город Иркутск |
|
20 апреля 2017 г. |
Дело N А58-2673/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л. А., Шелега Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2017 года по делу N А58-2673/2016 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд апелляционной инстанции: Басаев Д. В., Сидоренко В. А., Ткаченко Э. В.),
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" (ОГРН 1021401064684; ИНН 1435044340; г. Якутск; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (далее - Счетная палата) о признании недействительным представления N 01/1-35/23 от 21.04.2016 в части возврата суммы нецелевого использования субсидий в размере 782 764 рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2016 года в заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2017 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2016 года отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, учреждение оспаривает выводы апелляционного суда о доказанности Счетной палатой нецелевого расходования средств субсидии в размере 782 764 рублей, поскольку суд не исследовал доказательства о возможности использования закупленного учреждением оборудования и комплектующих не только для трансляции и архивации, но и для создания фильмов.
Суд необоснованно возложил бремя доказывания факта неиспользования закупленного оборудования для создания видеофильмов на учреждение; судом не дана оценка представленной учреждением информации о создании видеофильмов путем использования приобретенного за счет средств субсидии оборудования; суд необоснованно признал несостоятельным довод суда первой инстанции о подтверждении целевого характера расходования бюджетных средств перечислением Департаментом по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) (далее - Департамент) субсидии на основании сведений учреждения об операциях с целевыми субсидиями.
В отзыве на кассационную жалобу Счетная палата просит оставить её без удовлетворения, обжалуемое постановление апелляционного суда - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что при разработке Плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на 2012-2015 годы в Республике Саха (Якутия) (распоряжение Правительства РС (Я) от 06.08.2011 N 811-р) учреждением в 2011 году была составлена смета на создание фильмов, согласно которой в период 2012-2015 годов предусматривалось ежегодное создание 3 фильмов в год с выделением на эти цели 2 400 000 рублей (по 600 000 рублей ежегодно).
Первоначально в распоряжении Правительства РС (Я) от 06.08.2011 N 811-р были заложены средства соответствующие смете учреждения от 2011 года.
Распоряжением Правительства РС (Я) от 24.02.2014 N 151-р были внесены изменения в распоряжение Правительства РС (Я) от 06.08.2011 N 811-р, согласно которым создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны предусмотрено в 2015 году на сумму 1 200 000 рублей.
На основании указанного распоряжения между Департаментом и заявителем в рамках исполнения государственной программы РС (Я) "Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы" заключено соглашение от 18.02.2015 о предоставлении целевой субсидии на создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в сумме 1 200 000 рублей (далее - Соглашение).
Согласно пункту 2.3.3 Соглашения учреждение обязалось перед Департаментом своевременно использовать целевую субсидию по ее назначению.
В соответствии пунктом 4 Правил определения объема и условий предоставления из государственного бюджета РС (Я) субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям (утв. Постановлением Правительства РС (Я) от 15.08.2011 N 390 (ред. от 26.07.2013)) и с условиями, определенными пунктом 2.1.1. Соглашения Департаментом в адрес учреждения были перечислены средства целевой бюджетной субсидии в общей сумме 1 200 000 рублей.
Субсидия использована учреждением в объеме 1 200 000 рублей, в том числе по следующим основаниям: на командировки работников для сбора материалов об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., освещения юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Победы на общую сумму 117 236 рублей; на услуги по созданию видеоматериалов по договору от 03.03.2015 N 534-0315 с ООО "Сайдыы" на сумму 300 000 рублей; на поставку комплектующих к компьютерной технике на сумму 319 724 рублей; на поставку компьютерных комплектующих на сумму 5 276 рублей; на поставку многофункционального устройства (принтер/ копир/сканер/факс) на сумму 30 530 рублей 39 копеек; на закупку студийного оборудования на сумму 427 233 рубля 61 копейка.
Счетной палатой в соответствии с пунктом 2.8 Плана работы Счетной палаты РС (Я) на 2016 год и поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) (постановление TC N 706-V от 27.11.2015) проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета PC (Я), направленных на реализацию государственной программы "Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы"" (далее - Контрольное мероприятие) на объектах Департамента и учреждения. Периодом проверки были определены 2014 и 2015 гг.
По результатам проверки был составлен акт N 05-34/10 от 09.03.2016, из содержания которого следует (раздел 6.3 "Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств государственного бюджета РС(Я), направленных на реализацию государственной программы"), что выделенная Департаментом учреждению в 2015 году целевая субсидия в размере 1 200 000 рублей использована в полном объеме. Отчетность по исполнению соглашения составлена в соответствии с утвержденной формой отчетности. При этом проверяющими инспекторами сделан вывод о том, что форма отчетности, содержащая информацию и объем расходов в разрезе статей КОСГУ (без предварительного установления плановых показателей и сроков и результатов использования субсидии), в недостаточной степени отражает достижение цели предоставления субсидии.
Счетной палатой 14.04.2016 был утвержден отчет по результатам указанного контрольного мероприятия, в котором содержится вывод о том, что поскольку целью предоставления субсидии являлось создание фильмов, а не обеспечение их трансляции, архивирования и т.п., то средства субсидии в объеме 782 764 рублей, израсходованные уже после выполнения сторонней организацией (ООО "Сайдыы") услуг по созданию фильмов о войне, направлены не по целевому назначению, что является нарушением части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Также в предложениях (рекомендациях) отчета (пункт 11.3.3) заявителю было предложено обеспечить возврат суммы нецелевого использования субсидии в размере 782 764 рублей.
В отношении учреждения было выдано представление N 01/1-35/23 от 21.04.2016, пунктом 3 которого предложено обеспечить возврат суммы нецелевого использования субсидии в размере 782 764 рублей.
Не согласившись с указанным представлением, учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что в оспариваемом представлении в нарушение норм БК РФ и Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 N 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон N 976-З) не отражены конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения представления по отношению к учреждению.
По мнению суда первой инстанции, пункт 3 оспариваемого представления N 01/1-35/23 от 21.04.2016 в части возложения обязанности по обеспечению возврата суммы нецелевого использования субсидий учреждением от 18.02.2015 (на создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.) в размере 782 764 рублей, принят Счетной палатой в нарушение установленного порядка, поскольку из содержания оспариваемого представления невозможно установить, на основании каких доказательств Счётная палата пришла к выводу о нецелевом расходовании средств в указанном размере, по каким основаниям были отклонены доводы учреждения, указанные в возражениях на акт проверки, и на основании какой нормы права израсходованные после предоставления сторонней организацией (ООО "Сайдыы") услуг по созданию фильмов о войне, следует считать использованными не по целевому назначению.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, признав их ошибочными, не соответствующими обстоятельствам дела.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании представления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 3 статьи 69.2 БК РФ государственные задания для бюджетного учреждения формируются в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, объем финансового обеспечения которого рассчитывается на основании нормативных затрат.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 2 Правил определения объема и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2011 N 390 (в редакции от 26.07.2013), предусмотрено, что целевыми субсидиями в целях настоящих Правил являются субсидии, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.
Руководствуясь вышеизложенными нормами, исходя из разъяснений, изложенных в письме Минфина России от 21.01.2014 N 02-10-11/1763, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе Соглашение, отчет по результатам контрольного мероприятия от 14.04.2016, акт по результатам проверки N 05-34/10 от 09.03.2016, суд апелляционной инстанции обоснованно установил, что целевая субсидия не связана с финансовым обеспечением выполнения государственного задания и предоставлена на цели, предусмотренные Соглашением, являющимся правовым основанием предоставления бюджетных средств.
Поскольку данным Соглашением в качестве целей предусмотрено только создание видеофильмов, видеофильмы изготовлены ООО "Сайдыы", расходование учреждением средств субсидии на иные цели (расходные материалы к компьютерам, комплектующие к компьютерной технике, многофункциональное устройство (принтер/копир/сканер/факс), студийное оборудование) не соответствует целям, определенным Соглашением, и правомерно признано контрольным органом нецелевым использованием бюджетных средств, которые подлежат возврату учреждением.
То обстоятельство, что Соглашением не установлены показатели результативности использования субсидии (указание на количество фильмов) не влияет на законность представления, поскольку показатели результативности не отражают соблюдение принципа целевого характера бюджетных средств, установленного статьёй 306.4 БК РФ.
При таких фактических обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для признания недействительным представления Счетной палаты N 01/1-35/23 от 21.04.2016 является законным и обоснованным.
Довод кассационной жалобы о том, что вышеизложенные выводы апелляционного суда сделаны без исследования доказательств возможности использования приобретенного учреждением оборудования и комплектующих для создания фильмов отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку такие доказательства учреждением ни в Счетную палату, ни в материалы дела не представлены.
Так как в силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, довод кассационной жалобы о неправомерном возложении на учреждение бремени доказывания факта использования указанного оборудования для создания видеофильмов также подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 4 Правил определения объема и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2011 N 390 (ред. от 26.07.2013), перечисление целевых субсидий производится на основании представленных государственными бюджетными (автономными) учреждениями сведений о наличии документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Таким образом, обязанность признания планируемых подведомственным учреждением расходов соответствующих их целевому использованию на исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственных бюджетных (автономных) учреждений, не возложена.
Следовательно, довод учреждения о том, что целевой характер расходов средств субсидии подтверждается перечислением Департаментом средств субсидии на основании Сведений об операциях с целевыми субсидиями (код формы документа 0501016), представленных учреждением в соответствии с пунктом 2.1.1 Соглашения, не может быть принят кассационным судом, поскольку являлся предметом исследования и получил надлежащую правовую оценку в суде апелляционной инстанции.
Кроме того, поскольку требования об обязательном указании на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения представления к последнему положениями Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" не установлены, соответствующие доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы суда основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку и по существу основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судом апелляционной инстанции, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2017 года по делу N А58-2673/2016 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. Н. Левошко |
Судьи |
Л. А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.