город Иркутск |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А33-15260/2016 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Барской А.Л., Палащенко И.И.,
при участии в судебном заседании прокурора Зайцевой С.А. (удостоверение), представителя индивидуального предпринимателя Рассадникова Н.В. - Орлова А.В. (доверенность от 01.02.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика- главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя Рассадникова Никиты Владимировича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2016 года по делу N А33-15260/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куликова Д.С., суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Магда О.В., Хабибулина Ю.В.),
установил:
Прокурор Красноярского края в интересах муниципального образования с.Есаулово в лице администрации Есаульского сельсовета Березовского района (далее -истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства индивидуальному предпринимателю Рассадникову Никите Владимировичу (ОГРНИП 313245232300022, далее - предприниматель Рассадников Н.В.), к администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края (далее- администрация Есаульского сельсовета) к главе крестьянского фермерского хозяйства индивидуальному предпринимателю Рассадникову Евгению Александровичу (ОГРНИП 316246800052626, далее - предприниматель Рассадников Е.А.) о признании недействительным договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 N 38 от 29.12.2015, заключенного между администрацией Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края и главой крестьянского фермерского хозяйства Рассадниковым Н.В.; об истребовании из незаконного владения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рассадникова Е.А. в пользу администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2017 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Предприниматель Рассадников Н.В., не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 16 декабря 2016 года и постановление суда апелляционной инстанции от 15 марта 2017 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что так как заявление о предоставлении земельных участков было направлено 24.02.2014, соответственно данное заявление должно рассматриваться в порядке пункта 6 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Администрация Есаульского сельсовета рассмотрела заявление предпринимателя Рассадникова Н.В. от 24.02.2015 и направила ответ, который нельзя рассматривать как отказ по заявлению.
Отзыв прокурора на кассационную жалобу судом округа не принимается во внимание как направленный в нарушение части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно кадастровым паспортам от 03.09.2014 N N 24/14-617082, 24/14-617061, 24/14-617104 земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 поставлены на государственный кадастровый учет 19.12.2004.
Рассадников Е.А. обратился в администрацию Березовского района с заявлением (вх. От 05.09.2014) о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Письмом от 03.12.2014 N 3239 Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края отказано в предоставлении земельных участков в собственность за плату, поскольку земельные участки окружены лесом, в связи с чем, необходимо уточнить границы лесного фонда.
Глава КФХ Рассадников Н.В. обратился с заявлением в администрацию Березовского района (вх. N 39-455 от 24.02.2015), в администрацию Есаульского сельсовета (вх. N 411 от 26.03.2015) о предоставлении в собственность в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74 - ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Письмом от 30.04.2015 N 248 администрация Есаульского сельсовета сообщила Рассадникову Н.В., что в представленном пакете документов отсутствует обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства - может быть приложено к заявлению в виде отдельного документа), а также соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства, что является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Дополнительно сообщено, что испрашиваемые земельные участки отсутствуют в фонде перераспределения земель муниципального образования Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.11.2015 N N 24/001/040/2015-5762, 24/001/040/2015-5767, 24/001/040/2015-5772 28.07.2015 зарегистрировано право собственности МО - Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края и право постоянного (бессрочного) пользования администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края на земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Глава КФХ Рассадников Н.В. обратился с заявлением в администрацию Есаульского сельсовета (вх. N 1380 от 20.08.2015) о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
В изданиях "Вестник Есаульского сельсовета" от 29.09.2015 N 11, от 30.09.2015 N 13 опубликовано извещение о наличии предлагаемых для передачи в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации Есаульского сельсовета от 29.12.2015 N 1045 предпринимателю Рассадникову Н.В. предоставлены в собственность за плату земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Администрацией Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края (продавец) и предпринимателем Рассадниковым Н.В. (покупатель) 29.12.2015 подписан договор купли-продажи земельного участка N 38, по условиям которого продавец продает, а покупатель покупает в собственность земельный участок, расположенный по адресу; Красноярский край, Березовский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в 12,5 км. от г. Сосновоборска в восточном направлении, Красноярский край, Березовский район, площадью 56066 кв.м, 109374 кв.м, с кадастровым номером 24:04:0305003:48, 24:04:0305003:43. 24:04:0305003:51 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции. Продавец продает, а покупатель приобретает на условиях, изложенных к договоре, земельный участок за 101 920 рублей 00 копеек. (пункты 1, 2 договора).
Согласно отметкам регистрирующего органа право собственности Рассадникова Н.В. на земельные участки зарегистрировано 16.03.2016.
Главой КФХ Рассадниковым Н.В. (даритель) и Главой КФХ Рассадниковым Е.А. (одаряемый) 28.03.2016 подписан договор дарения земельного участка, по условиям которого даритель безвозмездно передал в собственность одаряемого, а одаряемый принял в дар земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48. В силу пункта 1.1 договора дарения является актом приемки-передачи земельных участков.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.10.2016 N 24/001/007/2016-7934 06.04.2016 зарегистрировано право собственности Рассадникова Е.А. на земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48.
Согласно письму администрации Березовского района Красноярского края от 17.06.2016 N 1432 администрация Есаульского сельсовета не обращалась в 2015-2016 гг. в администрацию района по вопросу размещения на сайте администрации района информации о возможном предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:48, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:51.
Ссылаясь на заключение договора в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования исходил из того, что продажа спорных земельный участков произведена с нарушением земельного законодательства, следовательно и договор дарения является ничтожной сделкой в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период подписания оспариваемого договора) сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка (для строительства) и статьей 34 названного Кодекса (для целей, не связанных со строительством).
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель Рассадников Н.В. обратился с заявлением в администрацию Березовского района (вх. N 39-455 от 24.02.2015, в администрации Есаульского сельсовета вх. N 411 от 26.03.2015) о предоставлении в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ. Названная норма является специальной, носит императивный характер и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, при рассмотрении заявления от 24.02.2015 положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" применению не подлежали. Порядок предоставления земельного участка был урегулирован статьей 12 Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны определенные сведения, а именно: 1)цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); 2)испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3)условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4)срок аренды земельных участков; 5)обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6)предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3).
Администрация Есаульского сельсовета рассмотрела заявление предпринимателя Рассадникова Н.В. от 24.02.2015 и отказала в предоставлении земельных участков в собственность за плату, что также следует из отзыва администрации Есаульского сельсовета от 14.10.2016. Доказательств обжалования указанного отказа в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель жалобы не представил в материалы дела документы, подтверждающие то, что ответ уполномоченного органа от 30.04.2015 не является окончательным ответом на заявление предпринимателя Рассадникова Н.В.
Предприниматель Рассадников Н.В. повторно обратился с заявлением в администрацию Есаульского сельсовета (вх. N 1380 от 20.08.2015) о предоставлении в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
С 01.03.2015 пункты 2-5 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ утратили силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Подпунктами 3, 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1)решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2)договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3)договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4)договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции после 01.03.2015) установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 вышеуказанной статьи, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1)обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2)принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указывается информация согласно пункту 2 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1)осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2)принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости, и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1)об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в изданиях "Вестник Есаульского сельсовета" от 29.09.2015 N 11, от 30.09.2015N 13 опубликовано извещение о наличии предлагаемых для передачи в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности (в порядке пункта 10 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации). В извещении указаны кадастровые номера, площади, адреса и виды разрешенного использования земельных участков. Вместе с тем, в извещении отсутствуют сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3, 4 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, администрацией Есаульского сельсовета не представлены доказательства соблюдения требований подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: администрацией не представлены доказательства размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет". Как правильно указал суд апелляционной инстанции, опубликование извещения о наличии предлагаемых для передачи в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности в газете "Вестник Есаульского сельсовета" не обеспечивает информирование неопределенного круга лиц, заинтересованного в участии в аукционе, поскольку тиражирование указанной прессы количественно и территориально ограничено, поскольку газета распространяется исключительно на территории данного муниципального образования.
Императивными нормами земельного законодательства установлен специальный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, нарушение которого повлекло ограничение прав неопределенного круга лиц на участие в торгах и приобретение участков в собственность.
Кроме того, из материалов дела следует, что в Прокуратуру Березовского района поступили заявления от Ильина А.С. и ФТУП "НО РАО" о нарушении администрацией Есаульского сельсовета законодательства при предоставлении земельных участков предпринимателю Рассадникову Н.В., поскольку, администрацией, в том числе, был нарушен порядок информирования неопределенного круга лиц о предполагаемом предоставлении земель в собственность.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что нарушение, допущенное администрацией, ограничило возможность участия неопределенного круга лиц, привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к правильному выводу, что продажа земельный участков с кадастровыми номерами 24:04:0305003:51, 24:04:0305003:43, 24:04:0305003:48 произведена с нарушением земельного законодательства.
Кроме того, в материалы дела помимо оспариваемого договора и постановления администрации Есаульского сельсовета от 29.12.2015 N 1045 представлены отличные друг от друга редакции постановления администрации Есаульского сельсовета от 29.10.2015 N 850 в отношении спорных земельных участков, содержащего различные опечатки, исправления авторучкой, а также договора купли-продажи земельного участка от 29.10.2015 N 38, подписанного между администрацией Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края (продавец) и Рассадниковым Никитой Владимировичем (покупатель).
Доказательства отмены постановления администрации Есаульского сельсовета от 29.10.2015 N 850 либо расторжения договора от 29.10.2015 N 38 в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили исковые требования в части признания договора купли-продажи N 38 от 29.12.2015 недействительным.
Согласно абзацу пятому статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статьей 301, 302 Гражданского кодекса. Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статьей 301, 302 Гражданского кодекса, а не по правилам главы 59 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Частью 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и выводы о недействительности договора купли-продажи земельных участков N 38 от 29.12.2015, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу, что предприниматель Рассадников Н.В. не обладал полномочиями по распоряжению спорными земельными участками, следовательно, договор дарения является ничтожной сделкой в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что был осведомлен об всех обстоятельствах приобретения земельных участков дарителем, что свидетельствует о том, что ответчика нельзя признать добросовестным приобретателем.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили исковые требования в части истребования из незаконного владения предпринимателя Рассадникова Е.А. в пользу администрации спорных земельных участков.
При этом указание в ответе на отсутствие в фонде перераспределения земель муниципального образования Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края испрашиваемых в собственность земельных участков исключает возможность их предоставления по заявлению.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции, поэтому Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2016 года по делу N А33-15260/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2016 года по делу N А33-15260/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.