город Иркутск |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А58-635/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Новогородского И. Б., Уманя И. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2018 года по делу N А58-635/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ломако Н.В., Каминский В.Л.),
установил:
Акционерное общество судоходная компания "АЛРОСА-ЛЕНА" (Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ИНН: 1414007933, ОГРН: 1021400690838, далее - АО СК "АЛРОСА-ЛЕНА", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия), административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 04-101/2017 от 22.01.2018, об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 04-101/2017 от 22.01.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил постановление Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) N 04-101/2017 от 22.01.2018. Признал недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 04- 101/2017 от 22.01.2018.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года решение суда от 04 мая 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагая, что им доказана в действиях общества объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации); считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил норму материального права - пункт 6 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт от отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу АО СК "АЛРОСА-ЛЕНА" возражает против её доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
АО СК "АЛРОСА-ЛЕНА" осуществляло использование водного объекта - реку Лена, находящуюся в федеральной собственности, с целью забора (изъятия) воды для хозяйственно-бытовых и питьевых нужд экипажей (т/х "В. Герасимец", "М. Латко", "Б. Полосков", "В Тихонов", "Л. Солдатов", "А. Пахомов", "Капитан Воробьев", СК-2085, СК-2098, СК-2077, СК-2028, ТР-72, Ганц-6, МП-2545, МП-2600, МП-2520, МП-2522, МТТ-1380).
Водопользование производилось обществом на основании договора водопользования N 14-18.03.03.002-Р-ДХИО-С-2014-02831/00 от 08.10.2014, зарегистрированного в установленном порядке в государственном водном реестре.
Согласно статистическому отчету формы 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды за 2017 год" обществом забрано согласно договору водопользования N 14-18.03.03.002-Р-ДХИО-С-2014-02831/00 от 08.10.2014 на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды 1,5015 тыс. м3, что соответствует допустимому объему, установленному в договоре водопользования. Также, согласно этому же отчету, обществом в 2017 году забрано водных ресурсов (р. Лена) на производственные нужды в объеме 175,025 тыс. м3 и отведено в водный объект 175,025 тыс. м3 нормативно чистых (без очистки) сточных вод. На данные цели (производственные нужды) договор водопользования отсутствует, также отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.
Административный орган посчитал, что общество осуществляло использование водного объекта с целью сброса сточных вод с судов, не оформив решение о предоставлении водного объекта в пользование в этих целях; пользование водным объектом без правоустанавливающих документов (без оформления соответствующего решения на сброс) означает незаконное осуществление действий по сбросу сточных вод.
Выявленные в ходе проверки нарушения квалифицированы административным органом по статье 7.6 КоАП Российской Федерации.
25.12.2016 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьёй 7.6 КоАП Российской Федерации.
Постановлением от 22.01.2018 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.6 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В соответствии со статьей 7.6 КоАП Российской Федерации самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из текста оспариваемого постановления, обществу вменяется пользование водным объектом без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, выразившееся в использовании водного объекта - р. Лена, и сбросе сточных вод после охлаждения ДВС судов в реку, а именно без решения о предоставлении водных объектов в пользование в целях сброса сточных вод.
Пунктом 6 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 06.08.2017, предусматривалось, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.
В этой связи суды верно указали, что наличие события вменяемого обществу правонарушения необходимо доказывать, начиная с данной даты.
Между тем, суды установили, что административный орган ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при вынесении оспариваемого постановления не предпринял мер для установления сведений о фактическом осуществлении забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод с указанием конкретного места забора (изъятия) водных ресурсов и сброса и периода. Суды посчитали, что указание в отчете формы 2-тп и получение какой-либо иной информации не освобождает административный орган от проверки в рамках разбирательства дела об административном правонарушении действительности этой информации и соответствия ее фактическим обстоятельствам.
Недоказанность наличия в действиях общества события вмененного ему административного правонарушения свидетельствует о незаконности постановления N 04-101/2017 от 22.01.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, в связи с чем на основании части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды признали постановление административного органа и вынесенное им в порядке статьи 29.13 КоАП Российской Федерации представление незаконными.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) ссылается на то, что одним из доказательств по делу является отчёт общества по форме N 2-тп (водхоз) за 2017 год, подтверждающий вывод о фактическом осуществлении забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод.
Данный довод кассационной жалобы не опровергает мотивированных выводов судов о том, что до августа 2017 года в связи с действовавшей в этот период редакцией пункта 6 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не требовалось заключение договора водопользования или решение о предоставлении водного объекта для случаев забора водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов. Следовательно, административным органом не по ошибочно оформленному отчёту в целом за 2017 год, а на основании сведений о фактическом осуществлении забора воды должно быть доказано, что это производилось обществом после 06.08.2017.
В этой связи не могут быть приняты ссылки Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) на неправильное применение судом апелляционной инстанции пункта 6 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (как утратившего силу), поскольку в период до 06.08.2017 рассматриваемые действия общества по забору и сбросу не носили противоправный характер, а объём водных ресурсов 175,025 тыс. кубических метров, вменяемый обществу как используемый без документов, мог быть выбран обществом в период до 06.08.2017.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2018 года по делу N А58-635/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.