город Иркутск |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А19-20046/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Лобаевой С.Н. (доверенность от 27.10.2017 N 02-56-14049/7-08), Свечниковой М.В. (доверенность от 02.10.2017 N 02-53-12596/17-08),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2018 года по делу N А19-20046/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (далее - УФК по Иркутской области, Управление) с заявлением о признании недействительным представления N 34-12-47/24-4654 от 18.06.2017.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2018 года решение суда от 20 февраля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФК по Иркутской области ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения положения подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 282-пп от 26.07.2013 (далее - Положение N 282-пп), статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоблюдения требований статей 65, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Министерства просили оставить судебные акты без изменения.
УФК по Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в период с 04.05.2017 по 19.05.2017 Управлением на основании приказа N 278 от 04.05.2017 в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
В ходе проверки установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а именно подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Иркутской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения от 31.07.2015 N 15-С-13-ГП-59 (далее - Соглашение от 31.07.2015), абзаца 3 пункта 7, пункта 24 Положения N 282-пп.
По мнению Управления, Министерством не обеспечена в полном объеме реализация мероприятий подпрограммы 8 "Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 437-пп (далее - подпрограмма 8), софинансирование которой осуществлялось из федерального бюджета.
18.07.2017 заместителем руководителя Управления Журавлевой Е.В. вынесено представление N 34-12-47/24-4654, которым указано на необходимость в срок до 31.08.2017 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Удовлетворяя заявление Министерства о признании представления недействительным, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
31.07.2015 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Иркутской области заключено Соглашение N 15-С-13-ГП-59 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета в сумме 41 528 400 рублей бюджету Иркутской области на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу Иркутской области.
В рамках подпрограммы 8 Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в 2015 году осуществлялась реализация основного мероприятия "Приобретение транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Ангарске". Общий объем средств на реализацию данного мероприятия в 2015 году предусмотрен в сумме 18743,400 тыс. рублей, в том числе федерального бюджета 13120, тыс. рублей.
Ответственным исполнителем подпрограммы 8 определено Министерство. Участником подпрограммы 8 "Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения" является также Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и администрацией Ангарского городского округа заключено соглашение N 387 от 07.10.2015 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ангарского городского округа".
Как отмечено в акте проверки, субсидия, полученная 9 и 21 октября 2015 года из федерального бюджета, перечислена Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в бюджет г. Ангарска 21.10.2015 в общей сумме 13120,4 туч. рублей.
Во исполнение вышеуказанного соглашения администрацией Ангарского городского округа проведено два аукциона по закупке транспорта общего пользования (автобусы), оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения в г. Ангарске. Аукцион по определению поставщиков проходил с 23 ноября по 9 декабря 2015 года.
По результатам первого аукциона приобретено два транспортных средств на общую сумму 11120,000 тыс. рублей (федеральный бюджет 7811,000 тыс. рублей, местный бюджет 3309,000 тыс. рублей).
Второй аукцион признан несостоявшимся.
В этой связи денежные средства, полученные в качестве субсидии и не использованные в размере 5082,000 тысяч рублей возвращены в федеральный бюджет в установленном порядке.
Данные обстоятельства послужили основанием для Управления посчитать, что Министерство нарушило подпункт 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств, не обеспечивший в 2015 году достижение значений показателя субъекта ("повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в сфере транспортной инфраструктуры").
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушение которого вменяется Министерству, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетного кодекса Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Суды применительно к полномочиям Министерства как главного распорядителя бюджетных средств, отраженным в подпункте 10 пункта 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указали, что нецелевого использования бюджетных средств при реализации рассматриваемой подпрограммы не установлено.
Показатель результативности предоставления субсидии, установленный в размере 62,9%, выполнен со значением данного показателя 64,4%.
Поскольку суды не установили по материалам дела проверки какие виновные действия совершены Министерством и в чем выразилось нарушение бюджетного законодательства, а также недостаточный контроль и координация действий участников подпрограммы в реализации мероприятий по приобретению транспортных средств, при условии поступления бюджетных средств в октябре 2015 года и проведения аукциона в декабре 2016 года, то правомерно признали представление недействительным.
Заявитель кассационной жалобы указывает на частичное выполнения мероприятий подпрограммы 8 (приобретение транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов); считает, что включение Министерством этого мероприятия в подпрограмму по г. Ангарску не являлось обоснованным и целесообразным, отсутствовал должный контроль за реализацией подпрограммы, не освоено 5,3 миллиона рублей бюджетных средств.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут.
Министерству вменено нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с недостижением условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных при её предоставлении.
Соответствующие условия, цели и порядок предоставлении субсидии нашли отражение в Соглашении от 31.07.2015.
Так, согласно абзацу 2 пункта 15 Соглашения Министерство обязуется обеспечить соответствие значений показателей результативности предоставления субсидии значению 62,9 % по показателю доли доступных для инвалидов приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов. Фактически этот показатель составил 64,4 %.
Материалами дела было подтверждено, что неиспользованные средства субсидии своевременно возвращены в федеральный бюджет. Учитывая, что проведенный аукцион признан несостоявшимся в декабре 2015 года, организация повторного аукциона до окончания финансового года не представлялась возможной, что не оспорено заявителем кассационной жалобы. Подпунктом 2 пункта 15 Соглашения, нарушение которого вменяется Министерству, не предусмотрена его ответственность за неполное выполнение мероприятий подпрограммы 8.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2018 года по делу N А19-20046/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.