город Иркутск |
|
05 октября 2017 г. |
Дело N А19-15532/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Рудых А.И., Скубаева А.И.,
с участием представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Рожнова Константина Николаевича (доверенность от 15.04.2016, паспорт), представителей общества с ограниченной ответственностью "Италес" Дьяковой Татьяны Николаевны (доверенность от 05.10.2016, паспорт) и Баллардт Валерия Теодоровича (доверенность от 02.10.2017, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Италес" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2017 года по делу N А19-15532/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кшановская Е.А., суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва, далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Италес" (ОГРН 1023801539079, ИНН 3811060486, г. Иркутск, далее - ООО "Италес", ответчик) неустойки в размере 310 800 рублей за искажение сведений о массе груза, указанной в железнодорожной накладной, повлекшее перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2017 года, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права - статьи 41 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав железнодорожного транспорта), статьи 43 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), раздела 27 и пункта 35.4 Правил перевозок груза к СМГС, пункта 2.30 Тарифного руководства N 1, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 (далее - Тарифное Руководство N1).
По мнению ответчика, суды не применили подлежащие применению при определении массы груза различными способами рекомендации МИ 3115 - 2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденные федеральным государственным унитарным предприятием "ВНИИМС" 30.05.2018 (далее - рекомендации МИ 3115-2008). С учетом данных норм излишки груза не превышают допустимых норм, соответственно, коммерческий акт не должен был составляться истцом.
ООО "Италес" указывает, что судами неправомерно отклонен довод ответчика о том, что при расчете штрафа необходимо учитывать только то расстояние, на которое были перевезены излишки груза.
Кроме того, по мнению ответчика, суды необоснованно отказали в уменьшении размера штрафа по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 03.10.2017 представители ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании неустойки в соответствии с пунктом 3 параграфа 3 статьи 16 СМГС за искажение сведений о массе груза, указанных в железнодорожной накладной, повлекшее перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по железнодорожной накладной N 20882514 ответчик передал для перевозки груз, рассчитав его массу по обмеру и загрузив вагон до максимальной грузоподъемности 66 000 кг.
По результатам проведенной контрольной перевески вагонов на весах истцом составлены коммерческий акт N ВСБ1600109/9 от 18.01.2016 и акт общей формы N 1137 от 18.01.2016, согласно которым фактическая масса груза составила 68 700 кг.
В связи с искажением сведений в железнодорожной накладной, которое привело к перегрузу вагона сверх его максимальной грузоподъемности, истец обратился с требованием о взыскании с ответчика неустойки в размере 310 800 рублей в соответствии с пунктом 3 параграфа 3 статьи 16 СМГС.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности факта искажения сведений о массе груза, указанных в железнодорожной накладной, повлекших перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности, и отсутствия доказательств уплаты неустойки в добровольном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 3 параграфа 3 статьи 16 СМГС, отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его грузоподъемности.
В соответствии с пунктом 4.7. Правил перевозок груза (приложение N 1 к СМГС), общая масса груза определяется в зависимости от рода груза и технической возможности взвешиванием или расчетным путем.
Согласно пункту 1.2. Правил перевозок груза (приложение N 1 к СМГС), вагоны могут быть загружены до их грузоподъемности с учетом допускаемой статической нагрузки от колесной пары вагона на рельсы.
В параграфе 1 статьи 23 СМГС указано, что перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. При этом проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
В соответствии со статьей 5 СМГС, при отсутствии соответствующих положений в настоящем Соглашении применяется национальное законодательство той Стороны, в которой правомочное лицо реализует свои права.
Таким образом, при осуществлении российским перевозчиком проверки правильности указания отправителем в железнодорожной накладной сведений о массе груза подлежат применению нормы Устава железнодорожного транспорта.
Проверка массы груза регулируется, в том числе, статьей 41 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Порядок расчетов предельно допустимых расхождений в результатах измерения массы груза различными способами регулируются рекомендациями МИ 3115-2008, которые подлежат применению, если не доказано, что использование методики, изложенной в этом документе, приводит к ошибочному или недостоверному результату, в том числе, при перевозках в международном сообщении (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 16398/12, определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2015 N 305-ЭС15-15063, от 22.12.2015 N 305-ЭС15-17718, от 22.12.2015).
Согласно абзацу 3 статьи 26 Устава железнодорожного транспорта, определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (железнодорожную накладную N 20882514; коммерческий акт N ВСБ1600109/9 от 18.01.2016, акт общей формы N1137 от 18.01.2016, пояснения сторон), суды установили факт искажения сведений о массе груза, указанных в железнодорожной накладной, повлекшее перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности, в связи с чем обоснованно удовлетворили исковые требования.
Довод ответчика о том, что он не допустил искажения сведений о массе груза со ссылкой на МИ 3115-2008, подлежит отклонению. В результате проверки расчета истца судами установлено, что даже с учетом коэффициентов погрешностей, используемых МИ 3115-2008 для проверки массы груза, определенной путем обмера и взвешивания, масса груза превышает грузоподъемность вагона (т. 1, л.д. 98).
Кроме того, в нарушение положений пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 5 пункта 4.7 Правил перевозок груза (приложение N 1 к СМГС), ответчик не представил сведения об измерении объема погруженного груза и о его объемной массе в обоснование утверждения о достоверности примененного им расчетного метода.
Довод ответчика о том, что при расчете штрафа необходимо учитывать расстояние от места погрузки до места обнаружения превышения грузоподъемности, подлежит отклонению, поскольку согласно пункту 2.30 Тарифного руководства N 1 при обнаружении в пути следования излишка груза сверх трафаретной грузоподъемности вагона за перевозку отгруженного излишка груза, плата определяется за расстояние перевозки от железнодорожной станции отгрузки до железнодорожной станции назначения как за самостоятельную отправку по общим правилам тарифного руководства.
Довод заявителя кассационной жалобы о явной несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства рассмотрен судами и обоснованно отклонен по итогам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, с учетом специфики перевозочных отношений, цели установления законодателем неустойки за данные виды нарушений, возможности наступления тяжелых последствий при нарушении грузоотправителями своих обязательств по указанию точных сведений о свойствах и массе перевозимого груза.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2017 года по делу N А19-15532/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.