Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 октября 2017 г. N Ф02-5113/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А33-84/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" июля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от ответчика (Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю) - Серженко А.В., представителя по доверенности от 22.06.2017 N 76,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" мая 2017 года по делу N А33-84/2016, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Ангара" ИНН 2465287110, ОГРН 1132468009673 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю ИНН 2466134518, ОГРН 1052466215977 (далее - управление, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2015 N 1655 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.05.2016 заявление общества удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление управления от 17.12.2015 N 1655 по делу об административном правонарушении.
Общество 06.10.2016 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании судебных расходов в размере 24 000 рублей.
Определением суда от 17.11.2016 в порядке распределения судебных расходов с управления в пользу заявителя взыскано 24 000 рублей судебных расходов.
ООО "Ангара" 10.02.2017 обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене ответчика его правопреемником - Главным управлением МВД РФ по Красноярскому краю в части требования о взыскании судебных расходов в сумме 24 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 02 мая 2017 года заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена управления на его правопреемника Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ГУ МВД России по Красноярскому краю).
ГУ МВД России по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции о процессуальном правопреемстве отменить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что согласно подпункту "б" пункта 3 Указа Президента России от 05.04.2016 N 156 правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы и всех ее территориальных органов, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является МВД России, а не его территориальные органы.
Кроме того, ГУ МВД России по Красноярскому краю указывает, что ликвидационные мероприятия возложены на МВД России, территориальным органам МВД России переданы только полномочия по реализации задач и функций, ранее возложенных на Федеральную миграционную службу, при этом ликвидационной комиссией управления долговые обязательства по данному административному делу ГУ МВД России по Красноярскому краю не передавались.
Поскольку управление в настоящее время не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, мероприятия по ликвидации не закончены, должностные лица ликвидационной комиссии управления продолжают исполнять свои обязанности в прежнем режиме, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявления о правопреемстве.
Представитель ГУ МВД России по Красноярскому краю доводы апелляционной жалобы поддержал, просит отменить определение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, ее штатная численность (с сокращением на 30 процентов).
Данным Указом установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 6 названного Указа Правительству Российской Федерации поручено перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом; обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной миграционной службы.
Пунктом 7 данного Указа Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено обеспечить принятие к производству уголовных дел, материалов проверок сообщений о преступлениях, дел оперативного учета и других материалов, находящихся в производстве органов наркоконтроля, а также непрерывность осуществления иных передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы.
Пунктом 5 Указа предусматривалось завершение проведения организационно-штатных мероприятий в срок до 01.06.2016. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 2896-р продлен срок завершения ликвидационных мероприятий до 01.07.2017.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусматривающее, что в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России.
Данным Указом также утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, подпунктом 19 пункта 13 которого на территориальный орган возложены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
Пунктами 2, 3, 5 данного Типового положения предусмотрено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России. Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.
В силу подпункта 30 пункта 19 Типового положения руководитель территориального подразделения утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчиненными органами и организациями.
Во исполнение пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 Министерством внутренних дел Российской Федерации издано распоряжение от 12.09.2016 N 1/9209 "Об организации осуществления территориальными органами МВД России функций и полномочий в сфере миграции", предусматривающее передачу соответствующих полномочий должностным лицам территориальных органов МВД России на региональном уровне, в целях обеспечения непрерывности осуществления переданных МВД России функций и полномочий упраздненной ФМС России, а также с учетом организационно-структурного построения территориальных органов МВД России.
На основании изложенного, учитывая, что полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в настоящее время возложены на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю, являющееся территориальным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявление общества о замене упраздненного управления его правопреемником, которым является ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Суд первой инстанции правильно отклонил довод ГУ МВД России по Красноярскому краю о том, что Министерством внутренних дел Российской Федерации не доведены лимиты финансирования для исполнения судебных решений, вынесенных в отношении Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку территориальное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации вправе запрашивать соответствующее финансирование, необходимое для осуществления текущей деятельности.
ГУ МВД России по Красноярскому краю не отрицает бюджетное финансирование полномочий, переданных ему от упраздненной Федеральной миграционной службы.
Довод апелляционной жалобы о том, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявления о правопреемстве, так как управление в настоящее время не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, мероприятия по его ликвидации не закончены, ликвидационная комиссия управления продолжает исполнять свои обязанности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации и его территориальным органам, Указом Президента России от 05.04.2016 N 156 они определены правопреемниками названной службы, в том числе в части обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений, поэтому для решения вопроса о правопреемстве не имеет значение завершение ликвидационных мероприятий в отношении Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов.
Таким образом, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на определение о замене ответчика его правопреемником.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "02" мая 2017 года по делу N А33-84/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-84/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 октября 2017 г. N Ф02-5113/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Ангара"
Ответчик: ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, Управление Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: МВД РОссии