город Иркутск |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А74-9467/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бурковской Валентины Николаевны на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 февраля 2018 года по делу N А74-9467/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Зайцева Н.М., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),
установил:
министерство экономического развития Республики Хакасия (далее - министерство, грантодатель) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бурковской Валентине Николаевне (ИНН 190100117669, ОГРНИП 316190100066155, далее - предприниматель, грантополучатель, ИП Бурковская В.Н.) о взыскании 451 591 рубля 40 копеек задолженности (средств ранее выплаченного предпринимателю гранта).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы полагает необоснованными выводы судов о нецелевом использовании средств гранта. Считает факт приобретения инвентаря для зала спортивной гимнастики подтвержденным, указывая при этом, что общая стоимость приобретенного имущества соответствует утвержденному плану расходов.
По мнению предпринимателя, судами не учтено, что договор о предоставлении гранта и приложения к нему не содержат указаний на конкретный артикул или модель спортивного инвентаря, предполагаемого к приобретению, как и стоимости по каждому виду статьи затрат.
Предприниматель в одностороннем порядке условий договора не изменял, при этом министерством процедура расторжения договора не соблюдена.
Грантополучатель также считает, что в настоящем споре подлежат применению положения пунктов 4, 5 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Министерство в отзыве просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 04.07.2018, почтовый конверт 664025 25 179210 с отметкой о возврате корреспонденции в связи с неявкой адресата за получением копии судебного акта, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru), однако представителей в заседание суда не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, между министерством и ИП Бурковской В.Н. заключен договор от 10.11.2016 N 050-13-дг о предоставлении грантовой поддержки.
Данные договорные отношения возникли в связи с исполнением государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 610, приказа Министерства экономики Республики Хакасия от 21.10.2016 N 050-71-х "О предоставлении (грантов) субсидий" и решения комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных образований для предоставления субсидий (грантов) от 20.10.2016.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)" в приложении 1 определены Правила предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия (далее - Правила N 610).
В соответствии с пунктом 1.1 Правил N 610 министерство является ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы". Субсидирование осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основах в установленном законодательством порядке на основании заключенного договора. Поддержка заявителям оказывается на реализацию мероприятий по приоритетным направлениям развития малого и среднего предпринимательства. Формы и сроки предоставления документов, необходимых для получения поддержки (гранта) и документов, подтверждающих ее целевое использование, устанавливаются приказом министерства.
Порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, включая критерии отбора установлен в разделе 2 Правил N 610. В частности, одним из условий предоставления субсидий (гранта) является соблюдение получателем субсидии (гранта) условий данного порядка и договора о предоставлении гранта (субсидии).
Согласно пункту 3.3.1.1 Правил N 610 гранты (субсидии) начинающим субъектам малого предпринимательства - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии. Гранты (субсидии) предоставляются на понесенные затраты в рамках бизнес-проекта.
Для заявителей, относящихся к лицам, указанным в пункте 3.3.1.2 настоящих Правил, гранты (субсидии) предоставляются на понесенные и (или) планируемые затраты в рамках бизнес-проекта.
По условиям договора от 10.11.2016 N 050-13-дг министерство обязалось предоставить предпринимателю субсидию (грант) в сумме 451 591 рубля 40 копеек для финансирования затрат, произведенных в рамках бизнес-проекта, а предприниматель, в соответствии с пунктом 2.3.3 договора - использовать в срок до 31.12.2016 по целевому назначению средства гранта в соответствии с перечнем статей затрат (приложение N 1 к договору).
В названном приложении поименованы основные средства и оборудование с указанием их количества, а также указано, что стоимость данных целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, не может быть менее 531 284 рублей, из которых 451 591 рублей 40 копеек - средства гранта.
Согласно пункту 2.3.4 договора предприниматель обязан в течение трех лет представлять запрашиваемую министерством информацию и документы об исполнении настоящего договора и о результатах использования полученного гранта в срок не позднее 5 дней с момента получения соответствующего запроса.
Получатель (предприниматель) представляет в министерство до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об использовании денежных средств, в том числе средств гранта (пункт 4.1 договора).
Получатель обязан возвратить на основании решения министерства в республиканский бюджет Республики Хакасия средства гранта, в случае установления министерством факта нарушения получателем (предпринимателем) условий предоставления гранта и условий, установленных договором (пункт 2.3.6 договора).
Министерство принимает решение о возврате средств гранта в случаях выявления нарушений условий предоставления гранта по настоящему договору и нарушений, указанных в пункте 4.2 Приложения 1 Программы (пункт 5.3 договора). В случае выявления нарушений, оказание государственной поддержки прекращается, а договор о предоставлении гранта расторгается в одностороннем порядке, о чем Получатель уведомляется в течение 15 календарных дней с момента обнаружения министерством нарушений. В течение 30 календарных дней с момента получения письменного уведомления о возврате средств гранта, Получатель возвращает добровольно в полном объеме средства, полученные на основании настоящего договора (пункт 5.4 договора).
Денежные средства перечислены министерством в адрес предпринимателя в полном объеме платежным поручением от 29.11.2016 N 218306.
В ходе совместной выездной проверки министерства и Управления Федерального казначейства Республики Хакасия и проверки отчетной документации установлены нарушения предпринимателем пунктов 2.3.1, 2.3.2 договора, что зафиксировано в акте осмотра и замеров товарно-материальных ценностей, приобретенных в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" от 02.03.2017.
На основании указанного акта министерством утвержден приказ от 06.04.2017 о возврате средств гранта, выделенных ИП Бурковской В.Н., 07.04.2018 предпринимателю направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке и обязанностью вернуть средства гранта в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента получения указанного уведомления.
31.05.2017 министерством направлена претензия в связи с истечением срока для добровольного возврата гранта.
Поскольку денежные средства не возвращены, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика средств, раннее выданных в качестве гранта.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в данном случае обязанности предпринимателя как получателя гранта обусловлены требованиями статей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правил N 610. Ответчик не представил доказательств того, что средства гранта были израсходованы им в полном объеме на цели, предусмотренные условиями его предоставления (перечнем затрат, осуществляемых в рамках бизнес-проекта).
Суд округа находит принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
Судами установлено, что перечень оборудования, приобретенного предпринимателем на средства гранта для целей организации зала спортивной гимнастики для детей, отличен от перечня, согласованного сторонами в приложении N 1 к договору от 10.11.2016 N 050-13-р о предоставлении гранта. При этом ряд подлежащего приобретению на основании договора и бизнес-проекта спортивного инвентаря (оборудования) не приобретен (4 гребных тренажера, 4 тренажера-степпера, 3 велотренажера, 4 штанговых тренажера, 1 мат, 7 иных тренажеров, 5 твистеров, 5 брусьев, 2 тележки спортивные со спортинвентарем).
Помимо этого, судами установлено и материалами дела (договором о предоставлении гранта от 10.11.2016, бизнес-планом, отчетом об использовании денежных средств, в том числе средств гранта, от 18.01.2017, актом проверки от 24.03.2017) подтверждается, что предпринимателем произведено расходование средств гранта не в соответствии с приложением N 1 к договору.
Так, выявлено несоответствие стоимости приобретенного оборудования, указанной в расчете средств гранта, с фактически произведенными затратами на данное оборудование, в частности, приобретены шкаф-купе, стойка под гантели, зеркальная стена: план - 78 000 рублей, фактически израсходовано 273 994 рубля (из них средства гранта - 204 929 рублей 90 копеек).
При этом грантополучатель не представил доказательств, что в период с момента подачи заявления на получение гранта 07.09.2016 и по 31.12.2016 произошло существенное увеличение стоимости оборудования, указанного в перечне затрат в рамках бизнес-проекта. В ходе судебного разбирательства предприниматель не обосновала разумность произведенных ею расходов средств субсидии в суммах, значительно превышающих плановые значения по ряду статей расходов.
Кроме того, согласно акту осмотра и замеров товарно-материальных ценностей от 02.03.2017, составленному старшим контролером-ревизором Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, представителем министерства и предпринимателем, на момент осмотра отсутствовали приобретенные по документам детский велотренажер, мат, 3 гимнастических мата, коврик массажный для профилактики и лечения плоскостопия, 3 дуги для подлезания, спортивный комплекс, доска для жима, 2 стойки под гантели.
Судами обоснованно учтено, что предпринимателем не представлены доказательства своевременного обращения в министерство с предложением о внесении изменений в договор от 10.11.2016 N 050-13-р.
Соответствующее заявление о внесении изменений в бизнес-проект предприниматель направил в министерство только 20.01.2017. Министерство правомерно отклонило это заявление ввиду истечения периода использования средств гранта, а также после фактического приобретения основных средств и оборудования, отсутствующих в перечне статей затрат.
В связи с этим, правильно истолковав условия договора о предоставлении гранта, учитывая фактические действия сторон по его исполнению, применив положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правил N 610, суды пришли к обоснованному выводу, что заявитель кассационной жалобы допустил существенное нарушение условий договора в части целевого использования средств гранта в срок до 31.12.2016 и обязан возвратить все полученные бюджетные средства.
Доводы предпринимателя о том, что фактически приобретенное оборудование соответствует целям организации зала спортивной гимнастики для детей, правильно не приняты судами, как противоречащие пунктам 2.4.4, 3.3.1.1, 3.3.1.2, 3.3.1.5 3.3.1.6 Правил N 610, пунктам 1.1, 2.1.1, 5.3 договора от 10.11.2016 N 050-13-р, из которых следует, что грант должен быть израсходован в соответствии с положениями бизнес-проекта, являющегося основанием для заключения договора. В данном бизнес-проекте пунктами 6.1 и 6.4 были определены состав и стоимость приобретаемого оборудования, мебели, распределение инвестиций по видам затрат (т.4 л.д.44-46).
Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения в настоящем деле подпунктов 4, 5 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации основан на неверном толковании норм права.
В рассматриваемом случае министерство, получив отчет предпринимателя от 18.01.2017 об использовании средств гранта, его пояснения о причинах не исполнения условий договора от 10.11.2016 N 050-13-р, фактически не приняло исполнение, а в разумный срок провело проверку использования средств гранта и по ее результатам заявило об отказе от договора в связи с нецелевым использованием бюджетных средств.
Довод о том, что уведомление о расторжении договора направлено грантополучателю с нарушением установленного договором срока (15 дней с момента обнаружения нарушений), правильно отклонен апелляционным судом по мотивам, изложенным на страницах 12-13 постановления.
Суд округа в связи с этим полагает необходимым отметить, что из установленных судами обстоятельств и приводимых сторонами пояснений и возражений не усматривается фактов недобросовестного поведения истца при осуществлении контроля за использованием средств гранта и при издании приказа от 06.04.2017 N 050-27-х о расторжении договора.
Таким образом, доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования министерства.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 февраля 2018 года по делу N А74-9467/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.