город Иркутск |
|
11 октября 2017 г. |
Дело N А74-8403/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Шелёминой М. М., Шелега Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2017 года по делу N А74-8403/2016 Арбитражного суда Республики Хакасия (суд первой инстанции: Тутаркова И.В.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский" (г. Абакан, ИНН 1901104455, ОГРН 1111901004797, далее - общество, ООО "Разрез Аршановский") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия) о признании незаконным и отмене постановления N Н-019-п-101-16 от 01.07.2016 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2017 года решение суда от 25 ноября 2016 года отменено. Принят новый судебный акт. Признано незаконным и отменено постановление Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия N Н-019-п-101-16 от 01.07.2016 о назначении административного наказания.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия ставит вопрос о проверке законности постановления суда апелляционной инстанции как не учитывающего наличие гидравлической связи между вмещающими породами, объединёнными в единый водоносный горизонт и, как следствие, их условное выделение и нанесение на картографическом материале рассматриваемой территории; заявитель указывает, что скважины общества N 26 и N 26/2 и скважина N 11045 осуществляют водозабор из единого водоносного горизонта.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции не учёл первичные документы, которым правильную оценку дал суд первой инстанции; просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура Республики Хакасия полагает её доводы обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Разрез Аршановский" считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 28 сентября 2017 года до 10 часов 20 минут 05 октября 2017 года, о чём сделано публичное извещение.
После перерыва в судебном заседании представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.02.2016 заместителем прокурора Республики Хакасия принято решение N 7-30-2016 о проведении проверки соблюдения ООО "Разрез Аршановский" федерального законодательства при добыче полезных ископаемых.
11.05.2016 прокуратурой Республики Хакасия составлен акт, в котором зафиксировано, что для хозяйственно-бытовых целей (мытье рук, вода в душевых) обществом используется вода из собственной скважины N 26, расположенной на земельном участке, имеющем местоположение: Алтайский район, АОЗТ "Аршановское", 4,6 км на юго-восток от северо-восточной окраины с. Аршаново, район оз. Турпанье, участок 3; 3,8 км на восток от северо-восточной окраины с. Аршаново, участок 4; 1 км на юго-восток от южной границы аала Сартыков, участок 5, земельный участок с кадастровым номером 19:04:070402:112. Указанный участок принадлежит ООО "Разрез Аршановский" на основании договора аренды от 11.09.2015 N 313-09/15, заключенного с ООО "РУТЭК". Данная скважина пробурена на глубину 25,85 м. Кроме того, для технических нужд обществом используется скважина N 26/2, пробуренная на том же земельном участке на глубину 23,99 м. При этом лицензия на право добычи подземных вод у общества отсутствует.
16.05.2016 первым заместителем прокурора Республики Хакасия при участии представителя общества, действующего на основании доверенности, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором отражено, что обществом осуществляется добыча подземных вод из водоносного горизонта, являющегося источником централизованного водоснабжения с. Аршаново, в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности. Данные действия общества квалифицированы по части 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
16.05.2016 материалы административного дела направлены и.о. прокурора Республики Хакасия в Управление Росприроднадзора.
01.07.2016 уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора в присутствии представителя общества рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено постановление N Н-019-п-16 о привлечении общества к административной ответственности (с учетом определения от 07.07.2016 N Н-019-п-101-16 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок), предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании данного постановления незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая незаконным постановление административного органа, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
В силу пункта 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Соответствие участков недр указанным выше условиям для каждого конкретного региона устанавливается территориальными подразделениями Роскомнедра совместно с органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Дополнительные условия, при которых не требуется оформление лицензии (величина предельного отбора подземных вод, размеры земельных участков для водоснабжения которых используются подземные воды и т.д.), определяются аналогичным образом.
На вышеуказанные скважины обществом были представлены паспорта водозабора, составленные ООО "Минусинская гидрогеологическая партия". Согласно указанным паспортам скважины N 26 и N 26/2 пробурены в 2015 году на относительно водоносный нижне-среднекаменноугольный горизонт С1-2 (второй горизонт от поверхности земли), состоящий из песчаника серого и песчаника серого трещиноватого, на глубину 25,85 м и 23,99 м соответственно.
В селе Аршаново забор воды для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения осуществляется МУП "Тепло" скважиной N 11045.
Согласно паспорту централизованного хозяйственно-питьевого водозабора скважины N 11045, составленному в 2008 году ОАО "СибНИиПИ землеустройства и мелиорации", рассматриваемая скважина эксплуатируется с 1976 года. В разделе паспорта "Геолого-технический разрез и конструкция скважины N 11045 МУП "Тепло" в колонке "литологический разрез и конструкция скважины" указано, что скважина пробурена на глубину 65 м до пород - трещиноватые алевролиты. Возраст этих пород указан индексом С1 (нижний карбон или нижний каменноугольный ярус); пунктом 3.1 паспорта водозабора определено, что эксплуатируемый водоносный комплекс - нижнекаменноугольный водоносный комплекс (С1), залегающий вторым от поверхности земли, водовмещающие породы: трещиновые алевролиты. Вода из скважины с помощью электропогружного насоса подается в водонапорную башню, далее в распределительную сеть.
Как посчитал административный орган и согласился суд первой инстанции, скважины (N 26 и N 26/2), используемые ООО "Разрез "Аршановский", осуществляют добычу подземных вод из того же водоносного горизонта (вторым от поверхности земли), который используется для централизованного водоснабжения при заборе воды скважиной N 11045, в связи с чем обществом допущено нарушение, выразившееся в пользовании недрами без лицензии.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что в оспариваемом постановлении административный орган не мотивировал и не представил суду соответствующих пояснений, почему в лицензии и паспорте по скважине N 11045 указан горизонт - водоносный нижнекаменноугольный комплекс С1, а в паспортах по скважинам N 26 и N 26/2 указан горизонт - водоносный нижнесреднекаменноугольный горизонт С1-2.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учёл, что из заключения Хакасского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" от 17.03.2016 N АО-99 следует, что скважиной N 11045 глубиной 65 м эксплуатируются подземные воды водоносного нижнекаменноугольного комплекса (С1).
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции мотивированно посчитал, что административным органом не представлено в материалы дела безусловных доказательств, подтверждающих факт того, что ООО "Разрез "Аршановский" осуществляет добычу подземных вод из того же водоносного горизонта (С1-2), который используется для централизованного водоснабжения при заборе воды скважиной N 11045. Кроме того, общество имеет право на использование для собственных нужд подземных вод без лицензии, так как выполняет условия, предусмотренные статьей 19 Закона о недрах.
В связи с неправомерным привлечением общества к административной ответственности постановление административного органа было признано незаконным и отменено.
Не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, заявитель кассационной жалобы считает неверной оценку судом апелляционной инстанции заключения, изложенного в письме Хакасского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу", основанного, по мнению заявителя, на информации в паспортах водозаборов, без учёта иных первичных документов.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут. Суд апелляционной инстанции исходил из оценки всей совокупности доказательств, имеющихся в деле, что соответствует требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, по запросу общества Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Федерального агентства по недропользованию письмом N 15/1113 от 03.11.2016 направил в адрес ООО "Разрез "Аршановский" заключение Хакасского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" о водоносных горизонтах, эксплуатируемых МУП "Тепло" (лицензия АБН 00550ВЭ) и ООО "Разрез "Аршановский" (водозаборные скважины). Из указанного заключения от 02.11.2016 N 90-538 следует, что согласно рабочей Легенды к гидрогеологической карте листа N-46ХХ, на территории испрашиваемого участка недр выделены следующие гидрогеологические подразделения: средне-верхнеплейстоценовый водоносный аллювиальный горизонт (аQII-III); нижне-среднекаменноугольный относительно водоносный горизонт (С1-2); нижнекаменноугольный водоносный комплекс (С1). На рассматриваемой территории нижнекаменноугольный водоносный комплекс (С1) перекрывает сверху нижне-среднекаменноугольным относительно водоносным горизонтом (С1-2). На основании вышеизложенной информации, водозаборная скважина N 11045, расположенная в с. Аршаново, и скважины N 26 и N 26/2, расположенные в зоне деятельности ООО "Разрез Аршановский", эксплуатируют различные водоносные горизонты.
Аналогичный ответ дан Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Федерального агентства по недропользованию (письмо от 16.11.2016 N 04-04/5480) прокуратуре Республике Хакасия.
По результатам оценки данных доказательств суд апелляционной инстанции указал, что организации, которые делали соответствующие выводы, не посчитали невозможным прийти к этим выводам в связи с непредставлением каких-либо документов, Департамент по недропользованию является компетентным органом в части представления геологической информации о недрах (пункты 5.2.1, 5.2.2, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.8, 6.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293); административный орган не представил соответствующих доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы специалистов.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из части 7 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции о недоказанности эксплуатации обществом скважин, которые осуществляют водозабор из единого водоносного слоя (из которого осуществляется централизованное водоснабжение с. Аршаново), основаны на оценке всех имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу его полномочий (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) нет оснований для переоценки доказательств по делу.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации).
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит определенных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2017 года по делу N А74-8403/2016 Арбитражного суда Республики Хакасии оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.