Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф02-553/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
25 ноября 2016 г. |
Дело N А33-4938/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" ноября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Ишутиной О.В., Магда О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.
при участии:
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю: Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 16.10.2015 N 19/2015
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Солонцы-4" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" октября 2016 года по делу N А33-4938/2016, принятое судьёй Альтергот М.А.
установил:
жилищно-строительный кооператив "Солонцы-4" (далее - заявитель, ЖСК "Солонцы-4") (ИНН 2461224790, ОГРН 1142468000927) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ответчик) (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об обязании ответчика исключить сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541, 24:11:0090104:542, 24:11:0090104:543, 24:11:0090104:544, 24:11:0090104:545, 24:11:0090104:546, 24:11:0090104:547, 24:11:0090104:548, 24:11:0090104:549, 24:11:0090104:550, 24:11:0090104:551, 24:11:0090104:552 из государственного кадастра недвижимости.
Решением от 04.10.2016 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что суду, установившему нарушение прав собственника земельного участка следовало в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона применить к рассматриваемым правоотношениям пункт 2 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривающим возможность снятия с кадастрового учета преобразуемого земельного участка и удовлетворить заявленное истцом требование.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 24.11.2016.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что от истца в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с нахождением представителя заявителя Иванчик А.М. в очередном отпуске, что подтверждается приложенным к данному ходатайству приказом от 11.11.2016 N 5-п в копии.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине, а также в случае, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий. Таким образом, при условии надлежащего извещения сторон отложение судебного заседания является правом, а не обязанностью суда.
Ходатайство об отложении судебного заседания в связи с отпуском представителя подлежит отклонению, потому что истец, как юридическое лицо не обосновал невозможность участия руководителя и не обосновал причины, по которым считает участие данного представителя обязательным.
Кроме того, ходатайство истца об отложении судебного заседания, представленное в материалы дела, не содержит указания на намерение истца предоставить какие-либо дополнительные доказательства.
В судебном заседании представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ЗАО "Крид-М" на праве общей долевой собственности (3/4 доли) принадлежал земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:113, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 24 000 кв.м., адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, мкр-н Южный, ул. 1/8 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.05.2004 серия 24 ГФ N 001027).
ООО "Сибстройинвест-21" на праве общей долевой собственности (1/4 доли) принадлежал земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:113, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 24 000 кв.м., адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, мкр-н Южный, ул. 1/8 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.05.2004 серия 24 ГФ N 001028).
30.08.2007 ЗАО "Крид-М" и ООО "Сибстройинвест-21" обратились в Территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет 12 земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090104:113. К заявлению приложено постановление администрации Солонцовского сельсовета о присвоении адреса земельному участку от 30.08.2007 N 196 и описание земельных участков от 28.07.2007.
Согласно кадастровым паспортам от 06.05.2016 N 24/16-341506, от 06.05.2016 N 24/16-341782, от 06.05.2016 N 24/16-341630, от 06.05.2016 N 24/16-341540, от 06.05.2016 N 24/16-341783, от 06.05.2016 N 24/16-341905, от 06.05.2016 N 24/16-341829, от 06.05.2016 N 24/16-341803, от 06.05.2016 N 24/16-341770, от 06.05.2016 N 24/16-341913, от 06.05.2016 N 24/16-341834, от 06.05.2016 N 24/16-341849, земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541 (площадь 3411 кв.м.), 24:11:0090104:542 (площадь 3508 кв.м.), 24:11:0090104:543 (площадь 3369 кв.м.), 24:11:0090104:544 (площадь 3369 кв.м.), 24:11:0090104:545 (площадь 505 кв.м.), 24:11:0090104:546 (площадь 969 кв.м.), 24:11:0090104:547 (площадь 2028 кв.м.), 24:11:0090104:548 (площадь 2259 кв.м.), 24:11:0090104:549 (площадь 1206 кв.м.), 24:11:0090104:550 (площадь 1102 кв.м.), 24:11:0090104:551 (площадь 1161 кв.м.), 24:11:0090104:552 (площадь 1125 кв.м.) внесены в государственный кадастр недвижимости 04.09.2007, предыдущий номер земельного участка 24:11:0090104:113. Участки имеют статус ранее учтенных.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.09.2009 по делу N А33-1370/2009 ЗАО "Крид-М" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением от 30.04.2014 по делу N А33-1370/2009 удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего Федосеевой В.В. о передаче в ЖСК "Солонцы-4" в счет удовлетворения требований участников строительств - ЗАО "Крид-М" права застройщика, в том числе, на вышеуказанную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок.
ЖСК "Солонцы-4" на праве общей долевой собственности (3/4 доли) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:113, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 24 000 кв.м., адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, мкр-н Южный, ул. 1/8 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.08.2014 24 ЕЛ 432175).
ЖСК "Солонцы-4" на праве общей долевой собственности (1/4 доли) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:113, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 24 000 кв.м., адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, мкр-н Южный, ул. 1/8 (свидетельство о государственной регистрации права от 24.03.2015 N 24-24/010-24/001/025/2015-4447/2).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:113 разделен на 12 земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0090104:541, 24:11:0090104:542, 24:11:0090104:543, 24:11:0090104:544, 24:11:0090104:545, 24:11:0090104:546, 24:11:0090104:547, 24:11:0090104:548, 24:11:0090104:549, 24:11:0090104:550, 24:11:0090104:551, 24:11:0090104:552.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 01.12.2015 N 24/001/041/2015-1060 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровом номером 24:11:0090104:550.
ЖСК "Солонцы-4" 29.01.2016 обратилось в федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета носящих временный характер земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541, 24:11:0090104:542, 24:11:0090104:543, 24:11:0090104:544, 24:11:0090104:545, 24:11:0090104:546, 24:11:0090104:547, 24:11:0090104:548, 24:11:0090104:549, 24:11:0090104:550, 24:11:0090104:551, 24:11:0090104:552.
Решением от 08.02.2016 N Ф24/16-2-8934 федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю отказало ЖСК "Солонцы-4" в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541, 24:11:0090104:542, 24:11:0090104:543, 24:11:0090104:544, 24:11:0090104:545, 24:11:0090104:546, 24:11:0090104:547, 24:11:0090104:548, 24:11:0090104:549, 24:11:0090104:550, 24:11:0090104:551, 24:11:0090104:552, поскольку земельные участки не подлежат преобразованию, а также не являются участками с временным статусом кадастровых сведений, следовательно, снять с учета данный объект недвижимости не представляется возможным.
Считая свои права нарушенными, ЖСК "Солонцы-4" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Предметом искового заявления является требование об обязании исключить сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541, 24:11:0090104:542, 24:11:0090104:543, 24:11:0090104:544, 24:11:0090104:545, 24:11:0090104:546, 24:11:0090104:547, 24:11:0090104:548, 24:11:0090104:549, 24:11:0090104:550, 24:11:0090104:551, 24:11:0090104:552.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что при наличии вышеуказанных фактических обстоятельствах, вышеприведенных правовых норм, не допускающих возможность снятия с кадастрового учета спорных земельных участков, истцом не доказано наличие правовых оснований для принятия судом решения об исключении или о возложении на ответчика обязанности исключить из государственного кадастрового учета земельные участки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
Статьей 1 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются данным Федеральным законом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 10 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу статьи 23 Закона о кадастре недвижимости, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со статьей 24 Закона о кадастре недвижимости, учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В части 4 статьи 24 данного Закона указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, либо если сведения о земельном участке носят временный характер.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01.03.2008) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
В соответствии с кадастровыми паспортами 06.05.2016 N 24/16-341506, от 06.05.2016 N 24/16-341782, от 06.05.2016 N 24/16-341630, от 06.05.2016 N 24/16-341540, от 06.05.2016 N 24/16-341783, от 06.05.2016 N 24/16-341905, от 06.05.2016 N 24/16-341829, от 06.05.2016 N 24/16-341803, от 06.05.2016 N 24/16-341770, от 06.05.2016 N 24/16-341913, от 06.05.2016 N 24/16-341834, от 06.05.2016 N 24/16-341849, земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541 (площадь 3411 кв.м.), 24:11:0090104:542 (площадь 3508 кв.м.), 24:11:0090104:543 (площадь 3369 кв.м.), 24:11:0090104:544 (площадь 3369 кв.м.), 24:11:0090104:545 (площадь 505 кв.м.), 24:11:0090104:546 (площадь 969 кв.м.), 24:11:0090104:547 (площадь 2028 кв.м.), 24:11:0090104:548 (площадь 2259 кв.м.), 24:11:0090104:549 (площадь 1206 кв.м.), 24:11:0090104:550 (площадь 1102 кв.м.), 24:11:0090104:551 (площадь 1161 кв.м.), 24:11:0090104:552 (площадь 1125 кв.м.) внесены в государственный кадастр недвижимости 04.09.2007 в результате раздела земельного участка 24:11:0090104:113.
Согласно пункту 1 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, поданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вышеуказанные земельные участки в силу пункта 1 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости считаются ранее учтенными, на что указано в кадастровых паспортах. Истец данное обстоятельство не оспаривает.
В силу части 6 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Поскольку земельные участки не являются преобразуемыми и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, орган кадастрового учета принял решение об отказе в снятии их с учета.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В разъяснениях, данных в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указано, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Решением федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю ЖСК "Солонцы-4" от 08.02.2016 N Ф24/16-2-8934 отказано в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0090104:541, 24:11:0090104:542, 24:11:0090104:543, 24:11:0090104:544, 24:11:0090104:545, 24:11:0090104:546, 24:11:0090104:547, 24:11:0090104:548, 24:11:0090104:549, 24:11:0090104:550, 24:11:0090104:551, 24:11:0090104:552.
Поскольку основанием для принятия указанного решения явилось то, что земельные участки не являются земельными участками с временным статусом кадастровых сведений, соответственно, порядок аннулирования и снятия с кадастрового учета, предусмотренный Законом о государственном кадастре недвижимости к таким земельным участкам не применяется.
Истец данное решение не оспаривает, полагает, что оно соответствует закону.
При наличии вышеуказанных фактических обстоятельствах, вышеприведенных правовых норм, не допускающих возможность снятия с кадастрового учета спорных земельных участков, у суда первой инстанции правомерно отсутствовали правовые основания для принятия решения об исключении или о возложении на ответчика обязанности исключить из государственного кадастрового учета земельные участки.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, истец указал, что суду, установившему нарушение прав собственника земельного участка следовало в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона применить к рассматриваемым правоотношениям пункт 2 статьи 25 Закон о кадастре недвижимости, предусматривающим возможность снятия с кадастрового учета преобразуемого земельного участка и удовлетворить заявленное истцом требование.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Из содержания искового заявления усматривается, что материально-правовое требование истца основано на положениях абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Избранный способ защиты предполагает необходимость доказать наличие и законность положения, которое заявитель желает восстановить, а также тот факт, что прежнее положение нарушено.
Законом о кадастре предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия объекта с кадастрового учета.
Так, согласно части 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела и обосновано установлено судом первой инстанции, спорные земельные участки не являются земельными участками с временным статусом кадастровых сведений, соответственно, порядок аннулирования и снятия с кадастрового учета, предусмотренный Законом о государственном кадастре недвижимости к таким земельным участкам не применяется.
С учетом изложенного, положение пункта 2 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости в данном случае не применено.
Более того, как уже было отмечено судом апелляционной инстанции в настоящем постановлении, решение федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю, которым отказано ЖСК "Солонцы-4" от 08.02.2016 N Ф24/16-2-8934 в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным. Истец полагает, что оно соответствует закону.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не влияют на правомерность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с нормами действующего законодательства, регламентирующего спорный вопрос, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" октября 2016 года по делу N А33-4938/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4938/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф02-553/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Солонцы-4", Иванчик АМ (представитель ЖСК Солонцы-4)
Ответчик: ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю
Третье лицо: Администрация города Красноярска