город Иркутск |
|
21 июня 2017 г. |
Дело N А58-6369/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2016 года по делу N А58-6369/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Аринчёхина А.Ю.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),
установил:
акционерное общество "Сахаэнерго" (ОГРН 1021401044830, ИНН 1435117944, далее - АО "Сахаэнерго", общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство финансов) и в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), а также к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" о взыскании 10 036 958 рублей 61 копейки.
Определением суда первой инстанции от 16 декабря 2016 года принят отказ общества от исковых требований к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов, государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий". Производство по делу в соответствующей части прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2017 года, требования истца к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) удовлетворены.
Суды пришли к выводу, что АО "Сахаэнерго", осуществляя экономически обоснованные расходы, состав и величина которых соответствует условиям и требованиям, предусмотренным постановлениями правления ГКЦ РЭК Республики Саха (Якутия) от 15.10.2014 N 138, от 16.12.2014 N 334, получило убыток от деятельности по реализации электрической энергии в сумме 10 036 958 рублей 61 копейки. Указанные убытки обусловлены применением экономически необоснованных регулируемых цен, установленных правлением ГКЦ РЭК Республики Саха (Якутия), а также бездействием Правительства Республики Саха (Якутия) в части установления порядка предоставления субсидий обществу в спорный период.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, Министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что материалами дела не доказано наличие незаконных действий ответчика и причинно-следственной связи между убытками общества и какими-либо незаконными действиями Республики Саха (Якутия) в лице её уполномоченных органов. Заявитель полагает, что установление перечня потребителей, имеющих право на льготные тарифы, является основанием для применения указанных тарифов в отношении конкретных потребителей. Установление обоснованности (необоснованности) включения потребителей в соответствующий нормативный акт в настоящем деле в предмет рассмотрения не входит.
Заявитель в ходатайстве от 20.06.2017 просил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие Министерства финансов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет", однако представителей не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актах и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 N 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) о льготных тарифах), устанавливающий категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, основания для предоставления льгот и порядок возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) о льготных тарифах право на льготные тарифы имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, включая сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) и потребляющие электрическую энергию (мощность), за исключением нужд электроотопления, - в отношении тарифов на электрическую энергию (мощность).
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) о льготных тарифах основанием для предоставления льготных тарифов лицам, указанным в пунктах 2.1 и 3 части 1 статьи 3 настоящего Закона, является превышение тарифов на электрическую энергию (мощность) над тарифами на электрическую энергию (мощность), поставляемую основным гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия) при приобретении электрической энергии от дизельных электростанций и иных гарантирующих поставщиков на низком уровне напряжения.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации статьи 5 вышеуказанного Закона постановлением от 16.04.2015 N 112 Правительство Республики Саха (Якутия) утвердило Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги согласно приложению к этому постановлению (далее - Порядок предоставления субсидий, Порядок).
В рассматриваемый период истец в расчетах за услуги по передаче электрической энергии применял льготный тариф - 5,93658 рублей/кВт.ч., установленный постановлениями ГКЦ РЭК РС (Я) от 15.10.2014 N 138, от 16.12.2014 N 334.
Локальные распределительные системы напряжением 106-0,4 кВ объектов генерации АО "Сахаэнерго", расположенные в 144 населенных пунктах Республики Саха (Якутия), не имеют технологической возможности соединения с Единой энергетической системой России, следовательно, объекты генерации общества являются технологически изолированными территориальными объектами электроэнергетики.
При этом общество является гарантирующим поставщиком на территории Республики Саха (Якутия) в границах зон деятельности, соответствующих административным границам Республики Саха (Якутия) на территории п. Черский, п. Зеленый Мыс Нижнеколымского района и п. Угольный Верхнеколымского района.
В соответствии с Порядком между Республикой Саха (Якутия) в лице государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" и АО "Сахаэнерго" заключено соглашение от 05.08.2015 N 34, на основании которого заявителю была выплачена часть субсидии.
Вместе с тем, поскольку Порядок предоставления субсидии был установлен только 16.04.2015, льготные тарифы на электрическую энергию установлены постановлениями правления ГКЦ РЭК РС (Я) от 15.10.2014 N 138, от 16.12.2014 N 334, истцом в настоящем деле заявлено о сумме недополученных доходов (убытков) за период с 01.07.2014 по 15.04.2015, в виде разницы между стоимостью услуг по передаче электроэнергии по льготному тарифу и фактически понесенными затратами общества по оказанию этих услуг.
При этом в целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) о льготных тарифах исполнительным органом государственной власти республики, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в рассматриваемом периоде были установлены льготные тарифы на электрическую энергию в размере 5,93658 рублей/кВт.ч - на уровне тарифа на 2 полугодие 2014 года основного гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия) ПАО "Якутскэнерго", установленного постановлением Правления ГКЦ РС (Я) от 13.12.2013 N 258/1, на 2015 год - на уровне тарифа основного гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия) ПАО "Якутскэнерго" постановлением Правления ГКЦ РС (Я) от 18.12.2014 N 353.
Между истцом и государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" проведена сверка расчетов и выпадающих доходов АО "Сахаэнерго", в результате которой установлено, что за 2 полугодие 2014 года и 1 полугодие 2015 года сумма выпадающих доходов общества составляет 12 367 023 рублей 61 копейки, в то время как заявителю субсидиями компенсировано 2 330 065 рублей, остаток неполученной компенсации составил 10 036 958 рублей 61 копейка.
Установив приведенные выше обстоятельства, суды правильно применили положения статей 15, 309, пункта 2 статьи 401, пункта 1 статьи 424, статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, вышеуказанные положения Закона Республики Саха (Якутия) о льготных тарифах, а также разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и пришли к обоснованному выводу о том, что межтарифная разница в результате оказания услуг по государственным регулируемым ценам на сумму 10 036 958 рублей 61 копейка является убытком общества, который подлежит компенсации за счет средств казны Республики Саха (Якутия), в связи с чем удовлетворили исковые требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в рассматриваемом периоде правового регулирования, необходимого для выдачи обществу субсидии, правильно отклонены судами как не освобождающие ответчика от компенсации истцу выпадающих расходов, возникших в связи с реализацией положений Закона Республики Саха (Якутия) о льготных тарифах.
Ссылки Министерства финансов на то обстоятельство, что часть потребителей в настоящем деле (ФКП "Аэропорты Севера", ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", ГУП "Технический центр телевидения и радиовещания", филиал ФГУП "Почта России") не включена в перечень потребителей (категорий потребителей) электрической энергии, имеющих право на льготные тарифы в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) о льготных тарифах, обосновано не приняты во внимание в обжалуемых судебных актах. При этом суды правильно исходили из буквального содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) о льготных тарифах, установившего категории лиц, имеющих право на применение пониженных тарифов. Унитарные и казенные предприятия к указанным категориям отнесены. Не включение отдельных потребителей, отвечающих требованиям данной нормы, в подлежащий официальному опубликованию перечень, предусмотренный пунктом 2 статьи 3 указанного Закона, не свидетельствует в настоящем деле об отсутствии оснований для компенсации истцу впадающих расходов.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2016 года по делу N А58-6369/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.