город Иркутск |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А19-22517/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) - Вотто И. Ю. (доверенность N ЕЦ/02-8538 от 28.11.2017); акционерного общества "Дальняя Тайга" - Борисовой Е. Г. (доверенность N 06-ДТ от 01.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2018 года по делу N А19-22517/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
акционерное общество "Дальняя Тайга" (ОГРН 1023800731701; ИНН 3802005489; г. Бодайбо Иркутской области; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (далее - управление) о назначении административного наказания N Н-534-в/1 от 19.10.2017.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2018 года, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены положения статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); вопреки выводам судов, вмененное обществу нарушение части 2 статьи 7.3 КоАП РФ является длящимся, днем его совершения, с которого начинает исчисляться срок привлечения в административной ответственности, считается день выявления такого нарушения управлением в рамках проведения надзорных мероприятий; выводы управления подтверждаются судебной практикой по данной категории споров.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением на основании приказа N 1477-од от 28.07.2017 в период с 31.07.2017 по 25.08.2017 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлен факт нарушения части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон N 2395-1) и пункта 4.3 лицензионного соглашения к лицензии общества ИРК 01397 БЭ.
Итоги проверки оформлены актом проверки N Н-534-в от 25.08.2017, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении N Н-534-в/1 от 02.10.2017, которым установлено наличие в действиях общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управлением вынесено постановление N Н-534-в/1 от 19.10.2017 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске управлением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока для привлечения общества к административной ответственности.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта установлена административная ответственность в виде административного штрафа.
Статьей 11 Закона N 2395-1 предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3).
Согласно установленным судами обстоятельствам управлением выявлено нарушение обществом части 2 статьи 22 Закона N 2395-1, в силу которой пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Так, обществу предоставлена лицензия на право пользования недрами ИРК 01397 БЭ, пунктом 4.3 лицензионного соглашения к которой установлено, что сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения. Для производства добычных работ на месторождении у общества имеется технический проект "Проектная документация "Доработка запасов месторождения россыпного золота р. Малый Патом" лицензии ИРК 01383 БЭ, ИРК 01397 БЭ", выполненный в 2012 году, согласованный протоколом ТКР-ПИ Иркутскнедра N 65/12-пр/тпи от 12.10.2012. Добычные работы по лицензии ИРК 01397 БЭ согласно календарному графику в 2016 году должны быть проведены по блокам: 179-С1, 181-С1, 182-С1, 183-С1, 184-С1, 185-С1, 186-С1, 187-С1, 189-С1, 190-С1, 191-С1, 192-С1, 193-С1, 195-С1, 197-С1, 198- С1, 199-С1, 200-С1, 201-С1, в результате чего должно быть добыто золото в количестве 98,8 кг. Однако за 2016 год запасы золота списаны в количестве только 55 кг, что подтверждается формой 5-гр за соответствующий период. Указанное обстоятельство и было квалифицировано управлением как нарушение требований Закона N 2395-1, условий лицензионного соглашения к лицензии ИРК 01397 БЭ и основание для привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем, основанием для удовлетворения требования общества в данном случае явился вывод судебных инстанций об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления.
Суд кассационной инстанции поддерживает указанные выводы по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (часть 1). При длящемся административном правонарушении, сроки предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).
При применении части 2 статьи 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Правильно руководствуясь указанными нормами права и разъяснениями высших судебных инстанций, учитывая конкретные фактические обстоятельства настоящего дела, арбитражные суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что вменяемое обществу правонарушение, выразившееся в нарушении условий лицензии по установленному календарным планом добычных работ уровню добычи золота, считается оконченным с завершением календарного года, на который был запланирован уровень добычи, поскольку объем (уровень) добычи устанавливается на конкретный календарный год и должен быть достигнут к его окончанию.
Данные выводы судов соответствуют сложившейся судебной практике, в том числе Определению Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2015 N 302-АД15-11633.
Общество допустило отступление от планируемых объемов добычи в сторону уменьшения годовой добычи золота в 2016 году, в этой связи постановлением управления общество признано виновным в пользовании недрами с нарушением условий лицензионного соглашения, выразившимися в нарушении срока выхода по добыче полезных ископаемых на проектную мощность, определенную техническим проектом разработки месторождения на участке россыпи р. Малый Патом (долинная россыпь) в части объема добычи золота в 2016 году.
Таким образом, событие данного правонарушения считается оконченным с завершением соответствующего календарного года, то есть 01.01.2017.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 19.10.2017, то есть по истечении установленного срока привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, поскольку обществу по существу вменено невыполнение требований технического проекта в части соблюдения установленного на конкретный год объема добычи золота, выводы судов первой и апелляционной инстанции о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности следует признать правильными.
Доводы кассационной жалобы управления не имеют правового значения и не влияют на обоснованные выводы судов о незаконности оспариваемого постановления, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
При этом ссылка управления на судебную практику не может иметь юридического значения, поскольку относится к делам с иными фактическими обстоятельствами.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2018 года по делу N А19-22517/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При применении части 2 статьи 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2018 г. N Ф02-3484/18 по делу N А19-22517/2017