город Иркутск |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А33-4938/2016 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Барской А.Л., Бурковой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Томашевской Т.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Красноярского края представителей жилищно-строительного кооператива "Солонцы-4" Иванчик А.М. (доверенность от 29.06.2016), Рыковановой И.Е. (доверенность от 08.09.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - жилищно-строительного кооператива "Солонцы-4" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2016 года по делу N А33-4938/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Альтергот М.А., суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Ишутина О.В., Магда О.В.),
установил:
жилищно-строительный кооператив "Солонцы-4" (ОГРН 1142468000927, ИНН 2461224790, г.Красноярск, далее - ЖСК "Солонцы-4") обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - Кадастровая палата) об обязании ответчика исключить сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541, 24:11:0090104:542, 24:11:0090104:543, 24:11:0090104:544, 24:11:0090104:545, 24:11:0090104:546, 24:11:0090104:547, 24:11:0090104:548, 24:11:0090104:549, 24:11:0090104:550, 24:11:0090104:551, 24:11:0090104:552 из государственного кадастра недвижимости.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2016 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
ЖСК "Солонцы-4", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 04 октября 2016 года и постановление суда апелляционной инстанции от 25 ноября 2016 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Из кассационной жалобы следует, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суду следовало по аналогии закона применить к рассматриваемым правоотношениям пункт 2 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
Отзыв кадастровой палаты на кассационную жалобу судом округа не принимается во внимание как направленное в нарушение части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Крид-М" на праве общей долевой собственности (3/4 доли) и ООО "Сибстройинвест-21" (1/4 доли) принадлежал земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:113, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 24 000 кв.м., адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, мкр-н Южный, ул. 1/8 (свидетельства о государственной регистрации права от 21.05.2004 серия 24 ГФ N 001027; от 21.05.2004 серия 24 ГФ N 001028),
30.08.2007 ЗАО "Крид-М" и ООО "Сибстройинвест-21" обратились в Территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет 12 земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090104:113. К заявлению приложено постановление администрации Солонцовского сельсовета о присвоении адреса земельному участку от 30.08.2007 N 196 и описание земельных участков от 28.07.2007.
Согласно кадастровым паспортам от 06.05.2016 N 24/16-341506, от 06.05.2016 N 24/16-341782, от 06.05.2016 N 24/16-341630, от 06.05.2016 N 24/16-341540, от 06.05.2016 N 24/16-341783, от 06.05.2016 N 24/16-341905, от 06.05.2016 N 24/16-341829, от 06.05.2016 N 24/16-341803, от 06.05.2016 N 24/16-341770, от 06.05.2016 N 24/16-341913, от 06.05.2016 N 24/16-341834, от 06.05.2016 N 24/16-341849, земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541 (площадь 3411 кв.м.), 24:11:0090104:542 (площадь 3508 кв.м.), 24:11:0090104:543 (площадь 3369 кв.м.), 24:11:0090104:544 (площадь 3369 кв.м.), 24:11:0090104:545 (площадь 505 кв.м.), 24:11:0090104:546 (площадь 969 кв.м.), 24:11:0090104:547 (площадь 2028 кв.м.), 24:11:0090104:548 (площадь 2259 кв.м.), 24:11:0090104:549 (площадь 1206 кв.м.), 24:11:0090104:550 (площадь 1102 кв.м.), 24:11:0090104:551 (площадь 1161 кв.м.), 24:11:0090104:552 (площадь 1125 кв.м.) внесены в государственный кадастр недвижимости 04.09.2007, предыдущий номер земельного участка 24:11:0090104:113. Участки имеют статус ранее учтенных.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 сентября 2009 года по делу N А33-1370/2009 ЗАО "Крид-М" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением от 30 апреля 2014 года по делу N А33-1370/2009 удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего Федосеевой В.В. о передаче в ЖСК "Солонцы-4" в счет удовлетворения требований участников строительств - ЗАО "Крид-М" права застройщика, в том числе, на вышеуказанную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок.
ЖСК "Солонцы-4" на праве общей долевой собственности (3/4 доли) и (1/4 доли) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:113, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 24 000 кв.м., адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, мкр-н Южный, ул. 1/8 (свидетельства о государственной регистрации права от 11.08.2014 24 ЕЛ 432175; от 24.03.2015 N 24-24/010-24/001/025/2015-4447/2).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:113 разделен на 12 земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0090104:541, 24:11:0090104:542, 24:11:0090104:543, 24:11:0090104:544, 24:11:0090104:545, 24:11:0090104:546, 24:11:0090104:547, 24:11:0090104:548, 24:11:0090104:549, 24:11:0090104:550, 24:11:0090104:551, 24:11:0090104:552.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 01.12.2015 N 24/001/041/2015-1060 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровом номером 24:11:0090104:550.
ЖСК "Солонцы-4" 29.01.2016 обратилось в Кадастровую палату с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета носящих временный характер земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541, 24:11:0090104:542, 24:11:0090104:543, 24:11:0090104:544, 24:11:0090104:545, 24:11:0090104:546, 24:11:0090104:547, 24:11:0090104:548, 24:11:0090104:549, 24:11:0090104:550, 24:11:0090104:551, 24:11:0090104:552.
Решением от 08.02.2016 N Ф24/16-2-8934 Кадастровая палата отказала ЖСК "Солонцы-4" в снятии с государственного кадастрового учета указанных земельных участков, поскольку земельные участки не подлежат преобразованию, а также не являются участками с временным статусом кадастровых сведений, следовательно, снять с учета данный объект недвижимости не представляется возможным.
Считая свои права нарушенными, ЖСК "Солонцы-4" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что, ЖСК "Солонцы-4" не доказано наличие правовых оснований для принятия судом решения об исключении или о возложении на ответчика обязанности исключить из государственного кадастрового учета земельные участки.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре недвижимости.
Статьей 1 Закона о кадастре недвижимости установлено, что отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются данным Федеральным законом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии со статьей 23 Закона о кадастре недвижимости, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно статье 24 Закона о кадастре недвижимости, учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Согласно части 2 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, либо если сведения о земельном участке носят временный характер.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01.03.2008) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Как установлено судами и следует из материалов дела, спорные земельные участки внесены в государственный кадастр недвижимости 04.09.2007 в результате раздела земельного участка 24:11:0090104:113, что подтверждается кадастровыми паспортами.
Пунктом 1 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости установлено, что заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, поданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вышеуказанные земельные участки в силу пункта 1 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости считаются ранее учтенными, на что указано в кадастровых паспортах.
ЖСК "Солонцы-4" данное обстоятельство не оспаривает.
В силу части 6 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Так как земельные участки не являются преобразуемыми и не подлежат снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, орган кадастрового учета принял решение от 08.02.2016 N Ф24/16-2-8934 об отказе ЖСК "Солонцы-4" в снятии их с учета.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"" разъяснено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Поскольку основанием для принятия решения от 08.02.2016 N Ф24/16-2-8934 явилось то, что земельные участки не являются земельными участками с временным статусом кадастровых сведений, соответственно, порядок аннулирования и снятия с кадастрового учета, предусмотренный Законом о государственном кадастре недвижимости к таким земельным участкам не применяется.
ЖСК "Солонцы-4" данное решение не оспаривает, полагает, что оно соответствует закону.
При наличии вышеуказанных фактических обстоятельствах, вышеприведенных правовых норм, не допускающих возможность снятия с кадастрового учета спорных земельных участков, у судов первой и апелляционной инстанций правомерно отсутствовали правовые основания для принятия решения об исключении или о возложении на ответчика обязанности исключить из государственного кадастрового учета земельные участки.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2016 года по делу N А33-4938/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2016 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2016 года по делу N А33-4938/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 6 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Так как земельные участки не являются преобразуемыми и не подлежат снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, орган кадастрового учета принял решение от 08.02.2016 N Ф24/16-2-8934 об отказе ЖСК "Солонцы-4" в снятии их с учета.
...
В пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"" разъяснено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Поскольку основанием для принятия решения от 08.02.2016 N Ф24/16-2-8934 явилось то, что земельные участки не являются земельными участками с временным статусом кадастровых сведений, соответственно, порядок аннулирования и снятия с кадастрового учета, предусмотренный Законом о государственном кадастре недвижимости к таким земельным участкам не применяется."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф02-553/17 по делу N А33-4938/2016