город Иркутск |
|
11 января 2024 г. |
Дело N А58-3848/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года по делу N А58-3848/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина" (ИНН 1435186578, ОГРН 1071435007291, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 103140206607, далее - Минфин) о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2023 N 1/15.14-2023/61 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 6, 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статья 26.11 КоАП РФ, статьи 66, 66.1, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статья 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах)), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы: использование обществом денежных средств, полученных от продажи акций, не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Минфин в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразил, ссылаясь на их несостоятельность и на свое согласие с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
По результатам выездной проверки предоставления субсидий юридическим лицам и соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении, эффективного и целевого использования средств, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на увеличение уставных капиталов (фондов) хозяйствующим субъектам за период 2021-2022 годы Минфином составлен акт от 15.02.2023, которым установлен факт нецелевого использования 5 933 983 рублей 67 копеек средств бюджетных инвестиций, предусмотренных на приобретение оборудования.
17.03.2023 должностным лицом Минфина в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором установлено нарушение, выразившееся в том, что в период с 04.07.2022 по 08.09.2022 при нехватке собственных средств обществом 5 933 983 рублей 67 копеек средств бюджетных инвестиций неоднократно использовались на хозяйственные нужды (заработная плата, оплата поставщикам за выполненные услуги и другое), и наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Постановлением от 04.04.2023 N 1/15.14-2023/61 общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 296 700 рублей.
Полагая указанное постановление незаконным и необоснованным, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требования, арбитражные суды исходили из законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Диспозицией статьи 15.14. КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.
Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
На основании абзаца 4 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1).
Таким образом, объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, а указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции.
Последующее восстановление средств не исключает факт использования средств не по целевому назначению, ответственность за который предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Правильно применив указанные нормы права и разъяснения по их применению, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2022 N 380-р (далее - распоряжение N 380-р) в целях обновления оборудования общества в рамках государственной программы "Развитие информационного общества на 2020-2024 годы" за счет государственного республиканского бюджета предусмотрено увеличение уставного капитала общества на 25 000 000 рублей.
Указанным распоряжением обществу рекомендовано: 1) осуществить в установленном порядке необходимые мероприятия по увеличению уставного капитала общества на сумму 25 000 000 рублей путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки акционеру - Республике Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных и земельных отношений; 2) направить полученные денежные средства на приобретение специального оборудования и количестве не менее 12 единиц (поименовано).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.05.2021 N 175 утверждены Правила принятия решений о предоставлении: из республиканского бюджета бюджетных инвестиций юридическим лицам на цели, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических (их дочерних обществ), и (или) приобретением ими объектов недвижимого имущества (далее - Правила N 175).
На основании пункта 13 Правил N 175 договором, заключаемым в связи с предоставлением бюджетных инвестиций, предусматриваются, в том числе: целевое назначение бюджетных инвестиций, их объем (с распределением по годам); ответственность юридического лица за несоблюдение целей, условий и (или) порядка предоставления бюджетных инвестиций
В соответствии со статьей 80 БК РФ, Законом Республики Саха (Якутия) от 30.11.2021 N 743-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", распоряжением N 380-р, Правилами N 175 между Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий и обществом заключен договор об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022 N 2, согласно которому: Республика Саха (Якутия) PC(Я) предоставляет обществу 25 000 000 рублей бюджетных инвестиций не ранее принятия уполномоченным органом общества решения об увеличении уставного капитала путем реализации дополнительного выпуска акций на сумму предоставляемых бюджетных инвестиций в целях обновления оборудования; показателем результативности предоставления бюджетных инвестиций является приобретение в срок до 31.12.2022 поименованного оборудования; общество обязуется использовать бюджетные инвестиции строго по целевому назначению в соответствии с разделом 2 договора; при наличии состава правонарушения стороны несут ответственность, предусмотренную статьями 15.14, 15.15.4 КоАП РФ; субъект инвестиций несет ответственность за несоблюдение целей, условий и (или) порядка предоставления бюджетных инвестиций.
Согласно распоряжению N 380-р, решению Совета директоров от 13.05.2022 N 2/2022, договору об участии Республики Саха (Якутия) в собственности субъекта инвестиций от 03.06.2022 N 2 между Министерством имущественных и земельных отношений РС (Я) (получатель), Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я) (плательщик) и обществом (продавец) от 08.06.2022 заключен договор купли-продажи ценных бумаг общества N ЦБ22-257 (стоимость сделки составляет 25 000 000 рублей).
Денежные средства перечислены Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я) платежным поручением от 10.06.2022 N 548 на расчетный счет общества.
В период с 04.07.2022 по 08.09.2022 при нехватке собственных средств обществом полученные средства бюджетных инвестиций неоднократно направлялись на хозяйственные нужды (заработная плата, оплата поставщикам за выполненные услуги и другое) на общую сумму 5 933 983 рублей 67 копеек, что отражено в приложении N 1 к постановлению об административном правонарушении, и по существу не оспаривается обществом.
Использованные по нецелевому назначению средства субсидии были восстановлены обществом путем направления собственных средств на приобретение оборудования.
Между тем, восстановление использованных по нецелевому назначению средств, источником которых являются бюджетные инвестиции, не отменяет факта их нецелевого использования.
Общество, являясь получателем бюджетных средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), не могло не знать о целевом характере бюджетных средств и не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им положений действующего бюджетного законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных положений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в деле отсутствуют.
Срок давности соблюден, размер штрафа установлен верно.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Установленные судами факты подтверждены материалами дела, обществом по существу не оспорены и не опровергнуты.
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованным выводам: о доказанности факта наличия события вмененного обществу административного правонарушения, правильной его квалификации по статье 15.14 КоАП РФ, законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения требования.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при исследовании и оценке которых, а также при распределении между сторонами бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Довод общества со ссылкой статьи 66.1, 213 ГК РФ о том, что использование обществом денежных средств, полученных от продажи акций, не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств, суд округа отклоняет как необоснованный, поскольку в данном случае увеличение уставного капитала общества путем реализации дополнительных акций посредством закрытой подписки акционеру - Республике Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) обусловлено решением Правительства Республики Саха (Якутия) и сумма реализации определена объемом на сумму предоставляемых бюджетных инвестиций в целях обновления оборудования юридического лица. В данном случае такое определение формы получения целевой субсидии в виде реализации дополнительных акций не отменяет необходимость её применения строго по целевому назначению.
Неправильного применения приведенных выше норм права, а также положений статьи 6 БК РФ, статей 26.11 КоАП РФ, статей 66, 66.1, 213 ГК РФ, статьи 2 Закона об акционерных обществах к установленным в настоящем деле фактическим обстоятельствам, суд округа не усматривает.
Иные доводы кассационной жалобы (о достижении целей инвестирования в полном объеме), несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, установленных судами фактов не изменяют, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года по делу N А58-3848/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества со ссылкой статьи 66.1, 213 ГК РФ о том, что использование обществом денежных средств, полученных от продажи акций, не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств, суд округа отклоняет как необоснованный, поскольку в данном случае увеличение уставного капитала общества путем реализации дополнительных акций посредством закрытой подписки акционеру - Республике Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) обусловлено решением Правительства Республики Саха (Якутия) и сумма реализации определена объемом на сумму предоставляемых бюджетных инвестиций в целях обновления оборудования юридического лица. В данном случае такое определение формы получения целевой субсидии в виде реализации дополнительных акций не отменяет необходимость её применения строго по целевому назначению.
Неправильного применения приведенных выше норм права, а также положений статьи 6 БК РФ, статей 26.11 КоАП РФ, статей 66, 66.1, 213 ГК РФ, статьи 2 Закона об акционерных обществах к установленным в настоящем деле фактическим обстоятельствам, суд округа не усматривает."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 января 2024 г. N Ф02-7086/23 по делу N А58-3848/2023