г. Чита |
|
29 декабря 2016 г. |
Дело N А78-4161/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Макарцева А.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года по делу N А78-4161/2016 по исковому заявлению муниципального унитарного автотранспортного предприятия (ОГРН 1027501005510, ИНН 7502000543, Забайкальский край, с. Александровский Завод, ул. Заречная, 1) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г. Москва, ул. Ильинка, 9), 2) Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, г, Чита, ул. Амурская, 68), 3) Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, г. Чита, ул. Чкалова, 136), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального района "Александрово-Заводский район" Забайкальского края (ОГРН 1027501005652, ИНН 7502000960, Забайкальский край, с. Александровский Завод, ул. Комсомольская, 6) о взыскании 657 496 руб.
(суд первой инстанции: судья Артемьева А.А.)
при участии в судебном заседании:
от истца - Макарова В.Н., представитель по доверенности от 01.12.2016, Макаров А.А., действующий на основании распоряжения от 16.04.2015,
установил:
муниципальное унитарное автотранспортное предприятие (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к Министерству финансов Забайкальского края и Министерству территориального развития Забайкальского края о взыскании: убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, путем обеспечения льготного проезда льготникам федерального и краевого регистра за 2013 год в сумме 8 132 руб., за 2014 год в размере 77 370 руб., за 2015 год в размере 41 509 руб., всего в размере 110 747 руб.; убытков, понесенных при осуществлении социально значимого маршрута Алек-Завод - Краснокаменск за 2013 год в размере 257 804 руб. и за 2015 год в размере 599 963 руб., всего в размере 857 767 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального района "Александрово-Заводский район" Забайкальского края (далее - третье лицо)
Определением от 01.08.2016 суд первой инстанции по ходатайству истца произвел замену ответчика на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, соответчиков-1 и 2 на Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края (далее - Министерство финансов) и Министерства территориального развития Забайкальского края (далее - Министерство территориального развития).
Определением от 20.09.2016 суд первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований о взыскании с Забайкальского края в лице Министерства финансов за счет казны убытков в виде: расходов, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда льготникам федерального и краевого регистра за 2014 год в размере 53 997 руб., за 2015 год в размере 4 334 руб., всего - 58 331 руб.; расходов, понесенных при осуществлении социально значимых перевозок за 2013 год в размере 257 804 руб. и за 2015 год (с 01.01.2015 по 19.07.2015) в размере 341 361 руб., всего - 599 165 руб.
Всего цена иска составляет 657 496 руб.
К остальным ответчикам истец не заявил отказ от заявленных требований, оставив их в качестве ответчиков по заявленному иску.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19.10.2016 с Забайкальского края за счет казны в лице Министерства финансов в пользу предприятия убытки в сумме 58 331 руб., с Забайкальского края за счет казны в лице Министерства территориального развития в пользу предприятия взысканы убытки в сумме 599 165 руб., в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство территориального развития и Министерство финансов обратились в суд с апелляционными жалобами.
Министерство финансов в своей апелляционной жалобе указывает, что в соответствии со статьёй 2 Закона Забайкальского края N 243-ЗЗК (в редакции закона от 03.03.2014 N 936-ЗЗК, вступившего в законную силу 17.03.2014) к расходным обязательствам Забайкальского края относится оказание мер социальной поддержки категориям граждан, указанным в части 2 статьи 1, т.е. только льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
Таким образом, с 17.03.2014 оказание мер социальной поддержки категориям граждан, указанным в пунктах 1, 13 - 15 части 1 статьи 1 указанного закона в части проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, не являлось расходным обязательством Забайкальского края. Кроме того, бюджетные правоотношения распространяются только на органы государственной власти и органы местного самоуправления Забайкальского края. Выделение денежных средств из бюджета края непосредственно перевозчикам законодательством не предусмотрено.
Министерство территориального развития полагает, что судом неправильно истолкованы нормы действующего законодательства и положения спорного договора. Указывает, что средства на возмещение затрат по перевозке пассажиров по социально значимым маршрутам являются неотъемлемой частью бюджета Забайкальского края.
Вывод суда о том, что Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 18.04.2014 N 214, не распространяют свое действие на спорные правоотношения, противоречит действующему законодательству, поскольку данный порядок был принят уже после подписания договора и является нормативно-правовым актом и регулирует именно сферу деятельности по перевозке пассажиров по социально значимым маршрутам. Соответственно, с мая 2014 года указанные перевозки должны осуществляется в строгом соответствии с данным порядком.
О месте и времени судебного заседания ответчики и третье лицо извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб и пояснения к ним, отзыв на апелляционные жалобы, выслушав представителей истца, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2014 администрация муниципального района "Александрово-Заводский район" и истец подписали договор N 1-14 на компенсацию убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Аналогичный договор подписан сторонами на 2015 год.
В рамках договора предприятие приняло на себя обязательства предоставлять 50% скидку от стоимости проезда при перевозке льготной категории пассажиров, а администрация обязалась компенсировать убытки, образовавшиеся вследствие предоставления льгот за счет средств, поступивших из краевого бюджета.
Перечень маршрутов, по которым представлялся льготный проезд, определен в пункте 2.1.1 договоров.
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 34 от 23.04.2008 установлены предельные максимальные уровни тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемые предприятием с. Александровский завод.
Стоимость проезда по отдельным маршрутам рассчитывалась предприятием с применением тарифа 2,07 руб./км с учетом протяженности маршрута.
В соответствии с пунктом 3.1 договора истец ежемесячно представлял отчет об оказанных услугах, содержащие сведения о количестве перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд.
За период с января 2014 года по декабрь 2015 года администрацией утверждены отчеты предприятия.
Согласно актам сверки взаиморасчетов за 2014 год предприятию не компенсированы убытки в общей сумме 53 997 руб., в 2015 году - 4 334 руб.
Администрация муниципального района "Александрово-Заводский район" направляла отчеты в Министерство территориального развития Забайкальского края на компенсацию убытков за перевозку льготных пассажиров.
В свою очередь Министерство территориально развития формировало сводные отчеты и представляло их в Министерство финансов.
Кроме того, 20.07.2010 между Министерством территориального развития (заказчиком) и истцом (исполнителем) заключен договор N 184 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Забайкальского края, по условиям которого исполнитель обеспечивает организацию перевозки пассажиров по социально значимому маршруту с. Александрово - Заводский район - г. Краснокаменск.
Срок действия договора установлен на 5 лет (пункт 7.1 договора).
Заказчик предоставляет субсидию в целях возмещения части затрат, связанных с выполнением перевозок в пределах лимитов бюджетных обязательств, определяемых на очередной финансовый год.
Для получения субсидии исполнитель ежемесячно представляет отчет по форме, утвержденной заказчиком.
Порядок расчетов определен в разделе 4 договора.
Заказчик осуществляет проверку отчетов перевозчиков и предоставляет заявку на финансирование в Министерство финансов в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным.
Министерство финансов осуществляет финансирование расходов заказчику в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края.
Согласно расчетам истца задолженность Забайкальского края по возмещению затрат, связанных с осуществлением социально значимых перевозок, составляет 257 804 руб. за 2013 год и 341 361 руб. за период с 01.01.2015 по 19.07.2015 (окончание срока действия договора).
Расходы предприятия за спорный период не были возмещены, что явилось основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, руководствовался статьями 12, 15, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 86, 21, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Забайкальского края N 243-ЗЗК от 23.09.2009 "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края", Закона Забайкальского края от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края", Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края", постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 "Об утверждении порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края", постановлением Правительства Забайкальского края от 18.04.2014 N 214 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, выполняющим социально значимые перевозки водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1).
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" (действовавшего на период возникновения спорных отношений) право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае имеют следующие категории граждан, проживающих на территории Забайкальского края:
1) лица, получающие трудовую пенсию по старости (мужчины по достижении возраста 60 лет и женщины по достижении возраста 55 лет);
2) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) ветераны боевых действий;
5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
7) нетрудоспособные члены семей, а именно родители, супруга (супруг) погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, состоявшие на их иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
8) несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), иные бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
9) инвалиды всех степеней утраты трудоспособности;
10) инвалиды без утраты трудоспособности;
11) дети-инвалиды;
12) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
13) ветераны труда при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости;
14) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
15) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Согласно статье 3 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае, устанавливается Правительством Забайкальского края, на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае - в соответствии с законом Забайкальского края.
С введением в действие Закона Забайкальского края от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" Закон Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК утратил силу.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК также установлено право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) в Забайкальском крае.
Статьей 1 Закона Забайкальского края от 06.05.2013 N 816-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного)" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 30 апреля 2015 года N 1165-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края", путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) (далее - государственное полномочие).
Согласно пункту 1 пункта 1 статьи 4 Закона Забайкальского края от 06.05.2013 N 816-ЗЗК при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных и финансовых средств, направленных для осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.
Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, устанавливаемом Правительством Забайкальского края.
Общий объем субвенций местным бюджетам на осуществление государственного полномочия определяется согласно методике расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, приведенной в приложении к настоящему Закону края (пункт 1 статьи 5 Закона).
В соответствии с Порядком компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425, компенсация убытков производится юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования на основании договоров на возмещение убытков, заключенных органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Забайкальского края - с перевозчиками (кроме организаций железнодорожного транспорта) (пункт 2).
В пункте 16 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии с изложенными разъяснениями, споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
По материалам дела суд первой инстанции правильно установил, что при исполнении договоров в спорный период предприятие оказывало услуги по перевозке пассажиров льготной категории с 50-процентной скидкой от провозного тарифа.
Таким образом, в отсутствие в деле сведений о получении предприятием из бюджета Забайкальского убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда льготникам федерального и краевого регистра за 2014 год в размере 53 997 руб., за 2015 год в размере 4 334 руб., всего - 58 331 руб., суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования к Забайкальскому краю за счет средств казны.
Оснований считать Министерство финансов по иску о взыскании убытков в связи с обеспечением льготного проезда по договору от 01.01.2014 ненадлежащим ответчиком не имеется, поскольку последнее выступало в суде в качестве ответчика от публично-правового образования - Забайкальский край в соответствии с Положением о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 93.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Поскольку постановлением Правительства Забайкальского края закреплено, что компенсация указанных убытков отнесена к бюджетным расходам субъекта, суд правомерно удовлетворил исковые требования к Забайкальскому краю за счет его казны в лице Министерства финансов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания убытков с ответчика, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку как условиями договора, так и Законами Забайкальского края от 23.09.2009 N 243-ЗЗК и от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК предусмотрено право истца на получение убытков в связи с перевозкой граждан, имеющих скидку от стоимости проезда.
Министерство финансов не опровергло предоставленные в материалы дела доказательства размера убытков предпринимателя (заявки на предоставление субвенций, отчеты об использование средств, предоставленных из бюджета края на осуществление государственного полномочия, отчеты о компенсации убытков, списки льготных категорий граждан, акты сверки взаимных расчетов), в связи с чем требования предприятия о взыскании убытков обоснованы по праву и по размеру.
Истцом также заявлено требование о взыскании убытков в виде затрат на осуществление социально значимой перевозки по маршруту с. Александровский Завод - г. Краснокаменск, в размере: 257 804 руб. за 2013 год и 341 361 руб. за 2015 год (с 01.01.2015 по 19.07.2015).
Как указано выше, 20.07.2010 между Министерством территориального развития (заказчиком) и истцом (исполнителем) заключен договор N 184 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Забайкальского края, по условиям которого исполнитель обеспечивает организацию перевозки пассажиров по социально значимому маршруту с. Александрово - Заводский район - г. Краснокаменск.
В соответствии со статьей 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края" (в редакции, действующей на дату заключения договора N 184 от 20.07.2010) регулярные пассажирские перевозки выполняются на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок, заключаемого с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уполномоченным органом Забайкальского края на срок не более пяти лет.
Социально значимые перевозки - перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также пассажирским транспортом в отдаленные и труднодоступные населенные пункты Забайкальского края, перечень маршрутов которых устанавливается Правительством Забайкальского края (статья 3 Закона N 312-ЗЗК).
Порядок предоставления указанных субсидий определялся на дату заключения договора постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 49 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок", в соответствии с которым субсидии перечисляются перевозчикам, заключившим договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок с Министерством территориального развития Забайкальского края, в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок на территории Забайкальского края.
В связи с изданием постановления Правительства Забайкальского края от 18.04.2014 N 214 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, выполняющим социально значимые перевозки водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении", Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края N 49 от 16.02.2010, утратил силу.
Постановление Правительства N 214 от 18.04.2014 опубликовано в газете "Азия-Экспресс" N 26 от 24.04.2014, следовательно, вступило в законную силу с 25.04.2014.
Таким образом, как правомерно установлено судом, Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Правительства N 214 от 18.04.2014, не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до введения его в действие на основании договора N 184 от 20.07.2010, заключенным по итогам конкурса, поэтому расчет долга, приведенный ответчиком, судом не принимается.
Доказательства того, что спорный договор N 184 от 20.07.2010 досрочно расторгнут, в материалах дела отсутствуют.
Суд первой инстанции, установив факт выполнения перевозки пассажиров, объем оказанных услуг, количество перевезенных пассажиров и выполненных рейсов за спорный период 2013 и 2015 годов, что и не оспаривается ответчиками, пришел к правомерному выводу о взыскании с Министерства территориального развития затрат по перевозке пассажиров по социально значимому маршруту за 2013 и 2015 годы в сумме 599 165 руб.
Обоснованных и основанных на нормах права доводов о том, что Министерство территориального развития является ненадлежащим ответчиком по иску о взыскании долга по договору от 20.07.2010 N 184 не приведены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 49 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок" уполномоченным органом по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок на территории Забайкальского края, является Министерство территориального развития Забайкальского края.
Пунктом 2.2.1 договора от 20.07.2010 N 184 осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Забайкальского края, по условиям которого исполнитель обеспечивает организацию перевозки пассажиров по социально значимому маршруту с. Александрово - Заводский район - г. Краснокаменск заказчик (Министерство территориального развития Забайкальского края) обязуется предоставлять субсидии для возмещения части затрат, связанных с выполнением социально значимых регулярных пассажирских перевозок, осуществляемых исполнителем (истцом), в пределах лимитов бюджетных обязательств, определяемых на очередной финансовый год.
В соответствии с Положением о Министерстве территориального развития Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.05.2014 N 283, Министерство территориального развития осуществляет контроль за соблюдением условий, установленных договором на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории края (подпункт 9.6.5).
Все доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года по делу N А78-4161/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4161/2016
Истец: Муниципальное унитарное автотранспортное предприятие
Ответчик: Министерство территориального развития Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Администрация муниципального района "Александрово-Заводский район" Забайкальского края, Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю