город Иркутск |
|
24 марта 2017 г. |
Дело N А78-6079/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Барской А.Л., Васиной Т.П.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 сентября 2016 года по делу N А78-6079/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шеретеко Н.Ю., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Бушуева Е.М., Скажутина Е.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краевой инжиниринговый центр" (ОГРН 1102468020940, ИНН 2466229470, далее - ООО "Краевой инжиниринговый центр") обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020, далее - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, ответчик) о взыскании задолженности в размере 15 226 248 рублей 77 копеек по государственному контракту N 2014.275196 от 01.10.2014, 1 447 635 рублей 60 копеек за период с 31.12.2015 по 19.09.2016.
Требования о взыскании неустойки в размере 106 583 рублей 74 копеек за последующий период с 31.08.2016 по 19.09.2016 не приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку являются дополнительными, которые могут быть заявлены самостоятельно.
По иску рассмотрено требование о взыскании пени в размере 1 341 051 рубля 86 копеек за период с 31.12.2015 по 30.08.2016.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 сентября 2016 года с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края взыскано за счет казны в пользу ООО "Краевой инжиниринговый центр" 15 226 248 рублей 77 копеек основного долга, 1 341 051 рубль 86 копеек неустойки, 51 220 рублей судебных издержек и 105 836 рублей 50 копеек расходов по госпошлине, всего 16 724 357 рублей 13 копеек.
В иске к государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края и Министерству территориального развития Забайкальского края отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2016 года решение от 23 сентября 2016 года оставлено без изменения.
Министерство финансов Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 сентября 2016 года по делу N А78-6079/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2016 года по тому же делу отменить в связи с нарушением судами норм процессуального права: статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования споров с ответчиком - Министерством финансов Забайкальского края.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что заключив контракт и приняв обязательство по обеспечению его финансирования и расчету с генподрядчиком, именно ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края обязано оплатить истцу задолженность по государственному контракту N 2014.275196 от 01.10.2014. Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как не являлось стороной договора (должником по обязательствам). По обязательствам, вытекающим из спорного контракта в связи с ненадлежащей оплатой произведенных истцом работ должен отвечать Забайкальский край в лице Министерства территориального развития Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края.
ООО "Краевой инжиниринговый центр" в отзыве на кассационную жалобу возразило против её доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании результатов размещения государственного заказа путем проведения электронного аукциона между ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края (заказчик) и ООО "Краевой инжиниринговый центр" (исполнитель) заключен государственный контракт N 2014.275196 от 01.10.2014. По условиям государственного контракта исполнитель осуществляет разработку проектной документации на строительство объекта "Котельная в пгт. Первомайский Шилкинского района" в соответствии с техническим заданием, календарным графиком производства работ и расчетом стоимости работ (приложения N N 1, 2, 3). Сроки выполнения работ по контракту определены в пункте 6.1 контракта и календарным графиком до 27 февраля 2015 года. Согласно пункту 3.1 контракта стоимость работ составляет 15 226 248 рублей 77 копеек, оплата работ производится в течение 5 банковских дней после поступления денежных средств на расчетный счет заказчика от главного распорядителя средств краевого бюджета, окончательный расчет за выполненные работы производится не позднее 30 декабря 2015 года (пункты 3.2, 3.5 контракта).
Сторонами подписаны акты сдачи-приемки выполненных работ на общую сумму 15 226 248 рублей 77 копеек, проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы принята заказчиком по накладным от 27 февраля 2015 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 711, 758, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что денежные средства подлежат взысканию с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что при заключении государственного контракта N 2014.275196 от 01.10.2014 ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края действовало от имени Забайкальского края. Поэтому должником по обязательствам по государственному контракту является субъект Российской Федерации - Забайкальский край.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин (статья 764 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания статей 125 и 126 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в результате заключения контрактов государственными заказчиками, действующими от имени и по поручению публичного образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публичное образование.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что бюджетные ассигнования на оплату выполненных проектных работ по государственному контракту не предусмотрены. Министерству территориального развития Забайкальского края бюджетные средства для оплаты работ по данному объекту не выделялись.
Суды, установив, что при заключении государственного контракта государственный заказчик действовал от имени и в интересах Забайкальского края, пришли к правильному выводу, что должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является субъект Российской Федерации - Забайкальский край.
Учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства выделения бюджетных средств для оплаты указанных работ, задолженность правомерно взыскана с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 сентября 2016 года по делу N А78-6079/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2016 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 сентября 2016 года по делу N А78-6079/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.