город Иркутск |
|
23 марта 2017 г. |
Дело N А19-4031/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Взяткина Д.В. (доверенность от 30.12.2016), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области Гребинчи Е.В. (доверенность от 09.01.2017 N 05-12/00013) и Рязанцевой К.В. (доверенность от 12.01.2017 N 05-12/00337),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2016 года по делу N А19-4031/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Филатов Д.А.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В.),
установил:
открытое акционерное общество ""Иркутская электросетевая компания" (ИНН 381222706, ОГРН 1093850013762; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области (ИНН3808185774, ОГРН 1083808014377; далее - инспекция, налоговый орган) от 01.10.2015 N 16-10/5455 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2016 года заявленные обществом требования удовлетворены частично.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2016 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным обжалуемого решения инспекции в части доначисления земельного налога в сумме 18 720 рублей 74 копейки, в отмененной части принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения..
Общество, не согласившись с вышеуказанными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об из законности и обоснованности в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Как следует из кассационной жалобы, кадастровую стоимость в размере 1 418 000 рублей, установленную решением комиссии от 18.06.2014 N 12.16, общество вправе применять при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, а именно с 01.01.2014.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу общества, в котором она просит кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 85:05:040105:108.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.06.2014 N 12.16 кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости 1 418 000 рублей, установленной в отчете об оценке.
Согласно представленной в материалы дела кадастровой справке датой внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является 17.07.2014.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 05.08.2015 N 16-10/4204 и вынесено решение от 01.10.2015 N 16-10/5455, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 11.01.2016 N 26-13/000067@.
По результатам налоговой проверки инспекция пришла к выводу о занижении обществом налоговой базы при исчислении земельного налога за 2014 год в связи с неправомерным применением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 85:05:040105:108, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.06.2014 N 12.16.
По мнению инспекции, в соответствии с положениями статьи 24.20 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая (рыночная) стоимость спорного земельного участка, установленная комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.06.2014 N 12.16, подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2015.
Считая, что решение инспекции от 01.10.2015 N 16-10/5455 нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области N 12.16 от 18.06.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 85:05:040105:108, равная рыночной, подлежит применению начиная с налогового периода, который следует за принятием решения комиссии и внесением установленной кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, применительно к пункту 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации с августа 2014 года. Суд посчитал несостоятельной позицию общества о наличии оснований для применения в рассматриваемом деле положений статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284- ФЗ. При распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом применено правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек между лицами, участвующими в деле.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.06.2014 N 12.16 в размере, равном рыночной стоимости, исходя из положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в настоящем споре подлежит применению для целей исчисления земельного налога в период с июля по декабрь 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из установленных по делу фактических обстоятельств, положений пункта 3 статьи 3, пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, принял во внимание правовые позиции, изложенные в постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, от 6 ноября 2012 года N 7701/12, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 302-КГ15-15796, от 14 апреля 2016 года N 302-КГ15-17096, и пришел к выводу, что новая кадастровая стоимость спорного земельного участка применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 18.06.2014.
Как следует из статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая определяется в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в редакции, действовавшей до 22.07.2014, физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 22.07.2014).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ) глава 3.1 "Государственная кадастровая оценка" изложена в иной редакции.
Абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона N 225-ФЗ) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Изменения, внесенные Федеральным законом N 225-ФЗ в указанную норму, позволяют применять кадастровую стоимость с 1 января налогового периода (календарного года), когда налогоплательщик обратился с заявлением об определении рыночной стоимости земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере их рыночной стоимости была установлена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.06.2014 N 12.16 до введения в действие Закона N 225-ФЗ.
Поскольку на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было уже рассмотрено, оснований для применения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2014, исходя из нового правового регулирования, не имеется.
Следовательно, сведения о кадастровой стоимости, установленные решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.06.2014 N 12.16, не могут применяться с 1 января 2014 года.
Судом апелляционной инстанции обоснованно произведен расчет земельного налога за 2014 год, исходя из его дифференциации на два периода - до (с января по июнь 2014 года) и после изменения кадастровой стоимости земельного участка (с июля по декабрь 2014 года) с учетом самостоятельно задекларированного и уплаченного обществом земельного налога.
Принимая во внимание то обстоятельство, что постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2016 года по делу N А19-4031/2016 решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2016 года по тому же делу частично отменено, в отмененной части принято новое решение, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 2 ноября 2016 года, как основанное на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2016 года по делу N А19-4031/2016 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.