г. Чита |
|
30 мая 2018 г. |
дело N А19-25903/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа с участием судьи Бронниковой И.А. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Куликовым М.Ю. апелляционную жалобу Комитета городского обустройства администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года по делу N А19-25903/2017 по заявлению Комитета городского обустройства администрации города Иркутска (ОГРН 1113850024672, ИНН 3808219423, место нахождения: 664011, область Иркутская, город Иркутск, улица Сухэ-Батора, Дом 11) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17) о признании незаконными решения от 16.11.2017 N 1134, предписания от 16.11.2017 N 449,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Слава" (ОГРН 1073808026632, ИНН 3808169363, 664043, г. Иркутск, ул. Воронежская, 32),
(суд первой инстанции судья Ананьина Г.В.),
при участии в судебном заседании:
от Комитета городского обустройства администрации города Иркутска - Тазиева С.В., представителя по доверенности N 405-70-67/18 от 15.01.2018,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Ероповой С.П., представитель по доверенности от 09.01.2018, Топорковой В.В., представителя по доверенности от 26.01.2018,
от общества с ограниченной ответственностью "Слава" - не явился, извещен,
установил:
Комитет городского обустройства администрации города Иркутска (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Иркутской области или Управление) с заявлением о признании незаконными решения от 16.11.2017 N 1134, предписания от 16.11.2017 N 449.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Слава" (далее - ООО "Слава").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого с неправильным применением норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
УФАС по Иркутской области в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
ООО "Слава" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ООО "Слава" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей Комитета и УФАС по Иркутской области, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14.09.2017 на web-портале администрации г. Иркутска организатором торгов - Управлением транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок N 22 "м/р Первомайский - Ц.рынок - м/р Первомайский" в городе Иркутске, с размещением конкурсной документации.
Согласно подпункту 12 пункта 4.1. Конкурсной документации для участия в конкурсе претенденты представляют один оригинал конкурсной заявки и одну электронную копню конкурсной заявки, в состав которой должны входить сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса), выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти (далее - территориальный орган), осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности дорожного движения (сведения должны быть представлены на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа)".
Согласно подпункту 6.15.1. пункта 6.15 конкурсной документации, в период после проведения процедуры вскрытия до проведения оценки, сопоставления конкурсных заявок претендентов (участников конкурса) члены конкурсной комиссии имеют право запросить дополнительно информацию о претендентах (участниках конкурса) в государственных органах для проверки информации, представленной претендентами (участниками конкурса) в заявке на участие в конкурсе и представить данную информацию на заседание конкурсной комиссии по оценке, сопоставлению конкурсных заявок претендентов (участников конкурса), в том числе, сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента (участника) - юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников.
Пунктом 7.6. конкурсной документации установлен перечень оснований, по которым конкурсная комиссия отказывает Претенденту в допуске на конкурсе, одним из которых является несоответствие конкурсной заявки требованиям пунктов 4.1. - 4.5. (подпункт 7.6.9. пункта 7.6. конкурсной документации).
Полагая, что конкурсная документация содержит в себе не основанные на нормах действующего законодательства Российской Федерации требования к содержанию, форме оформлению и составу конкурсной заявки, которые вводят ограничения по допуску на участие в конкурсе ООО "Слава", ООО "Слава" обратилось в антимонопольный орган с соответствующей жалобой.
Решением антимонопольного органа от 16.11.2017 N 1134 жалоба ООО "Слава" на неправомерные действия организатора открытого конкурса - Управления транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска, комиссии, в связи с утверждением конкурсной документации на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении по маршруту регулярных перевозок на территории г. Иркутска N 22 "м/р Первомайский -Ц. Рынок-м/р Первомайский", в части установления требований, нарушающих законодательство Российской Федерации в связи с ограничением права заявителя (иных заинтересованных лиц) на участие в конкурсе, признана обоснованной (п. 1 решения от 16.11.2017 N 1134).
Организатор открытого конкурса - Управление транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска признано нарушившим статью 23, пункт 1 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), пункт 8.2. Положения "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске", утв. постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015 N 031-06-1231/5 (п. 2 решения от 16.11.2017 N 1134).
Предписанием от 16.11.2017 N 449 организатору торгов - Управлению транспорта комитету городского обустройства администрации г. Иркутска предписано устранить выявленные нарушения путем внесения изменений в документацию о торгах, в части подпункта 12 пункта 4.1 конкурсной документации, в части исключения требования как по предоставлению сведений, установленных подпунктом 12 пункта 4.1 конкурсной документации, так и требований к их оформлению, в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.
Не согласившись с решением от 16.11.2017 N 1134, предписанием от 16.11.2017 N 449, посчитав их не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы Комитета, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого решения и предписания правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заинтересованное лицо на основании части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями данного Закона в силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Антимонопольный орган на основании статьи 22 Закона о защите конкуренции обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках товаров), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии на основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела оспариваемое решение от 16.11.2017 N 1134 принято комиссией антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной система в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - комиссия) по результатам рассмотрения по существу жалобы ООО "Слава" на действия организатора открытого конкурса, в связи с утверждением документации при проведении открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 22 "м/р первомайский - Ц. рынок - м/р первомайский" в части установления требований, нарушающих действующее законодательство, в том числе ограничивающих право заявителя на участие в конкурсе.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что комиссия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы и вынесении оспариваемого решения действовала в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно оспариваемому решению от 16.11.2017 N 1134 организатор открытого конкурса - Управление транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска признано нарушившим статью 23, пункт 1 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, пункт 8.2. Положения "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске", утв. постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015 N 031-06-1231/5 (п. 2 решения от 16.11.2017 N 1134).
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод антимонопольного органа о неправомерности включения заявителем в конкурсную документацию требований о предоставлении одного оригинала конкурсной заявки и одной электронной копии конкурсной заявки, в состав которой должны входить сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса), выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти (далее - территориальный орган), осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности дорожного движения (сведения должны быть представлены на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа)".
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения в силу части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута предусмотрен статьей 19 Закона N 220-ФЗ.
Статьей 19 указанного Закона закреплена обязательность проведения конкурса при выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок. Свидетельство может быть выдано без проведения конкурса только в особо оговоренных указанной статьей случаях.
Таким образом, проведение конкурса при выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок является обязательным в силу закона.
Пунктом 1.1. раздела 1 Положения "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске", утв. постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015 N 031-06- 1231/5 (далее - Положение) определено, что уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска является комитет городского обустройства администрации города Иркутска в лице Управления.
Управление в соответствии с абзацем 23 п. 4.1. раздела 4 Положения проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно пунктам 8.1., 8.2. раздела 8 Положения, организатором открытого конкурса является Управление. Организация открытого конкурса осуществляется Управлением в порядке, установленном Федеральным законом N 220-ФЗ, а также настоящим Положением.
Как уже указывалось выше, 14.09.2017 на web-портале администрации г. Иркутска организатором тортов - Управлением транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок N 22 "м/р Первомайский - Ц.рынок - м/р Первомайский" в городе Иркутске, с размещением конкурсной документации.
Согласно подпункту 12 пункта 4.1. Конкурсной документации для участия в конкурсе претенденты представляют один оригинал конкурсной заявки и одну электронную копню конкурсной заявки, в состав которой должны входить сведения о количестве дорожно- транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса), выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности дорожного движения (сведения должны быть представлены на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа)".
По пункту 6.15 конкурсной документации в период после проведения вскрытия конвертов до проведения оценки, сопоставления конкурсных заявок участников конкурса члены конкурсной комиссии имеют право запросить дополнительно информацию об участниках конкурса в государственных органах для проверки информации, представленной претендентами в заявке на участие в конкурсе и представить данную информацию на заседание конкурсной комиссии по оценке, сопоставлению конкурсных заявок участников конкурса.
Пунктом 7.6 конкурсной документации установлен перечень оснований, по которым Конкурсная комиссия отказывает Претенденту в допуске на конкурсе, одним из которых является несоответствие конкурсной заявки требованиям пунктов 4.1. - 4.5. (подпункт 7.6.9 конкурсной документации).
Следовательно, не предоставление предусмотренных подпунктом 12 пункта 4.1 конкурсной документации сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента (участника) - юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников, в иной форме, может иметь своим последствием отказ в допуске на участие в конкурсной процедуре.
Частью 10 статьи 39 Закона N 220-ФЗ прямо установлено, что в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы местного самоуправления приводят муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона.
Во исполнение требований Закона N 220-ФЗ Администрацией г. Иркутска 24.12.2015 принято постановление N 031-06-1231/5 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске", регламентирующие правоотношения, возникшие в сфере пассажирских перевозок на территории г. Иркутска.
Пунктом 8.2. раздела 8 Положения установлено, что организация открытого конкурса осуществляется Управлением в порядке, установленном Федеральным законом N 220-ФЗ, а также настоящим Положением.
Статьей 23 Закона N 220-ФЗ установлены требования к участникам открытого конкурса, частью 1 которой определено, что к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам н бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным данной частью критериям, в частности: количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса.
Закон N 220-ФЗ не предусматривает как сам факт предоставления участниками (претендентами) сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытою конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса), выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзор) в сфере безопасности дорожного движения так и представление таких сведений на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа.
Кроме того, предъявление требования о предоставлении вышеуказанных сведений противоречит статье 23 Закона N 220-ФЗ и является административным барьером по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на рынке пассажирских перевозок на территории городского сообщения г. Иркутска.
Право организатора торгов, предусмотренное частью 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, по установлению требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса, не подменяет собой обязанность организатора торгов по соблюдению норм Закона N 220-ФЗ, в том числе статьи 23, пункта 1 части 3 статьи 24 названного Закона, в связи, с чем довод заявителя о правомерности требований, установленных подпунктом 12 пункта 4.1 конкурсной 13 документации в соответствии с частью 2, пунктом 1 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ правомерно судом первой инстанции признан несостоятельным.
Положение "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске", утв. постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015 N 031-06-1231/5, также не содержит обязанности по предоставлению таких сведений участниками торгов, в том числе на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа.
Более того, пунктом 4.1 Положения установлено, что в целях организации регулярных перевозок пассажиров и багажа Управление осуществляет взаимодействие с ОГИБДД МУ МВД России "Иркутское" и Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, структурными подразделениями комитета городского обустройства администрации города Иркутска, общественными объединениями и другими заинтересованными органами в пределах их полномочий.
Таким образом, в целях осуществления оценки претендентов по такому критерию как количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, может быть осуществлено конкурсной комиссией при межведомственном взаимодействии с соответствующим государственным органом.
При этом, формирование конкурсного предложения участником конкурса (претендентом) не будет зависеть от действий третьих лиц, в части получения ответа от иных государственных органов, в части подготовки сведений по отдельным требованиям, которые не согласуются с требованиями подпункта 12 пункта 4.1 конкурсной документации (в том числе по форме предоставления таких сведений на фирменном бланке с печатью и подписью руководителя территориального органа, выдача подготовленного на обращение ответа нарочно).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности полагает правильным вывод суда первой инстанции, что антимонопольный орган обоснованно признал Комитет нарушившим статью 23, пункт 1 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, пункт 8.2. Положения "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске", утв. постановлением администрации г. Иркутска от 24.12.2015 N 031-06-1231/5, и о законности оспариваемого решения и выданного на его основании предписания.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года по делу N А19-25903/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-25903/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 сентября 2018 г. N Ф02-3975/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет городского обустройства Администрации города Иркутска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: ООО "Слава", 4ААС