Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
город Иркутск |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А33-1694/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степаненко Р.А.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Красноярского края представителей Управления федерального казначейства по Красноярскому краю - Жидковой Н.В. (доверенность от 12.01.2015), Брюхановой Т.В. (доверенность от 31.01.2017), федерального государственного казенного учреждения комбинат "Ермак" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу - Крохина О.С. (доверенность от 01.02.2017), Попова А.С. (доверенность от 01.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2016 года по делу N А33-1694/2016 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Ермак" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (ОГРН 1022402064630, ИНН 2462004109, далее - учреждение, ФГКУ "Ермак") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - ТУ Росфиннадзора) о признании незаконным предписания от 23.12.2015 N 04-14-169.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 14 марта 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью СК "Универсал".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2016 года произведена замена ТУ Росфиннадзора на правопреемника - Управление федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - УФК).
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2016 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 мая 2016 года по делу отменено, принят новый судебный акт о признании оспариваемого предписания недействительным.
УФК, не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением судом норм материального права, просить обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционным судом не учтено, что стоимость работ по замене оконных блоков в нежилом помещении ФГКУ "Ермак", определена неправильно. Примененные учреждением единичные расценки, действующие на территории Красноярского края, не привязаны к местным условиям выполнения работ на территории Республики Хакасия.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2017 года произведена замена судьи Чупрова А.И. на судью Загвоздина В.Д.
В судебном заседании представители УФК поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители ФГКУ "Ермак" просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
ООО СК "Универсал" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и картотеки арбитражных дел http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет", однако представителей для участия в заседании не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
ТУ Росфиннадзора в соответствии с приказами от 14.09.2015 N 169-у, от 21.09.2015 N 169/1-у в период с 15.09.2015 по 09.10.2015 в отношении ФГКУ "Ермак" проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2013 по 31.12.2014 согласно плану контрольной работы на 2015 год.
По результатам ревизии выявлено, что за счет средств федерального бюджета по государственному контракту от 22.09.2014 N 0319100014214000108 учреждением произведена оплата работ в сумме 188 560 рублей 10 копеек ООО СК "Универсал" по замене оконных блоков нежилого помещения, расположенного по адресу Республика Хакасия, Ширинский район, п. Жемчужный. Стоимость работ сформирована с использованием сметных нормативов Территориальных единичных расценок (далее - ТЕР) ТЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы, а также на ремонтно-строительные работы Красноярского края, действие которых не распространяется на место оказания услуг (Республика Хакасия).
По результатам ревизии в адрес ФГКУ "Ермак" вынесено предписание от 23.12.2015 N 04-14-169, которым предложено устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в срок 180 календарных дней с момента получения предписания, возместить сумму 188 560 рублей 10 копеек в федеральный бюджет на лицевой счет администратора доходов бюджета.
Полагая, что указанное предписание противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Красноярского края, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что предписание вынесено ТУ Росфиннадзора в соответствии с требованиями законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, пришел к следующим выводам.
То обстоятельство, что стоимость работ по замене оконных блоков в нежилом помещении ФГКУ "Ермак", расположенном по адресу Республика Хакасия, Ширинский район, п. Жемчужный, ул. Школьная, 20, определена заказчиком с нарушением ТЕР-2001 для Республики Хакасия, не является основанием для возврата в бюджет всей суммы денежных средств по контракту с ООО СК "Универсал", выполненному в полном объеме.
Стоимость работ была определена по результатам аукциона, а заказчик лишь определил начальную максимальную цену торгов. Окончательная цена контракта составила меньшую сумму, чем сумма по смете, рассчитанная с применением ТЕР для Республики Хакасия.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.12.2012 N 76/ГС утверждена классификация сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Пунктом 1.3.3 предусмотрены Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ).
Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1, методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее - строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию.
Согласно пункту 2.3 Методики сметные нормативы подразделяются на следующие виды: государственные сметные нормативы - ГСН; отраслевые сметные нормативы - ОСН; территориальные сметные нормативы - ТСН; фирменные сметные нормативы - ФСН; индивидуальные сметные нормативы - ИСН.
Пункт 4.22 Методики устанавливает, что в составе локальных сметных расчетов (смет) определяется стоимость материальных ресурсов исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса.
В соответствии с пунктом 2.11 Методики на основании государственных элементных сметных норм разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).
Согласно пункту 2.12. Методики сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
Согласно пунктов 2.13 и 2.16 Методики в территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).
Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования исполняемых работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, при проведении проверки законности и обоснованности расчетов по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, административным органом выявлено, что работы по замене оконных блоков в нежилом помещении для нужд ФГКУ "Ермак" осуществлялись по государственному контракту от 22.09.2014 N 0319100014214000108 с ООО СК "Универсал", заключенному на основании протокола электронного аукциона от 09.09.2014 N 0319100014214000108.
Сметная стоимость работ была рассчитана в программном комплексе "Гранд-Смета", на основании локального сметного расчета, утвержденного в 2014 году.
Расценки на работы приняты по сборникам ТЕР-2001 для I зоны г. Красноярска Красноярского края в редакции 2009 года, с пересчетом в цены 1 квартала 2013 года по видам затрат.
Накладные расходы приняты от фонда оплаты труда по видам СМР на основании Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденных постановлением Госстроя от 12.01.2004 N 6.
Сметная прибыль принята от фонда оплаты труда по видам СМР на основании Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001), утвержденных и введенных в действие постановлением Госстроя от 28.02.2001 N 15.
Примененные расценки на работы соответствуют расценкам Территориальных сборников на строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, а также на ремонтно-строительные работы ТЕР-2001 для I зоны г. Красноярска Красноярского края в редакции 2009 года, с пересчетом в текущие цены.
Вместе с тем, приказом Министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 12.11.2010 N 237-о утверждены нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в крае, учитывающих региональные условия выполнения работ, действующие только на территории Красноярского края.
Согласно административно-территориальному делению поселок Жемчужный расположен в Ширинском районе Республики Хакасия.
Таким образом, для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов, расположенных в Республике Хакасия, предназначались сметные нормативы, утвержденные приказом Министерства регионального развития Республики Хакасия от 01.10.2012 N 090-265-п. Сметные нормативы Республики Хакасия согласованы 31.10.2012 и внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета для Республики Хакасия.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что стоимость работ по замене оконных блоков в нежилом помещении ФГКУ "Ермак", расположенном по адресу Республика Хакасия, Ширинский район, п. Жемчужный, ул. Школьная, 20, определена заказчиком с нарушением установленного порядка, так как единичные расценки, действующие на территории Красноярского края, не привязаны к местным условиям выполнения работ на территории Республики Хакасия.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при применении сметных нормативов ТЕР-2001, утвержденных для Республики Хакасия, сумма сметы составила 205 145 рублей 36 копеек, в то время как сумма сметы, рассчитанной учреждением для определения начальной максимальной цены контракта с использованием сметных нормативов для 1 зоны г. Красноярск составила 227 180 рублей 68 копеек.
Вместе с тем, фактическая цена рассматриваемого контракта на замену оконных блоков по результатам аукциона составила 188 560 рублей 10 копеек, то есть меньше сметы, рассчитанной с применением ТЕР, утвержденных для Республики Хакасия.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае формальное нарушение при расчете первоначальной цены не может расцениваться как нарушение бюджетного законодательства, повлекшее причинение ущерба Российской Федерации, которое могло бы служить основанием для возложения обязанности возместить в бюджет всю оплаченную сумму но государственному контракту.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам права, содержанию имеющихся в деле доказательств, исследование и оценка доказательств осуществлены судом по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2016 года по делу N А33-1694/2016 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2016 года по делу N А33-1694/2016 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
...
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2016 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 мая 2016 года по делу отменено, принят новый судебный акт о признании оспариваемого предписания недействительным.
...
Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1, методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее - строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 февраля 2017 г. N Ф02-8132/16 по делу N А33-1694/2016