город Иркутск |
|
05 октября 2017 г. |
Дело N А33-84/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю на определение Арбитражного суда Красноярского края от 02 мая 2017 года по делу N А33-84/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ангара" (ОГРН 1132468009673, ИНН 2465287110, г. Красноярск; далее - ООО "Ангара", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва (далее - УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва) от 17.12.2015 N 1655 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2016 года по заявлению общества с УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва в пользу ООО "Ангара" взыскано 24 000 рублей судебных расходов.
ООО "Ангара" 10.02.2017 обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене ответчика его правопреемником - Главным управлением Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю в части требования о взыскании судебных расходов в сумме 24 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 02 мая 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2017 года, заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва на его правопреемника Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ГУ МВД России по Красноярскому краю).
ГУ МВД России по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам нарушения судами статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильного применения пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за отбором наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента Российской ФедерацииN 156), пункта 11 раздела II Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, неприменения статей 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества о процессуальном правопреемстве.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы и всех ее территориальных органов, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является МВД России, а не его территориальные органы; в гражданско-правовом смысле упразднение органа государственной власти является ликвидацией юридического лица, поэтому в соответствии со статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности территориального органа государственной власти переходят к государственному органу, принявшему решение о прекращении (ликвидации) деятельности своего территориального органа, данном случае - к Федеральной миграционной службе (ФМС России), ее полномочия возложены на ликвидационную комиссию, поэтому правопреемником УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва является ФМС России в лице ее ликвидационной комиссии; кроме того, ФМС России несет субсидиарную ответственность в соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации; судами не учтено, что долговые обязательства УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва ликвидационной комиссией в ГУ МВД России по Красноярскому краю не передавались, вследствие чего отсутствуют лимиты финансирования для исполнения судебного решения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ангара" просит оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2016 года по заявлению ООО "Ангара" с УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва в пользу общества взыскано 24 000 рублей судебных расходов, выдан исполнительный лист.
Уведомлением от 17.01.2017 N УВЛ-17-9664 Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю возвратило исполнительный лист в связи с тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 156 лицевые счета УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва закрыты 30.12.2016; указало, что правопреемником в соответствии с названным Указом является ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения ООО "Ангара" в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о замене УФМС России по Красноярскому краю его правопреемником - ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Суд первой инстанции, руководствуясь статей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации N 156, произвел замену УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва на его правопреемника - ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Третий арбитражный апелляционный суд признал данные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Указом Президента Российской Федерации N 156 упразднена Федеральная миграционная служба; ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел (пункт 2).
Согласно подпункту "б" пункта 3 названного Указа Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации N 156 Правительству Российской Федерации поручено, в том числе перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом.
Завершение проведения организационно-штатных мероприятий предусматривалось осуществить в срок до 01.06.2016 (пункт 5 Указа). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 2896-р продлен срок завершения ликвидационных мероприятий до 01.07.2017.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, согласно которому Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел (пункт 1). В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (пункт 13). В состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России (пункт 14).
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждены Положение о МВД России и Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации.
Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел России по субъекту Российской Федерации, утвержденном упомянутым Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, установлено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (пункт 1). Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России (пункт 2). Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (пункт 5). Территориальный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (подпункт 19 пункта 13).
Таким образом, поскольку в результате ликвидации УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва выбыло из спорных правоотношений, и Указом Президента Российской Федерации N 156 полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в настоящее время возложены на МВД России, являющееся правопреемником упраздняемой ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, суды правомерно произвели замену заинтересованного лица по настоящему делу - УФМС России Красноярскому краю и Республике Тыва на его процессуального правопреемника - ГУ МВД России по Красноярскому краю, являющееся территориальным подразделением МВД России.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что правопреемником упраздняемой ФМС России и всех ее территориальных органов, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является МВД России, а не его территориальные органы; права и обязанности территориального органа переходят к ФМС России в лице ее ликвидационной комиссии, подлежат отклонению как несоответствующие содержанию вышеприведённых положений Указа Президента России от 05.04.2016 N 156.
Иные доводы ГУ МВД России по Красноярскому краю были предметом рассмотрения судами двух инстанций и обоснованно отклонены.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем определение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
На основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения определения Арбитражного суда Красноярского края от 02 мая 2017 года по делу N А33-84/2016, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2017 года по тому же делу, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 02 мая 2017 года по делу N А33-84/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения определения Арбитражного суда Красноярского края от 02 мая 2017 года по делу N А33-84/2016, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2017 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 августа 2017 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.