город Иркутск |
|
11 января 2024 г. |
Дело N А19-27261/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курочкиной И.А.,
судей: Курца Н.А., Ламанского В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Кучуктерминал" Решетникова Никиты Альбертовича (доверенность от 28.07.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 июля 2023 года по делу N А19-27261/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кучуктерминал" (ОГРН 1152225011894, ИНН 2225161811, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" о взыскании 1 454 000 рублей штрафа за простой вагонов.
Определением суда от 30 мая 2023 года произведена замена ответчика - Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" на его правопреемника - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (ОГРН 1203800008400, ИНН 3816031979, далее - учреждение, ответчик).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2023 года, исковые требования удовлетворены.
Учреждение, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа, предусмотренного статьей 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), не имеется, поскольку между сторонами отсутствуют договорные отношения.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило доводы жалобы, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование оператора железнодорожного подвижного состава о взыскании с грузополучателя штрафа за сверхнормативный простой вагонов под выгрузкой.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ответчик является грузополучателем груженых вагонов N N 29068079, 29068376, 29068517, 29069143, 29068251, 29068640, 29068814, 29068863, 29069135, 52913506, 52910882, 29065778, 29064433, 29060589, 29065901, 29060480, 29064334, 29199973, 29109048, 29009305; истец - владельцем спорных вагонов.
В связи с нарушением ответчиком сроков нахождения вагонов истца под грузовыми операциями (свыше 36 часов), обществом начислены штрафные санкции на основании статей 62, 99 Устав железнодорожного транспорта; в адрес учреждения направлена претензия N 140 от 12.09.2022 с требованием об оплате штрафа.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском (с учетом его уточнения).
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из их обоснованности по праву и размеру.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 N 15028/11, действие статьи 62 Устава железнодорожного транспорта распространяется не только на перевозчика, но и на иного владельца вагона, являющегося оператором подвижного состава.
Оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом (статья 2 Устава железнодорожного транспорта).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
Факт сверхнормативного простоя вагонов под выгрузкой по вине учреждения установлен судами и подтверждается материалами дела (ведомости подачи и уборки вагонов, содержащие сведения о датах и времени подачи спорных вагонов под выгрузку в адрес ответчика, датах и времени уборки вагонов с выгрузки от ответчика, памятки приемосдатчика).
Доказательства наличия обстоятельств, предусмотренных статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлены.
С учетом приведенного правового регулирования и конкретных обстоятельств настоящего спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика штрафа за сверхнормативное пользование принадлежащими истцу вагонами.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы отсутствие договорных отношений с обществом не является основанием для освобождения ответчика от уплаты истцу штрафа и обязательным условием для его начисления. Ответчик как грузополучатель несет ответственность за задержку вагонов под выгрузкой грузов перед их законным владельцем, а сверхнормативная продолжительность нахождения вагона на станции выгрузки свидетельствует о фактическом их использовании.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов в части 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта является не условием применения ответственности грузоотправителей (грузополучателей) за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой/выгрузкой грузов, а юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2023 N 307-ЭС23-697 и N 306-ЭС23-1794, от 28.09.2023 N 309-ЭС23-8978.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 июля 2023 года по делу N А19-27261/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Курочкина |
Судьи |
Н.А. Курц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
...
Доказательства наличия обстоятельств, предусмотренных статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлены.
...
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов в части 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта является не условием применения ответственности грузоотправителей (грузополучателей) за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой/выгрузкой грузов, а юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2023 N 307-ЭС23-697 и N 306-ЭС23-1794, от 28.09.2023 N 309-ЭС23-8978."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 января 2024 г. N Ф02-5956/23 по делу N А19-27261/2022