город Иркутск |
|
22 сентября 2017 г. |
Дело N А10-6543/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степаненко Р.А.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, присутствующих в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей общества с ограниченной ответственностью "Техинвест-Байкал" - Максимовой Е.В. (доверенность от 09.01.2017), Духновской Н.Е. (доверенность от 31.01.2017) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия - Бобоевой А.Р. (доверенность от 11.09.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техинвест-Байкал" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 марта 2017 года по делу N А10-6543/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Логинова Н.А.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Техинвест-Байкал" (ОГРН 1140327015982, ИНН 0326526180, далее - ООО "Техинвест-Байкал", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 20.09.2016 N 20511 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, переводов электронных денежных средств, а также о признании общества плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), с 30.10.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2017 года, в удовлетворении требований обществу отказано.
Суды пришли к выводу, что общество после проведенной реорганизации в установленном порядке не заявило о применении УСН, в связи с чем, является плательщиком налогов по общей системе налогообложения, должно представлять соответствующие декларации. Поскольку декларации не представлены, инспекция правомерно в порядке статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приняла решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
ООО "Техинвест-Байкал", не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Заявитель полагает, что, будучи правопреемником реорганизованного закрытого акционерного общества "Техинвест-Байкал", применявшего УСН, также имеет право на применение указанного специального налогового режима с момента завершения реорганизации. По мнению налогоплательщика, законодательством не предусмотрена обязанность подачи заявления о применении УСН при реорганизации юридического лица.
Кроме того, судами не учтено, что общество представило декларации по УСН за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год, уплачивало исчисленный по данным декларациям налог, то есть своими действиями подтвердило волеизъявление на применение специального налогового режима.
Представление обществом отчетности по УСН исключает возможность приостановления операций по счетам за непредставление деклараций по общей системе налогообложения; решение инспекции от 20.09.2016 N 20511 не содержит мотивов невозможности применения специального налогового режима, наличия у налогоплательщика обязанности представлять декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций.
Заявитель кассационной жалобы также полагает, что нарушение в виде непредставления налоговых деклараций могло быть выявлено только при проведении мероприятий налогового контроля и фиксации нарушений в акте (статьи 82, 87, 88, 100, 100.1, 101.4 Кодекса).
Поскольку налоговый орган принимал меры по взысканию налога, исчисленного в декларациях по УСН, общество считает, что инспекция признала право налогоплательщика на применение специального налогового режима.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Присутствующие в судебном заседании представители общества и инспекции поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, ООО "Техинвест-Байкал" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30.10.2014.
31.03.2015 обществом в налоговый орган представлены декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год.
07.12.2015 инспекция направила в адрес налогоплательщика информационное письмо о неправомерном представлении деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, при отсутствии заявления о переходе на данный специальный налоговый режим и необходимости представления налоговой отчетности по общей системе налогообложения за налоговые периоды 2014 - 2015 годов: деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций.
22.12.2015 общество обратилось в налоговый орган с письмом, в котором указало, что полагает правомерным применение УСН в связи с созданием организации путем реорганизации в форме преобразования из закрытого акционерного общества "Техинвест-Байкал", которое ранее в установленном законом порядке применяло УСН.
09.03.2016 в ответ на данное обращение налоговый орган сообщил налогоплательщику о том, что Кодексом не предусмотрено особенностей перехода на рассматриваемый специальный налоговый режим в зависимости от способа создания юридического лица. Поскольку уведомление о переходе на УСН реорганизованным лицом в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет налоговом органе подано не было, общество может перейти на специальный налоговый режим не ранее начала следующего года, представив соответствующее уведомление.
30.03.2016 налогоплательщик представил в инспекцию декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 9 месяцев 2015 года и за 2015 год.
14.06.2016 налоговый орган уведомлением N 12-5038 в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вызвал налогоплательщика в инспекцию и указал на необходимость представления в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления деклараций по общей системе налогообложения.
21.06.2016 налогоплательщик письмом N 9 просил инспекцию повторно рассмотреть и принять изложенные ранее доводы и отозвать требования, указанные в уведомлении от 14.06.2016 N 12-5038.
14.07.2016 инспекция в ответ на письмо налогоплательщика направила сообщение о том, что после реорганизации к вновь созданному юридическому лицу от прежней организации не может перейти право на применение УСН, и об обязанности реорганизованного юридического лица в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет представить уведомление о переходе на УСН.
20.09.2016 налоговым органом на основании статьи 76 Кодекса принято решение N 20511 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, в связи с непредставлением ООО "Техинвест-Байкал" в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1-4 кварталы 2015 года, 1-2 кварталы 2016 года, а также по налогу на прибыль организаций за указанные периоды.
Установленный статьей 138 Кодекса досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
Налогоплательщик, считая, что он обладает правом на применение УСН, перешедшим к нему при реорганизации в результате универсального правопреемства, обратился в суд с требованиями о признании недействительным решения от 20.09.2016 N 20511, а также признании общества с 30.10.2014 плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрен переход к созданному в результате реорганизации юридическому лицу права на применение УСН в результате универсального правопреемства без подачи в общеустановленном порядке заявления о применении указанного специального налогового режима.
Суд округа полагает выводы судов законными и обоснованными, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Согласно статье 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 346.11 Кодекса УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) установлено, что организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 45 миллионов рублей.
Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на данный специальный налоговый режим в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 346.13 Кодекса предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на рассматриваемый специальный налоговый режим со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Исходя из положений пункта 3 статьи 346.13 Кодекса, налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 346.19 Кодекса предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 5 статьи 84 Кодекса при прекращении деятельности российской организации в результате реорганизации осуществляется снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным законодательством о налогах и сборах, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация признается налогоплательщиком, применяющим указанный специальный налоговый режим, с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на налоговый учет (пункт 2 статьи 346.13 Кодекса).
На основании указанных норм суды пришли к правильным выводам, что законодатель предусмотрел специальные правила перехода на УСН для вновь создаваемых организаций, изъявивших желание использовать спорный налоговый режим с момента начала своей деятельности. Иных правил применения данного режима налогообложения глава 26.3 Кодекса не предусматривает. Более того, применение данного специального налогового режима не ставится в зависимость от способа создания юридического лица.
В рассматриваемом случае ранее существовавшее юридическое лицо - ЗАО "Техинвест-Байкал", применявшее УСН, прекратило деятельность, вновь возникшее юридическое лицо - ООО "Техинвест-Байкал" образовалось и поставлено на учет в налоговом органе 30.10.2014. Заявление о переходе на УСН общество в налоговый орган не подавало, в связи с чем у налогоплательщика отсутствовало право на применение указанного специального налогового режима.
Суды также пришли к правильному выводу, что положения статьи 50 Кодекса предусматривают правопреемство в отношении налоговых платежей, обязанность по уплате которых возникла у преобразованного юридического лица до его реорганизации, но не устанавливают возможности перехода в порядке правопреемства к вновь возникшему юридическому лицу выбранного ранее существовавшим юридическим лицом режима налогообложения. В данном случае действуют специальные правила, установленные пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса.
Поскольку в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной налоговой декларации, суды правильно отклонили как не имеющие правового значения в настоящем споре доводы общества о принятии инспекцией деклараций по УСН за 2014-2015 годы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса, налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводах его электронных денежных средств в случае непредставления этим налогоплательщиком - организацией налоговой декларации в налоговый орган в 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.
Таким образом, как правильно указали суды двух инстанций, ввиду непредставления налогоплательщиком деклараций по общему режиму налогообложения, инспекцией правомерно в порядке статьи 76 Кодекса принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 20.09.2016 N 20511.
Соответственно, суды не имели правовых оснований и для признания общества с 30.10.2014 плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Доводы общества о том, что решение от 20.09.2016 N 20511 вынесено налоговым органом без проведения камеральной или выездной проверки, не основан на нормах права, поскольку для вынесения решения о приостановлении операций по счетам организации проведения налоговой проверки не требуется. Установление тех обстоятельств, на которых основана позиция налогового органа, проведения мероприятий налогового контроля не требует.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Положения главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами соблюдены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суды законно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 марта 2017 года по делу N А10-6543/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.