г. Чита |
|
11 января 2017 г. |
Дело N А58-2673/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко А.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2016 года по делу N А58-2673/2016 (суд первой инстанции - Андреев В.А.),
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" (ОГРН 1021401064684, ИНН 1435044340, место нахождения: 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 48, далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1111435013887, ИНН 1435248577, место нахождения: 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Каландаришвили, 7/1, далее - ответчик, Счетная палата) о признании недействительным представления от 21.04.2016 N 01/1-35/23 в части возврата суммы нецелевого использования субсидий в размере 782 764,0 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2016 года по делу N А58-2673/2016 заявленные требования удовлетворены.
Счетная палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение с доводами жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 06.12.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Товарищество обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 210 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, при разработке Плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на 2012 - 2015 годы в Республике Саха (Якутия) (распоряжение Правительства РС(Я) от 06.08.2011 года N 811-р) Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" - (далее "заявитель", " Учреждение") в 2011 году была составлена смета на создание фильмов, согласно которой в период 2012-2015 годов предусматривалось ежегодное создание 3 фильмов в год с выделением на эти цели 2 400 000 рублей ( по 600 000 рублей ежегодно). Первоначально в распоряжении Правительства РС(Я) от 06.08.2011 года N 811 -р были заложены средства соответствующие смете НВК "Саха" от 2011 года на создание 3 видеофильмов в год в период 2012-2015 годов на общую сумму 2 400 000 рублей (по 600 000 ежегодно). В последствии, Распоряжением Правительства РС(Я) от 24.02.2014 года N 151-р были внесены изменения в распоряжение Правительства РС(Я) от 06.08.2011 года N 811 -р, согласно которым создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны предусмотрено в 2015 году на сумму 1 200 000 рублей.
На основании указанного распоряжения Правительства РС(Я) между Департаментом по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) - (далее "Департамент") и заявителем, в рамках исполнения государственной программы РС(Я) "Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы" заключено соглашение от 18.02.2015 года N б/н о предоставлении целевой субсидии на создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в сумме 1 200 000 рублей.
Согласно пункту 2.3.3 Соглашения от 18.02.2015 года N б/н Учреждение обязалось пред Департаментом своевременно использовать целевую субсидию по ее назначению.
В соответствии пунктом 4 Правил определения объема и условий предоставления из государственного бюджета РС(Я) субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям (утв. Постановлением Правительства РС(Я) от 15.08.2011 года N 390 (ред. от 26.07.2013 года)) и с условиями, определенными пунктом 2.1.1. Соглашения от 18.02.2015 года N б/н Департаментом в адрес НВК "Саха" были перечислены средства целевой бюджетной субсидии в общем объеме 1 200 000 следующими платежными поручениями:
от 08.04.2015 года N 320 на 600 000 рублей (на основании ф.0501016 НВК "Саха" от 08.04.2015 года);
от 07.10.2015 года N 977 на 319 724 рублей (на основании ф.0501016 НВК "Саха" от 05.10.2015 года);
от 27.11.2015 года N 1158 на 280 276 рублей (на основании ф.0501016 НВК "Саха" от 27.11.2015 года).
Субсидия использована в объеме 1 200 000 рублей, в том числе по следующим основаниям:
командировки работников на общую сумму 117 236 рублей (ст. 212, 226 и 222 КОСГУ) - для сбора материалов об участниках ВОВ 1941-1945 гг. Захарова Г.Е., Березкина Д.И., Сергеева Ю.Н., Степанова И.И. по приказу от 18.02.2015 года N 13 Км, Пермяковой М.Д., Сафоновой Л.И. по приказу от 18.02.2015 года N 12 Км, для освещения юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Победы. Избековой Е.И., Березкиной Д.И. по приказу от 28.04.2015 года N 62 Км (с первоначальной оплатой суточных и расходов на проживание (квартирных) за счет средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания с последующим восстановлением расходов за счет средств целевой субсидии платежными поручениями от 24.09.2015 года N 3501 и N 3502 на сумму 77 410 рублей; а также оплатой транспортных расходов по приказу 28.04.2015 года N 62 Км платежным поручением от 24.09.2015 года N 3501 по договору ОАО ГАВС PC (Я) от 27.12.2013 года N К-33-2013-12-0145 в сумме 39 826 рублей);
договор от 03.03.2015 года N 534-0315 с ООО "Сайдыы" на сумму 300 000 рублей (ст.226 КОСГУ) на услуги по созданию видеоматериалов (заказ N 4659 от 03.03.2015 года на создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы ВОВ - "Ким да умнуллубат, туох да умнуллубат" хронометражем 00:23:00, "Автографы Победы. Свидетели ВОВ": хронометражем 00:25:12; акт приемки выполненных работ от 23.03.2015 года N 253; платежное поручение от 14.04.2015 года N 1108);
договор от 28.09.2015 года N зз 16069-л1 на сумму 319 724 рублей (ст.340 КОСГУ) на поставку комплектующих к компьютерной технике (платежное поручение от 29.10.2015 года N 03.11.2015, счета-фактуры от 21.10.2015 года N 4521 йот 23.10.2015 года N 4581);
договор от 25.11.2015 года N А 00143594 на сумму 5 276 рублей (ст.340 КОСГУ) на поставку компьютерных комплектующих (платежное поручение от 02.12.2015 года N 4447, счет-фактура от 04.12.2015 года N Ят0-000166/26);
договор от 25.11.2015 года N А 00143593 на сумму 30 530,39 рублей (ст.310 КОСГУ) на поставку многофункционального устройства (принтер/ копир/сканер/факс) (платежное поручение от 02.12.2015 года N 4448, счет-фактура от 04.12.2015 года N Ят0 000166/27);
договор от 25.11.2015 года N 03162000328915000070 на сумму 427 233,61 рублей (ст.310 КОСГУ); на закупку студийного оборудования (платежное поручение от 18.12.2015 года N 4892, товарная накладная от 18.12.2015 годаN 1812_1нск).
Счетной палатой Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 2.8 Плана работы Счетной палаты РС(Я) на 2016 год и поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) (постановление от 27.11.2015 года TCN 706 - V) проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета PC (Я), направленных на реализацию государственной программы "Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы"" (далее - Контрольное мероприятие) на объектах Департамента, учреждение и другие. Периодом проверки были определены 2014 и 2015 год.
По результатам проверки был составлен Акт N 05-34/10 от 09 марта 2016 года.
Из содержания данного акта следует (раздел 6.3 " Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств государственного бюджета РС(Я), направленных на реализацию государственной программы"(т.2 л.д.59)), что выделенная Департаментом Учреждению в 2015 году целевая субсидия в размере 1 200 000 рублей использована в полном объеме. Отчетность по исполнению соглашения составлена в соответствии с утвержденной формой отчетности. При этом проверяющими инспекторами с делан вывод о том, что форма отчетности, содержащая информацию и объем расходов в разрезе статей КОСГУ (без предварительного установления плановых показателей и сроков и результатов использования субсидии), в недостаточной степени отражает достижение цели предоставления субсидии (т.2 л.д.61)
14.04.2016 контрольным органом был утвержден отчет по результатам контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета РС(Я), направленных на реализацию государственной программы РС(Я) "Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы" (т.2 л.д.75).
При этом в данном отчете аудитор Палаты Рязанская М.С., анализируя мероприятия по проверке предоставления иных субсидий (т.2 л.д.89) сделала вывод о том, что поскольку целью предоставления субсидии являлось создание фильмов, а не обеспечение их трансляции, архивирования и т.п., то средства субсидии в объеме 782 764 рублей (по договорам от 28.09.2015 N зз-16069-л1 на сумму 319 724 рублей, от 25.11.2015 N А-00143594 на сумму 5 276 рублей, от 25.11.2015 N А-00143593 на сумму 30 530,39 рублей; от 25.11.2015 N 03162000328915000070 на сумму 427 233,61 рублей), израсходованные уже после выполнения сторонней организацией (ООО "Сайдыы") услуг по созданию фильмов о войне, направлены не по целевому назначению, что является нарушением части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По данному факту контрольным органом был составлен акт о выявлении факта совершения административного правонарушения от 25.03.2016 N 05-34/19, в отношении руководителя Учреждение Андросова Ивана Михайловича, а также составлен протокол об административном правонарушении N 39.
Также в предложениях (рекомендациях) отчета (п.11.3.3) заявителю было предложено обеспечить возврат суммы нецелевого использования субсидии в размере 782 764 рублей.
На основании утвержденного Постановлением N 10-3 от 14.04.2016 коллегии Палаты отчета по результатам контрольного мероприятия в отношении Учреждения и.о. Председателя Палаты было выдано Представление от 21.04.2016 N 01/1-35/23.
Пунктом 3 данного Представления Учреждению предписано обеспечить возврат суммы нецелевого использования субсидии в размере 782 764 рублей.
Не согласившись с данным представлением, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд. В частности, заявитель указал, что не допускал нецелевого использования бюджетных денежных средств, не нарушал условия соглашения о предоставленной субсидии, а контрольный орган не доказал надлежащими доказательствами данных обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-З N 837-IV (ред. от 25.03.2015) "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)"- далее "закон N 976-З" к полномочиям палаты отнесены:
- контроль за исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия);
- внешняя проверка годового отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия);
- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия) и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- анализ бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия) и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
- контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).
Статья 9 закона N 976-З определяет в качестве формы осуществления палатой внешнего государственного финансового контроля соответствующего акта, который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта палатой составляется отчет.
Палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Республике Саха (Якутия), муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (статья 18 закона N 976-З).
Представление палаты подписывается председателем Счетной палаты либо его заместителем.
Органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, воспрепятствования проведению должностными лицами Счетной палаты контрольных мероприятий палата направляет в органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, проверяемые организации и их должностным лицам предписание.
Предписание палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание Счетной палаты подписывается председателем палаты либо его заместителем.
Предписание Счетной палаты должно быть исполнено в установленные в нем сроки, а неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок предписания палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 19 закона N 976-З акты, составленные палатой при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в срок до семи рабочих дней со дня получения указанных актов, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью. Проверяемые органы и организации и их должностные лица вправе обжаловать действия (бездействие), предписания и представления Счетной палаты в установленном законодательством порядке.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действия палаты по проведению проверки законности и результативности использования средств государственного бюджета PC (Я), направленных на реализацию государственной программы "Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы" осуществлены в пределах предоставленных ей полномочий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал, что в нарушение перечисленных норм закона в оспариваемом предписании не отражены конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения представления по отношению к заявителю.
Так, по мнению суда первой инстанции, пункт 3 оспариваемого представления от 21.04.2016 N 01/1-35/23 в части возложения обязанности по обеспечению возврата суммы нецелевого использования субсидий Учреждением от 18.02.2015 (на создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.) в размере 782 764 рублей, принят палатой в нарушение установленного порядка и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку из содержания оспариваемого представления невозможно установить на основании каких доказательств Палата пришла к выводу о нецелевом расходовании средств в размере 782 764 рублей, по каким основаниям были отклонены доводы заявителя, указанные в возражениях на акт проверки, и на основании какой нормы права, израсходованные после выполнения сторонней организацией (ООО "Сайдыы") услуг по созданию фильмов о войне, следует считать использованными не по целевому назначению.
Суд апелляционной инстанции полагает приведенные выводы суда первой инстанции необоснованными, поскольку материалами дела подтверждается нецелевое использование предоставленной заявителю субсидии.
Как следует из материалов дела, между Департаментом по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) и заявителем в рамках исполнения государственной программы РС(Я) "Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы" заключено соглашение от 18.02.2015 года N б/н о предоставлении целевой субсидии на создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в сумме 1 200 000 рублей.
Согласно части 1 статьи ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Минфин России в письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 разъяснил, что для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.
Из материалов дела следует, что обоснование вывода Счетной палаты о нецелевом использовании Учреждением средств субсидии в объеме 782 764 рубля было оформлено Актом о выявлении факта совершения административного правонарушения от 25.03.2016 N 05-34/19, направленном в адрес генерального директора Учреждения И.М. Андросова извещением от 25.04.2016 N05-48/445, а также Протоколом об административном правонарушении от 29.03.2016 N39, в которых установлено: "Так как целью предоставления субсидии являлось создание фильмов, а не обеспечение их трансляции, архивирования и т.п., то средства субсидии в объеме 782 764 рубля (по договорам от 28.09.2015 Nзз 16069-л1 на сумму 319 724 рублей, от 25.11.2015 NА 00143594 на сумму 5 276 рублей, от 25.11.2015 NА 00143593 на сумму 30 530,39 рублей; от 25.11.2015 N03162000328915000070 на сумму 427 233,61 рублей) направлены не по целевому назначению, что является нарушением части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, обоснование правонарушения произведено в указанных выше документах и представлено Учреждению до вынесения оспариваемого Представления от 21.04.2016 N 01/1-35-23.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что субсидия использована в предоставленном объеме - 1 200 000 рублей, в том числе по следующим основаниям:
- командировки работников на общую сумму 117 236 рублей (ст. 212, 226 и 222 КОСГУ) - для сбора материалов об участниках ВОВ 1941-1945 гг. Захарова Г.Е., Березкина Д.И., Сергеева Ю.Н., Степанова И.И. по приказу от 18.02.2015 года N 13 Км, Пермяковой М.Д., Сафоновой Л.И. по приказу от 18.02.2015 года N 12 Км, для освещения юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Победы. Избековой Е.И., Березкиной Д.И. по приказу от 28.04.2015 года N 62 Км (с первоначальной оплатой суточных и расходов на проживание (квартирных) за счет средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания с последующим восстановлением расходов за счет средств целевой субсидии платежными поручениями от 24.09.2015 года N 3501 и N 3502 на сумму 77 410 рублей; а также оплатой транспортных расходов по приказу 28.04.2015 года N 62 Км платежным поручением от 24.09.2015 года N 3501 по договору ОАО ГАВС PC (Я) от 27.12.2013 года N К-33-2013-12-0145 в сумме 39 826 рублей);
- договор от 03.03.2015 года N 534-0315 с ООО "Сайдыы" на сумму 300 000 рублей (ст.226 КОСГУ) на услуги по созданию видеоматериалов (заказ N 4659 от 03.03.2015 года на создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы ВОВ - "Ким да умнуллубат, туох да умнуллубат" хронометражем 00:23:00, "Автографы Победы. Свидетели ВОВ": хронометражем 00:25:12; акт приемки выполненных работ от 23.03.2015 года N 253; платежное поручение от 14.04.2015 года N 1108);
договор от 28.09.2015 года N зз 16069-л1 на сумму 319 724 рублей (ст.340 КОСГУ) на поставку комплектующих к компьютерной технике (платежное поручение от 29.10.2015 года N 03.11.2015, счета-фактуры от 21.10.2015 года N 4521 йот 23.10.2015 года N 4581);
договор от 25.11.2015 года N А 00143594 на сумму 5 276 рублей (ст.340 КОСГУ) на поставку компьютерных комплектующих (платежное поручение от 02.12.2015 года N 4447, счет-фактура от 04.12.2015 года N Ят0-000166/26);
договор от 25.11.2015 года N А 00143593 на сумму 30 530,39 рублей (ст.310 КОСГУ) на поставку многофункционального устройства (принтер/ копир/сканер/факс) (платежное поручение от 02.12.2015 года N 4448, счет-фактура от 04.12.2015 года N Ят0 000166/27);
договор от 25.11.2015 года N 03162000328915000070 на сумму 427 233,61 рублей (ст.310 КОСГУ); на закупку студийного оборудования (платежное поручение от 18.12.2015 года N 4892, товарная накладная от 18.12.2015 годаN 1812_1нск).
Поскольку целью предоставления субсидии являлось создание фильмов, а не обеспечение их трансляции, архивирования и т.п., суд апелляционной инстанции полагает, что средства субсидии в объеме 782 764 рублей (по договорам от 28.09.2015 N зз-16069-л1 на сумму 319 724 рублей, от 25.11.2015 N А-00143594 на сумму 5 276 рублей, от 25.11.2015 N А-00143593 на сумму 30 530,39 рублей; от 25.11.2015 N 03162000328915000070 на сумму 427 233,61 рублей) направлены не по целевому назначению.
Об указанном свидетельствует то обстоятельство, что спорная сумма была израсходована уже после выполнения сторонней организацией (ООО "Сайдыы") услуг по созданию фильмов о войне, принятия результатов по акту приемки выполненных работ и никак не связана именно с созданием фильмов. Более того, судом первой инстанции не учтено следующее.
Из пояснений ответчика следует и заявителем не оспаривается, что государственное задание до учреждения доведено в 2015 году в соответствии с приказом Департамента от 30.12.2014 N 01-27/135 согласно нормативам, которые в области телевидения предусматривают расходы по следующим показателям: 1) создание аудиовизуальной продукции (телепрограмм) для формирования телеканала; 2) формирование телеканалов и 3) трансляция (выпуск) телевизионного канала.
В соответствии с частью 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", частью 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственные задания для бюджетного учреждения формируются в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, объем финансового обеспечения которого рассчитывается на основании нормативных затрат.
В соответствии с абзацами 1 и 2 части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
При этом пунктом 2 Правил определения объема и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2011 N 390 (ред. от 26.07.2013), предусмотрено, что целевыми субсидиями в целях настоящих Правил являются субсидии, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.
Таким образом, в рассматриваемом деле целевая субсидия не связана с финансовым обеспечением выполнения государственного задания и предоставлена на цели, предусмотренные Соглашением от 18.02.2015 года N б/н о предоставлении целевой субсидии на создание видеофильмов о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Согласно Акту по результатам контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию государственной программы "Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы" от 09.03.2016 N 05-34/11 на объекте Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) за счет субсидии было создано только 2 фильма во втором квартале 2015 года, расходы на создание которых Счетной палатой расценены как произведенные без нарушения бюджетного законодательства, и трансляция которых была обеспечена за счет средств финансового обеспечения государственного задания (акт подписан со стороны Департамента руководителем А.А. Егоровым и главным бухгалтером А.В. Захаровым без разногласий).
Кроме того, из материалов дела не следует, что заявитель по делу представлял, в том числе с разногласиями к Акту по результатам проверки, доказательства того, что посредством использования товаров, приобретенных за счет средств субсидии в период с 23 октября по 18 декабря 2015 года (поставки по договорам от 28.09.2015 N зз 16069-л 1 с ООО "КопирТехСервис" расходных материалов к компьютерам на основании акта приема-передачи от 23.10.2015 на сумму 319 724 рублей; по договору N А 00143594 от 25.11.2015 с ООО "ДНС Байкал" на комплектующие к компьютерной технике по счету-фактуре N Ят0- 000166/26 от 04.12.2015 на сумму 5 276 рублей; по договору N А 00143593 от 25.11.2015 с ООО "ДНС Байкал" на поставку многофункционального устройства (принтер/копир/сканер/факс) по счету-фактуре N Ят0-000166/27 от 04.12.2015 на сумму 30 530,39 рублей, по договору N 0316200038915000070 от 25.11.2015 с ООО "ОКНО ТВ СИБИРЬ" на поставку студийного оборудования по товарной накладной N 1812_1нск от 18.12.2015 на сумму 427 233,61 рублей) был создан фильм в рамках Соглашения.
То обстоятельство, что Соглашением не установлены показатели результативности использования субсидии (сколько именно фильмов должно быть создано), не принимается судом во внимание, поскольку показатели результативности отражают соблюдение принципа эффективности расходования средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ), а не принципа целевого характера бюджетных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
Вывод суда первой инстанции о том, что нарушений условий соглашения о предоставлении целевой субсидии со стороны заявителя по отношению к Департаменту не установлено, опровергается представленными в материалы дела доказательствами, которым ранее суд апелляционной инстанции дал оценку.
Несостоятельна ссылка суда первой инстанции и на то обстоятельство, что перечисление Департаментом средств субсидии, на основании Сведений об операциях с целевыми субсидиями (код формы документа 0501016), представленными ГБУ НВК "Саха" в соответствии с п. 2.1.1 Соглашения, является признанием Департаментом расходов Учреждения целевыми.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Правил определения объема и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2011 N 390 (ред. от 26.07.2013), перечисление целевых субсидий производится на основании представленных государственными бюджетными (автономными) учреждениями сведений о наличии документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Таким образом, как обоснованно указывает апеллянт, обязанность признания планируемых подведомственным учреждением расходов соответствующих их целевому использованию на исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственных бюджетных (автономных) учреждений, не возложена.
При таких установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что выводы ответчика заявитель достаточными и достоверными доказательствам не опроверг, суд апелляционной инстанции полагает, что удовлетворяя заявленные требования по формальным основаниям, суд первой инстанции не принял во внимание приведенные обстоятельства, имеющие существенное значение и свидетельствующие о нецелевом использовании выделенных бюджетных средств, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в силу пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2016 года по делу N А58-2673/2016 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2673/2016
Истец: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха"
Ответчик: Счетная палата Республики Саха (Якутия)