АХЦ-04-04/296 от 01.07.2014 ОАО "РЖД" уведомило арендатора о необходимости погашения имеющейся у него задолженности по арендной плате за период с 01.01.2013 по 30.06.2014 в сумме 23 836 рублей 38 копеек, которая оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском о принудительном взыскании основного долга по договору N ЦРИ/4/А/5373/12/001693 от 23.11.2012.
Ссылаясь на несоответствие условий договора N ЦРИ/4/А/5373/12/001693 от 23.11.2012 требованиям Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги", ФКУ "ГЦСП МВД России" обратилось со встречным иском.
Согласно подпункту 38 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248, МВД России организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 14 указанного Положения установлено, что в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Во исполнение полномочий по организации специальных и воинских перевозок распоряжением Правительства от 15.04.2009 N 497-р в системе МВД России создан орган специальных перевозок в форме ФКУ "ГЦСП МВД России".
Предметом и целями деятельности ФКУ "ГЦСП МВД России" являются: организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти; организация перевозок иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, ФКУ "ГЦСП МВД России" является органом специальных перевозок, входит в единую централизованную систему МВД России и является полномочным представителем федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы организации и осуществления специальных и воинских железнодорожных перевозок, взаимодействуют с владельцами инфраструктур и перевозчиками через военно-транспортные органы - органы военных сообщений и органы специальных железнодорожных перевозок. Владельцы инфраструктур и перевозчики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляют военно-транспортным органам необходимые услуги для обеспечения их основной деятельности.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ установлено, что единый хозяйствующий субъект - ОАО "РЖД" обеспечивает осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке и предоставляет органам внутренних дел на транспорте и органам специальных перевозок, военно-транспортным органам необходимое имущество. Расходы единого хозяйствующего субъекта, связанные с осуществлением указанных в настоящем пункте мероприятий, компенсируются за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 10 Перечня объектов имущества ОАО "РЖД", внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 57, помещения, в которых размещаются военно-транспортные органы, не подлежат передаче, в том числе, в аренду.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением органам специальных перевозок имущества, в том числе служебных помещений, возмещаются владельцам инфраструктур за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в области внутренних дел, суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что передача ОАО "РЖД" в пользование ФКУ "ГЦСП МВД России" соответствующего имущества должна осуществляться на безвозмездной основе, а заключение с последним возмездных договоров, оформляющих право пользования занимаемыми помещениями, не соответствует приведенным положениям законодательства.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подписания договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании вышеизложенного являются правильными выводы судов о том, что заключенный обществом и учреждением договор аренды недвижимого имущества N ЦРИ/4/А/5373/12/001693 от 23.11.2012 является ничтожной сделкой, а основания для взыскания с учреждения арендной платы отсутствуют.
Установив факт отсутствия у ОАО "РЖД" правовых оснований для сдачи в аренду учреждению спорного нежилого помещения и факт перечисления последним 15 890 рублей 92 копеек в качестве арендной платы на основании ничтожного договора, суды, руководствуясь статьями 1102, 1103 ГК РФ, обоснованно взыскали с общества указанную сумму денежных средств как неосновательное обогащение.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 июля 2015 года по делу N А10-3389/2015 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.