город Иркутск |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А10-646/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Кушнарева Н.П., помощник судьи Цыремпилова Е.Н.),
при участии в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия - Скубиро Е.С.(доверенность от 09.01.2017 N 5),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2016 года по делу N А10-646/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, г. Чита, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество - детский сад, условный номер 03-03-12/003/2007-437, площадью 3 137,9 кв. м, находящийся по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Гармаева 2, и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Кяхтинский район Республики Бурятия" на указанное имущество.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования "Кяхтинский район Республики Бурятия" (далее - администрация), Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить указанные судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, ссылаясь на необходимость представления муниципальным образованием как принимающей стороны заявления о регистрации права собственности на передаваемое военное недвижимое имущество, а также принятие регистрирующим органом мер по регистрации испрашиваемого права.
В судебном заседании представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 16.11.2016), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.03.2013 N 180 принято решение о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Кяхтинский район Республики Бурятия" детского сада, условный номер 03-03-12/003/2007-437, площадью 3 137,9 кв. м, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Гармаева, 2.
16.04.2013 данный приказ направлен в Управление Росреестра.
В ответ на обращение учреждения от 22.05.2014 регистрирующий орган уведомлением от 03.06.2014 сообщил, что в целях реализации приказа от 19.03.2013 N 180 в адрес администрации 17.05.2013 было направлено письмо о необходимости представления заявления о государственной регистрации права собственности на передаваемый объект недвижимости. Ответ от администрации не поступил.
08.06.2015, 15.01.2016 учреждение обращалось в Управление Росреестра с запросами по факту регистрации права собственности муниципального образования на детский сад.
Уведомлениями от 17.06.2015, 29.01.2016 управление сообщило учреждению, что государственная регистрация права собственности в соответствии с приказом министерства от 19.03.2013 N 180 не произведена в связи с отсутствием заявления о государственной регистрации от администрации.
Ссылаясь на бездействие Управления Росреестра в регистрации права муниципальной собственности, учреждение обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций руководствовались статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) исходя из отсутствия необходимости подачи заявления муниципальным образованием о регистрации перехода права собственности и достаточности в качестве основания для возникновения данного права приказа министерства от 19.03.2013 N 180.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
Порядок прекращения права федеральной собственности на военное недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 2 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ в случае, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Порядок передачи данного имущества регламентирован статьей 3 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации в редакции Федерального закона N 423-ФЗ государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исходя из анализа приведенных норм действующего законодательства, суды правильно указали, что этими нормами установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Между тем, принимая во внимание, что объект военного недвижимого имущества фактически не передавался муниципальному образованию, отсутствует волеизъявление администрации на его принятие, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, статьями 2, 3 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, пунктом 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, от 07.02.2012 N 234-О-Р, приходит к выводу, что оспариваемое бездействие Управления Росреестра не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Позиция судов первой и апелляционной инстанций о достаточности принятия уполномоченным федеральным органом государственной власти решения о передаче военного недвижимого имущества в муниципальную собственность для инициализации процесса регистрации перехода права собственности противоречит нормам действующего законодательства в их истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации.
С учетом изложенного принятые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами при рассмотрении спора по существу установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора фактические обстоятельства, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 201, 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2016 года по делу N А10-646/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2016 года по тому же делу отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявленных требований Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2016 года по делу N А10-646/2016, постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2016 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2016 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.