Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Иркутск |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А33-28438/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Забайкальского края (судья Гончарук Е.В., секретарь судебного заседания Емельянова Н.С.),
при участии в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Забайкальского края представителя Шипулина К.А., действующего в интересах Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности от 09.01.2017, Министерства обороны Российской Федерации - по доверенности от 23.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2016 года по делу N А33-28438/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Петроченко Г.Г., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, г. Чита, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по своевременной регистрации перехода права на имущество, и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Сотниковский сельсовет Канского района Красноярского края" на объекты недвижимого имущества, переданные в муниципальную собственность на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22.05.2015 N 475.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края (далее - администрация), Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить указанные судебные акты в связи с неправильным применением судами статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 423-ФЗ), пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что законодательством установлена ускоренная и упрощенная процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности и государственной регистрации перехода права; единственным документом, необходимым для государственной регистрации прав муниципальной собственности на переданное в порядке Федерального закона N 423-ФЗ имущество, является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, при этом заявление правообладателя (орган муниципальной власти) не требуется; на органы муниципальной власти возложена обязанность принять имущество в том состоянии, в котором оно находится без дополнительного финансирования и ремонта.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 25 января 2017 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего судьи Чупрова А.И. в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу, на судью Шелега Д.И.
Рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель учреждения и министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 27.12.2016), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 22.05.2015 заместителем Министра обороны Российской Федерации издан приказ N 475 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Сотниковский сельсовет Канского района Красноярского края" (далее - приказ от 22.05.2015 N 475), в соответствии с которым объекты недвижимого имущества в границах военного городка N 6 переданы из федеральной собственности в собственность муниципального образования.
На земельные участки военного городка и объекты недвижимого имущества оформлено право постоянного (бессрочного) пользования и право оперативного управления за учреждением.
Полагая, что бездействие Управления Росреестра, выразившееся в непринятии мер по своевременной регистрации перехода права на имущество, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного бездействия незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что оспариваемое бездействие регистрирующего органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
Порядок прекращения права федеральной собственности на военное недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона N 423-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 2 указанного Закона в случае, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Порядок передачи данного имущества регламентирован статьей 3 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав в редакции Федерального закона N 423-ФЗ государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исходя из анализа приведенных норм действующего законодательства, суды правильно указали, что этими нормами установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что объекты недвижимого имущества являются аварийными, не пригодными для фактического использования, фактически не передавались муниципальному образованию и волеизъявление на принятие этого имущества со стороны администрации отсутствует, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, статьями 2, 3 Федерального закона N 423-ФЗ, пунктом 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, от 07.02.2012 N 234-О-Р, пришли к выводу, что оспариваемое бездействие Управления Росреестра не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Позиция заявителя кассационной жалобы о достаточности принятия уполномоченным федеральным органом государственной власти решения о передаче военного недвижимого имущества в муниципальную собственность для инициализации процесса регистрации перехода права собственности противоречит нормам действующего законодательства в их истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2016 года по делу N А33-28438/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.