город Иркутск |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А33-33632/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2018 года по делу N А33-33632/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Тимергалеева О.С.; суд апелляционной инстанции: Белан Н.Н., Бутина И.Н., Парфентьева О.Ю.),
установил:
прокурор Красноярского края в интересах муниципального образования Новоселовский район Красноярского края в лице администрации Новоселовского района Красноярского края (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" (ОГРН 1102439000223; ИНН 2429002810; далее - ООО "Тепловые сети", общество) и отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Новоселовского района Красноярского края (далее - ОУМИ администрации Новоселовского района) (далее - ответчики) о признании недействительным договора аренды муниципального имущества от 17.11.2015 N 13, заключенного между ОУМИ администрации Новоселовского района и ООО "Тепловые сети", и применении последствий недействительности сделки, обязав ООО "Тепловые сети" возвратить администрации Новоселовского района Красноярского края имущество, указанное в приложении N 1 к договору аренды муниципального имущества от 17.11.2015 N 13 (согласно перечню).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2018 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебными актами, ООО "Тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотиву нарушения судами норм материального права, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов основаны на неверном толковании норм Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в частности, пункта 1 части 3 статьи 17.1 названного закона.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что договор аренды от 17.11.2015 N 13 заключен с обществом правомерно, поскольку ранее действовавшим договором аренды от 20.12.2010 было предусмотрено преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок.
Суды, по мнению заявителя кассационной жалобы, ошибочно не учли, что договор аренды от 17.11.2015 N 13 заключен без проведения торгов на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и с согласия собственника передаваемого в аренду имущества.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в октябре 2010 года на основании постановления администрации Новоселовского района от 25.10.2010 N 836 объявлен открытый конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества для предоставления услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения. Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация размещены 28.10.2010 на официальном сайте Агентства государственного заказа Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Новоселовского района (арендодатель) и ООО "Тепловые сети" (арендатор) заключен договор от 20.12.2010 N 2 аренды муниципального имущества, согласно пункту 1.1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество, указанное в акте приема-передачи (приложение 1), расположенное по адресу: Новоселовский район, для предоставления населению, предприятиям и организациям услуг по обеспечению теплоснабжения и горячего водоснабжения.
05.09.2011 договор аренды муниципального имущества от 20.12.2010 зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Росреестра по Красноярскому краю.
Между ОУМИ администрации Новоселовского района (арендодатель) и ООО "Тепловые сети" (арендатор) 17.11.2015 заключен договор аренды N 13, в соответствии с пунктом 1.1 которого, на основании постановления администрации Новоселовского района Красноярского края от 17.11.2015 N 537 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду имущество (приложение N 1), расположенное на территории с. Новоселово Новоселовского района Красноярского края, для предоставления населению, предприятиям и организациям услуг по обеспечению теплоснабжения.
Согласно пункту 1.2 договора, имущество находится в собственности Новоселовского района и представляет собой нежилые здания, земельный участок, действующие сети и оборудование, движимое имущество, имеющие важное стратегическое значение. Право собственности на имущество зарегистрировано в установленном законом порядке (пункт 1.2 договора).
Актом приема-передачи к договору аренды от 17.11.2015 N 13 арендодатель передал, а арендатор принял имущество (согласно перечню), расположенное на территории с. Новоселово Новоселовского района Красноярского края.
Пунктом 2.3 договора от 17.11.2015 N 13 срок аренды установлен с 01.01.2016 по 31.12.2020.
Письмом от 27.11.2017 администрация Новоселовского района сообщила прокуратуре Новоселовского района о том, что конкурсная процедура по передаче в аренду муниципального имущества ООО "Тепловые сети" в 2015 году не проводилась.
Ссылаясь на несоблюдение при заключении договора аренды от 17.11.2015 N 13 муниципальным образованием Новоселовский район в лице ОУМИ Новоселовского района и ООО "Тепловые сети" норм действующего законодательства, нарушение публичных интересов, интересов третьих лиц и полагая, что сделка по передаче в аренду муниципального имущества является недействительной в силу ничтожности, прокурор обратился с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая сделку недействительной, исходил из несоблюдения ответчиком установленной законом процедуры для распоряжения объектами муниципального имущества. Признавая договор аренды недействительным, суд указал на нарушение сторонами императивных норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых судебных актов.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в этом пункте.
В силу части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении условий, определенных названной статьей.
Частью 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением случаев, указанных в названной части.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в пункте 1 приведенной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется, в частности, в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Порядок заключения договора аренды на новый срок без проведения конкурса, указанный в частях 9 и 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяется только на имущество, перечисленное в частях 1 и 3 настоящей статьи.
Арбитражные суды, установив, что объекты теплоснабжения не относятся к имуществу, поименованному в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, правомерно указали, что распоряжение этими объектами осуществляется в рамках специального законодательства, в связи с чем, суды обоснованно руководствовались положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) и Закона о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В силу пункта 3 приведенной статьи в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Принимая во внимание приведенные нормы Закона о теплоснабжении и установив, что распоряжение муниципальным имуществом (объектами теплоснабжения) осуществлено ОУМИ администрации Новоселовского района по истечению тридцати двух лет с момента ввода их в эксплуатацию, что превышает предельный срок, установленный пунктом 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, арбитражный суд правомерно указал, что распоряжение объектами муниципального имущества должно проводиться в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях, согласно пункту 11 части 1 статьи 4 которого объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем отнесены к объектам концессионного соглашения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашения концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
В нарушение правил статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства соблюдения ответчиками процедуры, установленной для заключения концессионного соглашения, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, принимая во внимание, что договор аренды от 17.11.2015 N 13 заключен без проведения установленных законом обязательных конкурсных процедур, пришел к обоснованному выводу о том, договор аренды является недействительным в силу его ничтожности, в связи с чем суд правомерно возвратил администрации имущество, поименованное в акте приема-передачи N 1 к договору аренды от 17.11.2015 N 13, применив правило пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы ООО "Тепловые сети" о законности совершенной между ответчиками сделки, и указывая на необходимость заключения концессионного соглашения, правомерно отметил, что установленное пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключение, допускающее передачу прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в указанной ситуации, с учетом даты заключения договора применено быть не может.
Заявленный в кассационной жалобе довод о неверном толковании судами Закона о защите конкуренции судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку не нашел своего подтверждения при проверке судебных актов.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что договор аренды от 17.11.2015 N 13 заключен с обществом, в том числе, на основании предоставленного преимущественного права, предоставленного ранее действовавшим договором аренды, судом кассационной инстанции рассмотрен, однако подлежит отклонению, поскольку не является основанием для отмены судебных актов, поскольку наличие в договоре оговоренного права не исключает обязанность лиц заключать договор с соблюдением установленных законом конкурсных процедур.
Таким образом, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда кассационной инстанции, учитывая положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для их переоценки и учета доводов кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2018 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2018 года по настоящему делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2018 года по делу N А33-33632/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.