Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2017 г. N Ф02-2077/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
7 марта 2017 г. |
Дело N А19-15387/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 марта 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МЕТРОН" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2016 года по делу N А19-15387/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МЕТРОН" (ОГРН 1023801537033, ИНН 3811051770; место нахождения: 664075, Иркутская область, город Иркутск, улица Байкальская, 203 Б, 3.1) к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564; ИНН 3808174613; место нахождения: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Карла Либкнехта, 47), о признании незаконным решения, об обязании устранить допущенные нарушения (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Метрон" (далее также - истец, общество, ООО "Метрон") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее также - ответчик, Министерство) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении перерасчета арендной платы за 2015 год, изложенного в письме N 51-35-12344/6 от 19.08.2016, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Суд первой инстанции установил, что заявителем фактически заявлены требования об изменении в одностороннем порядке методики расчета арендной платы и о понуждении ответчика внести изменения в договор аренды земельного участка в части порядка определения размера арендной платы и применения к расчету конкретных положений нормативных актов, в связи с чем рассмотрел заявленные требования в порядке искового производства.
Основанием для отказа в удовлетворении требований послужили выводы суда первой инстанции о том, что в данном случае спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена, в связи с чем Правила определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009, не могли быть применены при расчете арендной платы на 2015 год по договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000. При расчете арендной платы в 2015 году надлежит руководствоваться Постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, которым утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Расчет арендной платы за 2015 год произведен Министерством на основании Постановления Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па и признан судом верным.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, по следующим мотивам.
По мнению заявителя, форма расчета не соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.02.2009, ссылается на единое экономическое пространство, в связи с чем, считает, что в настоящем случае при расчете арендной платы должно применяться постановление Правительства Российской Федерации N 582 от 16.02.2009. Сделанный судом анализ нормативно-правовых актов при рассмотрении доводов общества является неполным и не учитывает общеобязательности одного из основных принципов определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности - принципа экономической обоснованности, который исключает возможность введения арендной платы в отношении земель, собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. В обоснование позиции заявитель ссылается на положения пункта 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 N 15837/11.
Судом не учтено, что при рассмотрении дела N А19-12379/2015 суды признали правомерность применения утвержденных Постановлением N 582 от 16.07.2009 Правил в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, данная позиция подлежала применению и при рассмотрении настоящего спора. При этом не обосновано указание суда первой инстанции на то, что в деле N А19-12379/2015 суд исследовал и оценил подлежащее применению законодательство и пришел к выводу о применении при определении размера арендной платы Постановления Администрации Иркутской области N 213-па. В указанном деле спор касался правомерности применения в расчете арендной платы кадастровой стоимости для части неделимого земельного участка, арендуемого обществом. Ссылка суда на то обстоятельство, что общество не оспорило постановление Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, не опровергает позицию заявителя, поскольку указанное постановление не противоречит действующему законодательству и в пределах ориентира, установленного для данного случая Постановлением N 582 в размере от 0% до 2% кадастровой стоимости земельных участков, подлежит применению в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.02.2017.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения, своих представителей для участия в судебном заседании не направили; общество известило суд апелляционной инстанции о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией города Иркутска (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Метрон" (арендатор), Гаражным кооперативом "Байкальский" N 228 (арендатор) на основании постановления мэра г. Иркутска от 12.04.2000 N 031-06-420/0 "О предоставлении гаражному кооперативу "Байкальский" N 228 дополнительного земельного участка под строительство индивидуальных подземных гаражей со встроенно-пристроенным магазином "Автозапчасти" в Октябрьском районе г. Иркутска в жилом районе "Байкальский", распоряжения председателя КУМИ от 20.04.2010 г. N 504-02-2067/10 "О продлении договора аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000" заключен договор аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000 в редакции дополнительного соглашения (А) от 14.05.2010, в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставил по акту приема-передачи от 14.04.2000, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, Байкальский микрорайон, кадастровый номер 38:36:000022:136, площадью 2000 кв.м., из земель населенных пунктов, под строительство индивидуальных подземных гаражей со встроенном-пристроенным магазином "Автозапчасти" (п. 1.1. дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000).
В соответствии с п. 1.6. договор, договор действует по 31.12.2015, в связи с чем, зарегистрирован в установленном законом порядке в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним на территории Иркутской области 26.02.2003. Дополнительное соглашение (А) от 14.05.2010 к договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000 зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 10.06.2010 за N 38-38-01/070/2010-156.
Согласно п. 2.2.4. договора, арендатор обязался своевременно вносить арендную плату в порядке и в размерах, установленных разделом 3 договора.
Пунктами 3.4., 3.5. договора установлена обязанность арендатора оплачивать арендную плату равными долями не позднее 10.02., 10.05., 10.08., 10.11. текущего года в размере, определяемом расчетов (Приложение N 2 к договору).
Пунктом 3.6. договора, стороны согласовали, что размер арендной платы пересматривается ежегодно на основании нормативных правовых актов РФ, Иркутской области, органов городского самоуправления г. Иркутска, о чем арендатор уведомляется направлением (вручением) соответствующего расчета арендной платы.
Расчетом арендной платы на 2015 год, полученным истцом, Министерство имущественных отношений Иркутской области исчислило арендную плату исходя из кадастровой стоимости 5 615 руб. 97 коп. за 1 кв.м. для части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:136, площадью 1 773 кв.м., занимаемого арендатором - Гаражным кооперативом "Байкальский" N 228, исходя из кадастровой стоимости 11 037 руб. 25 коп. за 1 кв.м. для части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:136, площадью 227 кв.м., занимаемого ООО "Метрон".
Расчет арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000 рассчитан в соответствии с Положением о порядке определения арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, результатами определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, утвержденными постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013, N 517-пп, Положением о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5, Порядком определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования "город Иркутск", утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9, Федеральными законами от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Полагая, что расчет арендной платы на 2015 год, приведенный Министерством, в части земельного участка арендуемого и эксплуатируемого ООО "Метрон" не учитывает установленный подпунктом "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 предельный размер ставки арендной платы, соответствующий 2 процентам кадастровой стоимости, ООО "Метрон" обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением произвести перерасчет арендной платы за 2015 год.
Министерством письмом исх. N 51-35-12344/6 от 19.08.2016 принято решение об отказе в осуществлении перерасчета арендной платы за 2015 год за земельный участок площадью 227 кв.м., арендуемый ООО "Метрон" по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, Октябрьский район, жилой район "Байкальский" с кадастровым номером 38:36:000022:136.
ООО "Метрон", считая решение Министерства, выраженное в письме исх. N 51-35-12344/6 от 19.08.2016, незаконным, несоответствующим утвержденным Постановлением Правительства РФ N 582 Правилам определения размера арендной платы, нарушающим права и законные интересы Общества, в связи с чем, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящими требованиями признании незаконным решения об отказе в осуществлении перерасчета арендной платы за 2015 год, изложенное в письме N 51-35-12344/6 от 19.08.2016, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обществом заявлены требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Министерству о признании незаконным решения об отказе в осуществлении перерасчета арендной платы за 2015 год, изложенное в письме N 51-35-12344/6 от 19.08.2016, об обязании устранить допущенные нарушения.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что общество оспаривает в настоящем деле непосредственно форму расчета, а не действия заинтересованного лица, следовательно, заявленные обществом требования фактически являются требованиями об изменении в одностороннем порядке методики расчета арендной платы и о понуждении ответчика внести изменения в договор аренды земельного участка в части порядка определения размера арендной платы и применения к расчету конкретных положений нормативных актов, в связи с чем правильно рассмотрены судом в порядке искового производства.
Министерство в письме от 19.08.2016 N 51-35-12344/6, отказывая в перерасчете арендной платы, выступало как арендодатель по договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000 и субъект, уполномоченный распоряжаться земельными участками на территории г. Иркутска, а не как орган власти, осуществляющий возложенные на него публичные функции.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
В силу статьи 1 (пункт 7) Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату.
В статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации также указано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Отношения между сторонами возникли на основании договора аренды земельного участка договора аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000 в редакции дополнительного соглашения (А) от 14.05.2010, вследствие чего подлежат применению положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер арендной платы является существенным условием договора аренды и достижение согласия по данному условию является одним из критериев, определяющим договор на предмет его заключенности (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для изменения расчета арендной платы за 2015 год.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее также - Вводный закон).
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп, Министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск. Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена.
Министерство имущественных отношений Иркутской области является уполномоченным органом государственной власти Иркутской области по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, исковые требования общества заявлены к надлежащему лицу в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона РФ N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктом 29 пункта 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп.
Суд первой инстанции правильно расценил требования заявителя как требование об изменении методики расчета арендной платы, обоснованное необходимостью применения к правоотношениям сторон положений Постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление N 582), в связи с чем расчет арендной платы должен быть произведен исходя из 2 % кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Вводного закона полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, которым утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила.
Следовательно, в соответствии с указанными положениями пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса, пункта 10 статьи 3 Вводного закона было установлено разграничение компетенции по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные Постановлением N 582 указанные Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями вопросов, возникающих в судебной практике, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 (вопрос 7), действие Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N582, не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что спорный земельный участок относится к категории земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при осуществлении расчета арендной платы в 2015 году подлежало применению Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное Постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па.
Правила определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением N 582, не могли быть применены при расчете арендной платы на 2015 год по договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено право Правительства Российской Федерации, устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как правильно указал суд первой инстанции, утвержденные Постановлением N 582 принципы не содержат требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Названным Постановлением N 582 не утверждалась единая методика расчета ставок арендной платы.
Из пункта 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
При таком правовом регулировании у суда первой инстанции имелись правовые основания для вывода о том, что Постановление N 582 является ориентиром при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применимо только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что расчет арендной платы на 2015 год, произведенный на основании постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, соответствует действующему в период 2015 года законодательству и является верным.
Оснований признать обоснованными доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того, что установление размера арендной платы в рассматриваемом случае не соответствует принципу экономической обоснованности судом не установлено.
Подлежит отклонению судом апелляционной инстанции и ссылка заявителя апелляционной жалобы относительно того, что в рамках дела N А19-12379/2015 суды признали правомерность применения утвержденных Постановлением N 582 Правил в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, соответственно, в связи с чем данная позиция подлежала применению и при рассмотрении настоящего дела.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что судами в рамках дела N А19-12379/2015 подтверждена правомерность исчисления Министерством арендной платы за 2015 год. Истец в рамках дела N А19-12379/2015 просил суд взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области денежные средства вследствие неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы. В деле N А19-12379/2015 арбитражный суд исследовал и оценил подлежащее применению законодательство и пришел к выводу, что при определении размера арендной платы по договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000 надлежит руководствоваться Постановлением Администрации Иркутской области N 213-па, в связи с чем, излишне оплаченной арендной платы не имеется.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что спор в рамках указанного дела касался правомерности применения в расчете арендной платы кадастровой стоимости для части неделимого участка, арендуемого обществом, не опровергают выводы суда о том, что определение размера арендной платы производилось на основании Постановления Администрации Иркутской области N 213-па.
Поскольку для осуществления перерасчета арендной платы в настоящем случае оснований не установлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства, выраженный в письме исх. N 51-35-12344/6 от 19.08.2016, обоснован и не противоречит действующему законодательству.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы общества о необходимости применения при расчете арендной платы определенного Правительством Российской Федерации порядка расчета размера арендной платы, правомерно исходил из того, что Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 не могло отменить либо заменить статью 65 Земельного кодекса РФ, которой установлено, что в отношении земельных участков, не разграниченных из государственной собственности, размер арендной платы регулируется нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Обращаясь с заявлением, Общество, по сути, в одностороннем порядке просит изменить порядок расчета арендной платы.
Вместе с тем, при решении вопроса, является ли изменение методики расчета арендной платы посредством принятия нормативно-правового акта государственного органа или органа местного самоуправления изменением условий договора о размере арендной платы, необходимо руководствоваться правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 28.05.2014 по делу N 16-АПГ14-4, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ), при решении вопросов обоснованности установления арендной платы за землю необходима проверка соответствия нормативных актов субъектов РФ основным принципам определения арендной платы Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Согласно пункту 10 статьи 3 Вводного закона в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку вопросы порядка определения арендной платы за землю, государственная собственность в отношении которых не разграничена, в настоящем споре регулировались в 2015 году Постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, вопрос о размере арендной платы должен быть решен с учетом указанных постановлений.
Судом первой инстанции принято во внимание, что обоснованность применения регионального законодательства в вопросах установления арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, подтверждается также Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2015 N 301-ЭС15-11204, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2015 N 303-КГ15-6224.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что Администрация Иркутской области, как орган государственной власти, реализуя свои полномочия, Постановлением от 31.07.2008 N 213-па утвердила "Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", которые подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся на территории Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, при этом, земельное законодательство не содержит каких-либо ограничений прав субъектов Российской Федерации на установление ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской федерации, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности, учитывая, что арендная плата по договору аренды земельного участка N 985 от 06.05.2000 рассчитана в соответствии с действующим в период спорных отношений законодательством субъекта РФ, считает обоснованными и мотивированными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования в силу статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 4, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Вводного закона.
С учетом вышеприведенных выводов доводы апелляционной жалобы Общества судом апелляционной инстанции отклоняются.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2016 года по делу N А19-15387/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15387/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2017 г. N Ф02-2077/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Метрон"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области