город Иркутск |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А19-8536/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А. И.,
судей: Кадниковой Л. А., Шелёминой М. М.,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "БайкалСтройИнвест" - Волошиной О. Ю. (доверенность от 03.06.2015);
Службы государственного строительного надзора Иркутской области - Дзюбы Д. С. (доверенность от 18.03.2015);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "БайкалСтройИнвест" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2015 года по делу N А19-8536/2015 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е. В., Рылов Д. Н., Ячменёв Г. Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "БайкалСтройИнвест" (ОГРН: 1093850013465; ИНН: 3808208855; г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного строительного надзора Иркутской области (далее - Служба) о признании незаконным предписания от 20.05.2015 N 69/15.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2015 года требование общества удовлетворено в части признания недействительными пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 оспариваемого предписания. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2015 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2015 года отменено в части признания недействительным пункта 8 оспариваемого предписания. В указанной части в удовлетворении требования отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В качестве доводов кассационной жалобы общество ссылается на необязательность применения правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605) (далее - СниП 35-01-2001.); оспаривает вывод суда апелляционной инстанции о законности требований пункта 8 предписания.
Служба представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить её без удовлетворения, обжалуемое постановление - без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 09 по 16 февраля 2016 года до 14 часов 15 минут, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва в судебном заседании принял участие представитель Службы.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что Службой проведена итоговая проверка соответствия выполненных обществом работ и применяемых строительных материалов, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, градостроительного законодательства при строительстве многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой блок-секция N 3 расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район (далее - объект капитального строительства).
По итогам проверки Служба выдала обществу предписание от 20.05.2015 N 69/15 об устранении выявленных нарушений, в том числе, предусмотреть доступ маломобильных групп населения и инвалидов в офисные помещения, расположенные на отметке - 4, 500 блок-секции N 3 (пункт 8 предписания).
Общество оспорило предписание, в том числе пункт 8, в арбитражном суде.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая недействительным пункт 8 предписания, исходил из отсутствия в материалах дела сведений о предполагаемом использовании подвальных помещений инвалидами. Суд полагал, что положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) применению не подлежат, в связи с тем, что возведенный обществом объект капитального строительства не является объектом социальной инфраструктуры, так как проектом назначение помещений на отметке - 4. 500 определено как "интернет - магазин без доступа людей".
Четвёртый арбитражный апелляционный суд признал данный вывод ошибочным, в связи с чем отменил решение суда в указанной части, отказав в удовлетворении требования общества.
Проверив законность обжалуемого постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о законности постановления суда апелляционной инстанции.
Статьей 15 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Статьей 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Правильно применяя положения указанных правовых норм, руководствуясь требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона о социальной защите инвалидов, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Сводом Правил СНиП 35-01-2001, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что любое торговое, офисное помещение, в том числе интернет-магазин, обладает статусом социального объекта, доступ в который считается свободным, за исключением отдельных возрастных ограничений для посетителей, в зависимости от ассортимента товара.
Доводы кассационной жалобы общества данный вывод не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных норм права.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что предусмотренная "кнопка вызова персонала" может быть признана приспособлением для перемещения инвалидов. В силу приведенных норм общество обязано предусмотреть доступ маломобильных групп населения и инвалидов в офисные помещения, расположенные на отметке - 4, 500 блок-секции N 3.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2015 года по делу N А19-8536/2015 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. И. Чупров |
Судьи |
Л. А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.