город Иркутск |
|
26 мая 2017 г. |
Дело N А78-4161/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т. В.,
судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года по делу N А78-4161/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Артемьева А.А., суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
муниципальное унитарное автотранспортное предприятие (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (ответчик), Министерству финансов Забайкальского края (соответчик-1) и Министерству территориального развития Забайкальского края (соответчик-2) о взыскании 110 747 рублей убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда льготникам федерального и краевого регистра за 2013-2015 годы, а также 857 767 рублей убытков, понесенных при осуществлении социально значимого маршрута Алек-Завод - Краснокаменск за 2013 и 2015 годы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального района "Александрово-Заводский район" Забайкальского края (далее - третье лицо).
По ходатайству истца судом произведена замена ответчика на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), соответчиков-1 и 2 на Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края (далее - Минфин Забайкальского края) и Министерства территориального развития Забайкальского края (далее - Министерство территориального развития).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции принято уточнение исковых требований о взыскании с Забайкальского края в лице Минфина Забайкальского края за счет казны убытков в виде: расходов, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда льготникам федерального и краевого регистра за 2014-2015 годы в размере 58 331 рублей; расходов, понесенных при осуществлении социально значимых перевозок за 2013 и 2015 годы в размере 599 165 рублей. При этом от исковых требований к Российской Федерации в лице Минфина РФ и к Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития истец не отказался, оставив их также в качестве ответчиков по заявленным требованиям.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2016 года, с Забайкальского края за счет казны в лице Минфина Забайкальского края в пользу предприятия взыскано 58 331 рубль убытков, с Забайкальского края за счет казны в лице Министерства территориального развития в пользу предприятия взыскано 599 165 рублей убытков. В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Минфина РФ отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минфин Забайкальского края и Министерство территориального развития обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Минфин Забайкальского края считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является стороной гражданско-правового договора о возмещении недополученной платы или распорядителем бюджетных средств субъекта, а также полагает, что с 17.03.2014 оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, не является расходным обязательством Забайкальского края.
По мнению Министерства территориального развития, средства на возмещение затрат по перевозке пассажиров по социально значимым маршрутам являются неотъемлемой частью бюджета Забайкальского края; суды пришли к необоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению нормы Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 18.04.2014 N 214; судами неправильно истолкованы нормы действующего законодательства и неверно определен размер убытков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда -fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru; почтовые уведомления), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем, кассационные жалобы рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
По причине длительного отсутствия ввиду нахождения в очередном отпуске судьи Качукова С.Б., с участием которого было начато рассмотрение кассационных жалоб по настоящему делу, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 31, 37 Регламента Арбитражных судов Российской Федерации определением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Клепиковой М.А. от 23 мая 2017 года в составе судей, рассматривающих кассационные жалобы Министерства территориального развития и Министерства финансов Забайкальского края, произведена замена судьи Качукова С.Б. на судью Тютрину Н.Н.
Рассмотрение кассационных жалоб начато с самого начала.
Кассационные жалобы рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в период с января 2014 года по декабрь 2015 года истец (исполнитель) в рамках заключенных с администрацией муниципального района "Александрово-Заводский район" (заказчик) договоров N 1-14 от 01.01.2014, N 1-15 от 01.01.2015 оказывал услуги по перевозке льготной категории пассажиров.
По условиям упомянутых договоров заказчик обязался компенсировать убытки исполнителя от осуществления льготной перевозки за счет средств, поступивших из краевого бюджета.
Кроме того, 20.07.2010 между Министерством территориального развития Забайкальского края (заказчиком) и истцом (исполнителем) заключен договор N 184 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Забайкальского края, по условиям которого исполнитель обеспечивает организацию перевозки пассажиров по социально значимому маршруту с. Александрово - Заводский район - г. Краснокаменск.
По условиям названного договора заказчик обязался предоставлять субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с выполнением перевозок, в пределах лимитов бюджетных обязательств, определяемых на очередной финансовый год.
Ссылаясь на неполное возмещение убытков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Суд округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1). В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5).
Законом Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" предусмотрено право отдельным категориям граждан на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае.
Порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В пункте 16 этого же постановления указано, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Учитывая названные положения нормативных актов, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края надлежащим ответчиком по настоящему спору в части взыскания убытков от перевозки льготных пассажиров.
В соответствии со статьей 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края" (в редакции, действующей на дату заключения договора N 184 от 20.07.2010) регулярные пассажирские перевозки выполняются на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок, заключаемого с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уполномоченным органом Забайкальского края на срок не более пяти лет.
Социально значимые перевозки - перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также пассажирским транспортом в отдаленные и труднодоступные населенные пункты Забайкальского края, перечень маршрутов которых устанавливается Правительством Забайкальского края (статья 3 Закона N 312-ЗЗК).
Порядок предоставления указанных субсидий определялся на дату заключения договора постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 49 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок", в соответствии с которым субсидии перечисляются перевозчикам, заключившим договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок с Министерством территориального развития Забайкальского края, в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок на территории Забайкальского края.
Доводы Министерства территориального развития со ссылкой на часть 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что с мая 2014 года должен применяться Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и индивидуальным предпринимателям, выполняющим социально значимые перевозки водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении", утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 18.04.2014 N 214, был предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен, поскольку в данном постановлении не оговорено, что названный Порядок распространяется на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, а доказательства, свидетельствующие о досрочном расторжении договора N 184 от 20.07.2010 или внесении изменений в него в связи с утверждением нового Порядка предоставления субсидий, Министерством территориального развития в материалы дела не представлены.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, суды установили, что причитающаяся в связи с перевозкой в спорный период льготников компенсация, исчисленная в соответствии с нормативными актами Забайкальского края с учетом общего количества перевезенных в спорный период пассажиров льготных категорий, составила 58 331 рубль, а расходы истца, связанные с перевозкой пассажиров в спорный период по социально значимому маршруту с. Александровский Завод - г. Краснокаменск на основании действующего до 20.07.2015 договора N 184 от 20.07.2010, составили 599 165 рублей.
Поскольку доказательства возмещения убытков в указанных размерах в материалы дела не представлены, суды обоснованно взыскали их с Забайкальского края за счет его казны соответственно в лице с Минфина и Министерства территориального развития Забайкальского края, так как именно Минфин согласно Положению, утвержденному Правительством Забайкальского края от 25.02.2014 N 93, является финансовым органом края и выступает от имени казны края в случаях, когда вред подлежит возмещению за её счет, а Министерство территориального развития Забайкальского края поименовано в Законах о бюджете на 2013, 2015 годы в качестве распорядителя бюджетных ассигнований на выплату субсидий лицам, выполняющим социально значимые перевозки в Забайкальском крае.
Доводы, аналогичные изложенным в кассационных жалобах, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно признаны несостоятельными по основаниям, указанным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителей жалоб с оценкой представленных в материалы дела доказательств и сформулированными судами двух инстанций выводами по фактическим обстоятельствам, а также иное толкование положений примененных ими норм материального и процессуального права, не являются основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений, являющихся в силу части 4 данной статьи безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года по делу N А78-4161/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.