город Иркутск |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А19-25903/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей: Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска - Тазиева С. В. (доверенность N 405-70-67/15 от 15.01.2018); общества с ограниченной ответственностью "Слава" - Шумейко Е. В. (доверенность N 1Д-2018 от 01.01.2018); Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Ероповой С. П. (доверенность N 1 от 09.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года по делу N А19-25903/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
Комитет городского обустройства администрации г. Иркутска (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными решения N 1134 от 16.11.2017, предписания N 449 от 16.11.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Слава" (далее - ООО "Слава").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, выводы судов о том, что сведения о количестве ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия, противоречат требованиям части 2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), пункту 8.5 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске (утв. постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-1231/5 от 24.12.2015) (далее - Положение), подпункту 12 пункта 4.1. конкурсной документации; спорные условия конкурсной документации дословно воспроизводят требования пункта 1 части 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ, следовательно, не могут быть признаны незаконными; оспариваемые акты антимонопольного органа являются неправомерными и нарушают права и законные интересы комитета, возлагая на него не предусмотренные законом обязанности; правовая позиция комитета подтверждается судебной практикой.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представители антимонопольного органа и ООО "Слава" - выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.09.2017 на web-портале администрации г. Иркутска организатором торгов - Управлением транспорта комитета опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок N 22 "м/р Первомайский - Ц. рынок - м/р Первомайский" в городе Иркутске, с размещением конкурсной документации.
Согласно подпункту 12 пункта 4.1. конкурсной документации в конкурсной заявке указываются сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса), выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти (далее - территориальный орган), осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности дорожного движения (сведения должны быть представлены на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа).
Несоответствие конкурсной заявки требованиям пунктов 4.1. - 4.5. конкурсной документации является основанием для отказа претенденту в допуске на участие конкурсе (подпункт 7.6.9 пункта 7.6 конкурсной документации).
Решением антимонопольного органа N 1134 от 16.11.2017 признана обоснованной жалоба ООО "Слава" на неправомерные действия организатора открытого конкурса - Управления транспорта комитета в связи с утверждением конкурсной документации на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении по маршруту регулярных перевозок на территории г. Иркутска N 22 "м/р Первомайский - Ц. Рынок-м/р - Первомайский" в части установления требований, нарушающих законодательство Российской Федерации в связи с ограничением права заявителя (иных заинтересованных лиц) на участие в конкурсе; организатор открытого конкурса признан нарушившим статью 23, пункт 1 части 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ, пункт 8.2. Положения.
Предписанием N 449 от 16.11.2017 организатору торгов предписано устранить выявленные нарушения путем внесения изменений в документацию о торгах в части подпункта 12 пункта 4.1 конкурсной документации - в части исключения требования как по предоставлению сведений, установленных подпунктом 12 пункта 4.1 конкурсной документации, так и требований к их оформлению, в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа, комитет оспорил их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности решения и предписания антимонопольного органа.
В силу положений главы 24 АПК РФ требования об оспаривании решения, предписания могут быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ предоставляется по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела организация открытого конкурса осуществляется Управлением транспорта комитета в порядке, установленном Положением.
В соответствии со статьёй 23 Федерального закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации; наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией; непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе по количеству дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, исходя из условий конкурсной документации, арбитражные суды двух инстанций правильно признали изложенные Управлением транспорта комитета требования о предоставлении претендентами сведений, предусмотренных подпунктом 12 пункта 4.1. конкурсной документации, не соответствующими законодательству и нарушающими права хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке пассажирских перевозок на территории городского сообщения города Иркутска, поскольку предоставление претендентами указанных сведений, в том числе на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности дорожного движения, нормами Федерального закона N 220-ФЗ, а также Положением не предусмотрено.
Более того, как правильно отмечено судами, положения подпункта 12 пункта 4.1. конкурсной документации создают для претендентов административный барьер, поскольку в рассматриваемом случае формирование конкурсного предложения участником конкурса (претендентом) безосновательно поставлено в зависимость от получения информации от иных государственных органов.
В то же время Управление транспорта комитета в силу пункта 4.1 Положения осуществляет взаимодействие с ОГИБДД МУ МВД России "Иркутское" и Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, структурными подразделениями комитета городского обустройства администрации города Иркутска, общественными объединениями и другими заинтересованными органами в пределах их полномочий, а также в силу подпункта 6.15.1. пункта 6.15 конкурсной документации в период после проведения процедуры вскрытия до проведения оценки, сопоставления конкурсных заявок претендентов (участников конкурса) имеет право запросить дополнительно информацию о претендентах (участниках конкурса) в государственных органах для проверки информации, представленной претендентами (участниками конкурса) в заявке на участие в конкурсе, в том числе, сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента (участника) - юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников.
Указанные действия в полной мере позволяют Управлению транспорта комитета реализовать полномочия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ. При этом соответствующие положения закона регулируют правоотношения, связанные с оценкой и сопоставлением поступивших заявок в ходе проведения открытого конкурса, а не с подачей юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями конкурсных заявок и их допуском для участия в открытом конкурсе.
При указанных обстоятельствах арбитражные суды правомерно признали законными оспариваемые решение антимонопольного органа и выданное на его основе предписание об устранении допущенных нарушений.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Ссылка комитета на судебную практику не может иметь юридического значения, поскольку относится к делам с иными фактическими обстоятельствами.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года по делу N А19-25903/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.