г. Чита |
|
05 ноября 2015 г. |
Дело N А19-8536/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного строительного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2015 года по делу N А19-8536/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "БайкалСтройИнвест" (ОГРН 1093850013465 ИНН 3808208855) к Службе государственного строительного надзора Иркутской области ( ОГРН 1153850010698 ИНН 3808188937) о признании незаконным предписания от 20.05.2015 г. N 69/15,
суд первой инстанции, судья Назарьева Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Волошиной О.Ю., представителя по доверенности от 03.06.2015;
от заинтересованного лица: Григорьева В.О., представителя по доверенности от 18.03.2015;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "БайкалСтройИнвест", обратился в арбитражный суд с заявлением к службе государственного строительного надзора Иркутской области о признании незаконным предписания от 20.05.2015 г. N 69/15.
Решением суда первой инстанции от 03 августа 2015 года требования заявителя удовлетворены частично.
Суд признал недействительным предписание Службы государственного строительного надзора Иркутской области от 20.05.2015 г. N 69/15 в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 как несоответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что пункты предписания 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 являются не соответствующими действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества возлагая обязанность по устранению недоказанных Службой нарушений.
Служба, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части признания пункта 8 предписания Службы государственного строительного надзора Иркутской области от 20.05.2015 г. N 69/15 незаконным и в указанной части отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Службы в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что выводы суда противоречат Федеральному закону от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ, Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СНиПам 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", Своду правил СП 59.13330.12. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденные приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 605.
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 09.09.2015.
Информация об отложении судебного заседания на 02 ноября 2015 размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 20.10.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Пунктом 8 оспариваемого предписания N 69/15 от 20.05.2015 обществу предложено в срок до 30.06.2015 предусмотреть доступ маломобильных групп населения и инвалидов в офисные помещения, расположенные на отметке - 4,500 блок-секции N 3 (т. 1, л. 30).
Общество посчитав, что указанное требование нарушает его права и законные интересы обратилось в суд с рассматриваем требованием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя в указанной части требования заявителя указал, что сведения о наличии в обследуемом объекте квартир для семей с инвалидами в материалах дела отсутствуют. В материалах дела отсутствуют сведения о предполагаемом использовании подвальных помещений инвалидами. Закон о социальной защите распространяется на объекты социальной инфраструктуры. В рассматриваемом случае положения данного закона применению не подлежат в связи с тем, что данный объект капитального строительства не является объектом социальной инфраструктуры, что подтверждается представленными в материалы дела проектной документации шифр 3-10/3-АР3.1 "Архитектурные решения", шифр 3-10/3-ОДИ 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", задания на проектирования, положительного заключения негосударственной экспертизы N 6-4-1-0171-14 от 04.08.2014 г. назначения помещений на отметке - 4.500 "интернет - магазин без доступа людей", данный факт Службой не отрицается. Доступ во входную зону жилого помещения обеспечен устройством пандусов.
Суд апелляционной инстанции, оценивая указанное исходит из следующего.
Согласно материалам дела выводы Службы об ограничении доступа маломобильных групп населения и инвалидов сделаны в отношении "офисных помещений расположенных на отметке - 4,5 00 м. блок-секции N 3 строящегося многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, кадастровый номер земельного участка N 38:36:000033:3432.
Таким образом, из указанного следует и не оспаривается сторонами, что обществу предложено обеспечить доступ маломобильных групп населения и инвалидов в отношении "офисных помещений расположенных на отметке - 4,5 00 м. блок-секции N 3 строящегося многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой".
Согласно проектной документации (т. 1, л. 46, 48, 54) в цокольном этаже жилого дома на отметке -4,500 подлежит размещению интернет-магазин площадью 430,38 м2, автостоянка и различные технические помещения. При этом в проектной документации раздел 10 "мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" в пояснительной записке (т. 1, л. 39) указано, что "На отм. - 4500 доступ МГН не предусмотрен, в помещениях офисов цокольного этаже располагается интернет магазин без доступа людей".
Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Из указанного следует, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Статьей 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Свод правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605 и вступившие в действие с 01.01.2013) указывает, что они разработаны в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип "универсальный проект (дизайн)", который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.
В настоящем нормативном документе реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Данным сводом правил установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН (маломобильных групп населения): входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п.1.2).
В приложении Б, в п. Б.18 указано, что маломобильные группы населения (МГН) это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.;
Требования нормативного документа не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов (п.1.4).
Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:
досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения (п.1.5).
Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (п. 4.1.14).
В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (п.5.1.1).
Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (5.1.2).
Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты (п.5.1.9).
Аналогичные нормы содержатся в "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. N 73 и прекратившие свое действие с 01.01.2013:
"3.13 В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
3.14 Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование.
Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.
3.17 Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов)".
Из указанного следует, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, а помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, при ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты.
Как было установлено выше, Служба предписала обществу предусмотреть доступ маломобильных групп населения и инвалидов в офисные помещения, расположенные на отметке - 4,500 блок-секции.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Установив в Федеральном законе от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.
Одним из средств конкретизации рассматриваемой нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15 и 30).
В частности, согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605; Свод правил СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения" (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 112/ГС).
Так, Свод правил СП 136.13330.2012 устанавливает, что при перепаде высоты на путях движения и при входе в здание следует создавать равные условия доступности и комфорта для всех групп людей. При этом необходимо принимать во внимание, что для людей на креслах-колясках, с детскими колясками и ручными тележками удобно пользоваться пандусами, для людей с нарушениями зрения и некоторых маломобильных групп предпочтительна лестница с поручнями, а для немощных, беременных, людей с костылями - наиболее удобны платформы подъемные (для инвалидов вертикального или наклонного перемещения) (п.6.3).
К пандусу не должны примыкать по ходу движения лестничные марши. Минимальное расстояние между ними должно составлять не менее 3 м.
Размещение ведущих вниз лестниц и ступеней напротив пандуса представляет собой потенциальную опасность для лиц, пользующихся инвалидными колясками или спускающихся по лестнице.
Если на входных пандусах и ступенях приспосабливаемого здания применена облицовка скользкими материалами (керамическая плитка, керамогранит, гранит, мрамор и прочее), следует применять покрытия, препятствующие скольжению. Коэффициент сцепления поверхности крыльца, пандусов и ступеней должен быть не менее 0,4 и не более 0,75 (п.6.4).
Оценивая понятие офисного помещения, в данном случае в котором планируется размещение "интернет-магазина", суд апелляционной инстанции исходит из того, что данное помещение относится объектам социальной инфраструктуры, в силу закона к которым относятся, в частности общественные и производственные здания, строения и сооружения, в том числе встроено-пристроенные помещения общественного назначения.
В силу указанного, доступ в данные помещения должен быть обеспечен, в том числе и для маломобильных групп населения путем оснащения входа в данное помещение соответствующими приспособлениями на стадии строительства данного помещения, поскольку его предназначение как объекта социальной инфраструктуры определено проектной документацией.
При этом доводы общества о том, что в проекторной документации указанная часть здания поименована, что "На отм. - 4500 доступ МГН не предусмотрен, в помещениях офисов цокольного этажа располагается интернет магазин без доступа людей", суд апелляционной инстанции расценивает как умышленное намерение не реализовывать права маломобильных групп населения на доступ к указанным офисным помещениям, переложив в дальнейшем организацию такого доступа на собственников таких помещений путем проведения соответствующей реконструкции и приспособления уже построенного общественного помещения под соответствующие стандарты.
Ссылка суда первой инстанции на п. 4.3. СНиП 31-01-2003 в данном случае не имеет отношения к рассматриваемому вопросу, поскольку обеспечение объектов социальной инфраструктуры доступом маломобильных групп населения не зависит от нахождения в жилом доме, в котором находится объект социальной инфраструктуры, квартир для семей с инвалидами.
Независимо от места нахождения объекта социальной инфраструктуры, к нему должен быть обеспечен доступ маломобильных групп населения, а к таким людям относятся не только инвалиды, но и люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, а также люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в данном случае не подлежит применению, поскольку любое торговое, офисное помещение, в том числе интернет магазин, обладает статусом социального объекта, доступ в который считается свободным, за исключением отдельных возрастных ограничений для посетителей, в зависимости от ассортимента товара.
Доводы общества о том, что им использовано иное приспособление для организации доступа в помещение маломобильных групп населения, а именно оборудование устройства вызова, которым обустроен один из входов в указанное общественное помещение, что не оспаривается административным органом, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное устройство допускается к применению исключительно при реконструкции помещений, спроектированных и введенных в эксплуатацию зданий и помещений до ввода в действие указанного законодательства и, в частности Свода правил СП 59.13330.2012.
Суд апелляционной инстанции понимает, что маломобильные группы населения, это граждане Российской Федерации, обладающие правом, как и иные граждане на свободный доступ в общественные помещения, в связи с чем названное выше законодательство и предусматривает, что такой доступ к общественным помещениям должен быть организован в первую очередь на стадии строительства таких помещений. Более того, общество, понимая правомерность требований Службы в указанной части, предпринимало, по мнению суда апелляционной инстанции, ненадлежащие меры к обеспечению доступа МГН к указанному строящемуся общественному помещению.
Как указывает само общество в своих пояснениях в возражениях на пояснения от 27.10.2015, п. 3.17 СНиП 35-01-2001 устанавливает, что "помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов". При этом, общество делает вывод о возможности применения такого вида "приспособления для перемещения инвалидов" как кнопка вызова персонала.
Между тем суд апелляционной инстанции считает, что "кнопка вызова персонала" не может быть признана как приспособление для перемещения инвалидов.
Доводы общества о том, что СНиП 35-01-2001 не является обязательными, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 1 (пункты 1.1 - 1.6), 2, 4 (пункты 4.1.2 - 4.1.11, абзацы первый - пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 - 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17, пункты 4.2.1 - 4.2.4, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.3 - 4.3.5, 4.3.7), 5 (пункты 5.1.1 - 5.1.3, абзацы первый - третий и пятый пункта 5.1.4, абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 - 5.1.8, 5.2.1 - 5.2.4, 5.2.6 - 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 - 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 - 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34, 5.3.1 - 5.3.9, 5.4.2, 5.4.3, 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 - 5.5.7), 6 - 8, приложение Г. - вошли в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Именно на указанных пунктах основаны выводы Службы при принятии предписания в оспариваемой части.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в заявленной части.
Решение суда первой инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ подлежит отмене в рассматриваемой части, в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными и неправильным истолкованием закона.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд апелляционной инстанции считает, что требование п. 8 предписания N 69/15 от 20.05.2015 является законным и обоснованным и соответствующим требованиям Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в связи с чем не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу - удовлетворить,
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2015 по делу N А19-8536/2015 отменить в части признания п. 8 предписания Службы государственного строительного надзора Иркутской области от 20.05.2015 г. N 69/15 недействительным. В указанной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8536/2015
Истец: ООО Строительная компания "БайкалСтройИнвест"
Ответчик: Служба государственного строительного надзора Иркутской области