город Иркутск |
|
31 мая 2017 г. |
Дело N А19-15387/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Барской А.Л., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "Метрон" - Черницына В.П. (протокол N 43 от 06.02.2017, паспорт), представителя общества с ограниченной ответственностью "Метрон" - Черницына Е.В. (доверенность от 30.05.2017, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метрон" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2016 года по делу N А19-15387/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Метрон" (ОГРН 1023801537033, ИНН 3811051770, г. Иркутск, далее - ООО "Метрон", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, г. Иркутск, далее - министерство, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении перерасчета арендной платы за 2015 год, изложенного в письме N 51-35-12344/6 от 19.08.2016, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2017 года, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
ООО "Метрон" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает неправомерным применение судами при проверке обоснованности расчета арендной платы положений, установленных постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, поскольку ставки, установленные названным положением, выше ставок, закрепленных Правилами определения размера арендной платы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 (далее - Постановление N 582).
Отзыв министерства на кассационную жалобу не может быть принят судом кассационной инстанции ввиду отсутствия доказательств соблюдения лицом требований абзаца второго части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (информация также размещена в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы; министерство своих представителей в суд кассационной инстанции не направило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьёй 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией города Иркутска (арендодатель) и ООО "Метрон" (арендатор), гаражным кооперативом "Байкальский" N 228 (арендатор) на основании постановления мэра г. Иркутска от 12.04.2000 N 031-06-420/0 "О предоставлении гаражному кооперативу "Байкальский" N 228 дополнительного земельного участка под строительство индивидуальных подземных гаражей со встроенно-пристроенным магазином "Автозапчасти" в Октябрьском районе г. Иркутска в жилом районе "Байкальский", распоряжения председателя КУМИ от 20.04.2010 N 504-02-2067/10 "О продлении договора аренды земельного участка N985 от 06.05.2000" заключен договор аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000 в редакции дополнительного соглашения от 14.05.2010, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставил по акту приема-передачи от 14.04.2000, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, Байкальский микрорайон, кадастровый номер 38:36:000022:136, площадью 2000 кв.м., из земель населенных пунктов, под строительство индивидуальных подземных гаражей со встроенном-пристроенным магазином "Автозапчасти" (пункт 1.1. дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000).
Договор, в том числе в редакции дополнительного соглашения, зарегистрирован в установленном порядке и действует до 31.12.2015 (пункт 1.6 договора).
Арендатор обязался своевременно вносить арендную плату в порядке и в размерах, установленных разделом 3 договора (пункт 2.2.4 договора).
Пунктами 3.4, 3.5 договора установлена обязанность арендатора оплачивать арендную плату равными долями не позднее 10.02, 10.05, 10.08, 10.11 текущего года в размере, определяемом расчетом (приложение N 2 к договору).
Размер арендной платы пересматривается ежегодно на основании нормативных правовых актов РФ, Иркутской области, органов городского самоуправления г. Иркутска, о чем арендатор уведомляется направлением (вручением) соответствующего расчета арендной платы (пункт 3.6 договора).
По расчету арендной платы на 2015 год, полученному истцом, министерство исчислило арендную плату, исходя из кадастровой стоимости 5 615 рублей 97 копеек за 1 кв.м. для части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:136, площадью 1 773 кв.м., занимаемого арендатором - Гаражным кооперативом "Байкальский" N 228, исходя из кадастровой стоимости 11 037 рублей 25 копеек за 1 кв.м. для части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:136, площадью 227 кв.м., занимаемого ООО "Метрон".
Расчет арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000 рассчитан в соответствии с Положением о порядке определения арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Администрации Иркутской области N 213-па от 31.07.2008, результатами определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, утвержденными постановлением Правительства Иркутской области N 517-пп от 15.11.2013, Положением о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска N004-20-180203/5 от 23.11.2005, Порядком определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования "город Иркутск", утвержденным постановлением мэра г. Иркутска N 031-06-522/9 от 20.02.2009, Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Полагая, что расчет арендной платы на 2015 год, приведенный министерством в части земельного участка арендуемого и эксплуатируемого ООО "Метрон", не учитывает установленный подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 582 предельный размер ставки арендной платы, соответствующий 2 процентам кадастровой стоимости, ООО "Метрон" обратилось в министерство с заявлением произвести перерасчет арендной платы за 2015 год.
Министерством письмом N 51-35-12344/6 от 19.08.2016 принято решение об отказе в осуществлении перерасчета арендной платы за 2015 год за спорный земельный участок.
ООО "Метрон", считая решение министерства, выраженное в письме N 51-35-12344/6 от 19.08.2016, незаконным, несоответствующим утвержденным Постановлением N 582 правилам определения размера арендной платы, нарушающим права и законные интересы общества, обратился в суд с настоящими требованиями.
Установив, что заявителем фактически заявлены требования об изменении в одностороннем порядке методики расчета арендной платы и о понуждении ответчика внести изменения в договор аренды земельного участка в части порядка определения размера арендной платы и применения к расчету конкретных положений нормативных актов, суд первой инстанции рассмотрел заявленные требования в порядке искового производства; исходя из того, арендуемый земельный участок относится к землям, собственность на которые не разграничена, суд пришел к выводу, что при расчете арендной платы надлежит руководствоваться Постановлением Администрации Иркутской области N 213-па от 31.07.2008, а не Правилами определения размера арендной платы, утвержденными Постановлением N 582, в связи с чем, в удовлетворении требований отказал.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
По существу, требования истца основаны на несогласии с примененным ответчиком порядке расчета арендной платы за земельный участок, собственность на который не разграничена, основанном на ставках, установленных постановлением Администрации Иркутской области N 213-па от 31.07.2008.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что арендная плата за публичные земли является регулируемой. Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений.
В силу действовавших до 01.03.2015 положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Иркутской области порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па в пределах компетенции, определенной пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При определении размера подлежащих уплате арендных платежей за арендуемые истцом земельные участки суды обоснованно руководствовались условиями договоров аренды и вышеупомянутым региональным правовым актом, поскольку утвержденные Постановлением N 582 правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Постановлением N 582 единая методика расчета ставок арендной платы для всех публичных земель не утверждалась, как и предельный размер арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и государственная собственность на которые не разграничена.
Равно утвержденные Постановлением N 582 Правила не содержат требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Общеобязательными являются утвержденные Постановлением N 582 основные принципы определения арендной платы за публичные земли в качестве базовых отправных положений, которыми надлежит руководствоваться органам власти всех уровней (федеральным, региональным, местным), полномочным определять арендную плату при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствующих нормативных актах (федеральных, региональных, местных).
Следуя правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 по делу N 306-ЭС14-6558 и др. и впоследствии отраженной в Обзоре судебной практики N 2 (2015), утвержденном Президиумом 26.06.2015, суды правильно указали, что в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и регулирующим соответствующие земельные отношения, который в установленном порядке не признан противоречащим действующему законодательству.
Исходя из изложенного, суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы о неправомерности применения министерством при расчете арендной платы ставок, установленных постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, подлежат отклонению по изложенным выше мотивам.
Неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2016 года по делу N А19-15387/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.Н. Бандуров |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.