г. Красноярск |
|
13 июня 2017 г. |
Дело N А74-8403/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" июня 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский"): Березиной Ю.П., представителя на основании доверенности от 05.09.2016 N 75, паспорта; Летуева К.В., представителя на основании доверенности от 16.01.2017 N 8, паспорта;
от административного органа (Управления Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия): Хаткевича Р.М., представителя на основании доверенности от 28.09.2016 N ОК-3635, паспорта; Рипского Г.Д., представителя на основании доверенности от 09.08.2016 N ОК-2930, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "25" ноября 2016 года по делу N А74-8403/2016,
принятое судьей Тутарковой И.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский" (ИНН 1901104455, ОГРН 1111901004797) (далее - заявитель, общество, ООО "Разрез Аршановский") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (ИНН 1901064467, ОГРН 1041901013110) (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 01.07.2016 N Н-019-п-101-16 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.08.2016 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "25" ноября 2016 года по делу N А74-8403/2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Разрез Аршановский" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить. В апелляционной жалобе общество ссылается на следующие обстоятельства:
- вывод суда первой инстанции о том, что начало течения срока давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 10.05.2016, т.е. со дня, когда работник административного органа Мутин Н.В. дал квалификацию нижне-среднекаменноугольному и нижнекаменноугольного водоносных горизонтов, является противоречивым и не подтверждается материалами дела; по состоянию на 01.04.2016 административный орган, а по состоянию на 04.04.2016 прокуратура обладали достоверной информацией об использовании обществом подземных вод без лицензии; таким образом, датой обнаружения правонарушения является 01.04.2016, самое позднее 06.04.2016, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления, истек;
- судом первой инстанции не исследовано наличие/отсутствие в действиях общества субъективной стороны вменяемого правонарушения;
- суд первой инстанции, основывая свои выводы на сводном отчете с подсчетом запасов для открытых работ по состоянию на 01.01.1970 г. Черногорская ГРП 1963-1969 не учел, что объектом исследования сводного отчета явилось Бейское каменноугольное месторождение; судом не разрешен вопрос о месте нахождения водозаборов N 11045, N 26, N 26/2, которые находятся за пределами указанного месторождения;
- скважина 11045, расположенная в с. Аршаново, и скважины 26 и 26/2, расположенные в зоне деятельности ООО "Разрез Аршановский" эксплуатируют различные водоносные горизонты;
- обществом правомерно на основании статьи 19 Закона "О недрах" использовался водный горизонт С1-2;
- судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что правоустанавливающие документы на водозаборную скважину 11045 отсутствуют, актов приема-передачи между МУП "Тепло" и Аршановским сельским советом не подписывалось;
- судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что скважины 26 и 26/2 находятся за пределами горного отвода, отведенного МУП "Тепло" по Лицензии АБН N 00550 ВЭ, на котором происходит водозабор скважиной 11045.
Прокуратура Республики Хакасия, уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя прокуратуры Республики Хакасия.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на изложенные в ней доводы (с учетом дополнительных письменных пояснений).
Представители административного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали, сослались на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
17.02.2016 заместителем прокурора Республики Хакасия принято решение N 7-30-2016 о проведении проверки соблюдения ООО "Разрез Аршановский" федерального законодательства при добыче полезных ископаемых. Срок проверки установлен с 29.02.2016 по 29.03.2016 (т3 л28-29).
Решением от 25.03.2015 N 7-30-2016 заместитель прокурора Республики Хакасия продлил срок проведения проверки до 24.04.2016.
10.05.2016 прокуратурой в адрес общества направлено требование о явке представителя общества 11.05.2016 для дачи пояснений. Указанное требование вручено представителю общества 10.05.2016.
11.05.2016 прокуратурой Республики Хакасия составлен акт, в котором зафиксировано, что для хозяйственно-бытовых целей (мытьё рук, вода в душевых) обществом используется вода из собственной скважины N 26, расположенной на земельном участке, имеющем местоположение: Алтайский район, АОЗТ "Аршановское", 4,6 км. на юго-восток от северо-восточной окраины с. Аршаново, район оз. Турпанье, участок 3; 3,8 км. на восток от северо-восточной окраины с. Аршаново, участок 4; 1 км. на юго-восток от южной границы аала Сартыков, участок 5, земельный участок с кадастровым номером 19:04:070402:112. Указанный участок принадлежит ООО "Разрез Аршановский" на основании договора аренды от 11.09.2015 N 313-09/15, заключённого с ООО "РУТЭК". Данная скважина пробурена на глубину 25,85 м. Кроме того, для технических нужд обществом используется скважина N 26/2, пробуренная на том же земельном участке на глубину 23,99 м. При этом лицензия на право добычи подземных вод у общества отсутствует.
16.05.2016 первым заместителем прокурора Республики Хакасия при участии представителя общества, действующего на основании доверенности, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором отражено, что обществом осуществляется добыча подземных вод из водоносного горизонта, являющегося источником централизованного водоснабжения с. Аршаново, в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности. Данные действия общества квалифицированы по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
16.05.2016 материалы административного дела направлены и.о. прокурора Республики Хакасия в Управление Росприроднадзора.
23.05.2016 старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора определением N Н-019-п-101-16 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 01.06.2015.
Определениями Управления Росприроднадзора от 01.06.2016 N Н-019-п-101-16, от 08.06.2016 N Н-019-п-101-16/2, от 09.06.2016 N Н-019-п-101-16, от 16.06.2016 N Н-019-п-101-16, от 24.06.2016 N Н-019-п-101-16, от 28.06.2016 N Н-019-п-101-16 рассмотрение административного дела откладывалось.
Определением от 30.06.2016 N Н-019-п-101-16 оставлено без удовлетворения заявление ООО "Разрез Аршановский" об отводе.
Определением от 30.06.2016 N Н-019-п-101-16 Управление Росприроднадзора отказало в удовлетворении ходатайства ООО "Разрез Аршановский" о допросе в качестве свидетеля главного гидрогеолога ООО "Минусинская гидрогеологическая партия" по вопросу соотношения гидрогеологических горизонтов в пределах рассматриваемых скважин N26, N26/2 ООО "Разрез Аршановский" и N 11045 МУП "Тепло".
Определением Управления Росприроднадзора от 30.06.2016 N Н-019-п-101-16 рассмотрение административного дела отложено на 01.07.2016.
01.07.2016 уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора в присутствии уполномоченного представителя общества рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено постановление N Н-019-п-16 о привлечении общества к административной ответственности (с учётом определения от 07.07.2016 N Н-019-п-101-16 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок), предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей. Копия постановления получена уполномоченным представителем общества 06.07.2016.
Не согласившись с постановлением, общество в пределах срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из положений статей 25.11, 28.4 КоАП РФ, пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.05.2016 вынесено уполномоченным лицом компетентного органа.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, при надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, и в присутствии уполномоченного представителя общества.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.22 КоАП РФ, пунктом 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, пунктами 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и учреждений, находящихся в ее ведении, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.04.2005 N 115, протокол об административном правонарушении от 19.09.2014 N Н-283-231-14 составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом компетентного органа.
Процедура привлечения к административной ответственности, установленная КоАП РФ, административным органом соблюдена. Оспариваемое постановление отвечает положениям статьи 29.10 КоАП РФ. Законный представитель общества надлежащим образом извещён о месте и времени рассмотрении административного дела, уполномоченный представитель общества участвовал при вынесении постановления.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о том, что административным органом не доказано событие вменяемого обществу административного правонарушения.
В силу статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
Частью 3 статьи 9 ВК РФ установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с преамбулой Закона о недрах указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия является документом, удостоверяющим, право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговорённых условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право лица на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в целях образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентирован Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В соответствии со статьей 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу. Таким образом, для пользования недрами (добычи подземных вод) необходимо получение лицензии.
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьёй 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
В силу пункта 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Соответствие участков недр указанным выше условиям для каждого конкретного региона устанавливается территориальными подразделениями Роскомнедра совместно с органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления. Дополнительные условия, при которых не требуется оформление лицензии (величина предельного отбора подземных вод, размеры земельных участков для водоснабжения которых используются подземные воды и т.д.), определяются аналогичным образом.
Вместе с тем из содержания данной Инструкции следует, что для разрешения вопроса о наличии или отсутствии обязанности по получению соответствующей лицензии на добычу подземной воды необходимо установление категории водоносного горизонта и наличие или отсутствие добычи или ее возможной добычи из горизонта, которым пользуется указанное лицо, для добычи воды населению, то есть являться источником централизованного водоснабжения.
В ходе проведения проверки установлено и лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривается, что общество использует для хозяйственно-бытовых целей (мытье рук, вода в душевых) воду, добываемую из скважин N 26 и N 26/2, расположенных на земельном участке, имеющем местоположение: Алтайский район, АОЗТ "Аршановское", 4,6 км на юго-восток от северовосточной окраины с. Аршаново, район оз. Турпанье, участок 3; 3,8 км на восток от северовосточной окраины с. Аршаново, участок 4; 1 км на юго-восток от южной окраины аала Сартыков, участок 5, земельный участок с кадастровым номером 19:04:070402:112. Земельный участок находятся в аренде и относятся к землям промышленного назначения.
На указанные скважины представлены паспорта водозабора (т. 4 л.д. 124-130, 134-143), составленные ООО "Минусинская гидрогеологическая партия". Согласно указанным паспортам скважины N 26 и N 26/2 пробурены в 2015 году на относительно водоносный нижне-среднекаменноугольный горизонт С1-2 (второй горизонт от поверхности земли), состоящий из песчаника серого и песчаника серого трещиноватого, на глубину 25,85 м. (т.4, л.д. 127) и 23,99 м. (т.4, л.д. 137) соответственно.
В селе Аршаново забор воды для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения осуществляется скважиной N 11045 по адресу: с. Аршаново, ул. Ленина, 69. Водонапорная башня и водотрасса (водопроводные сети) с. Аршаново, при помощи которых обеспечиваются социально значимые объекты села (школа, детский сад, дом культуры, администрация сельсовета), переданы по договору от 30.06.2008 б/н (с учётом дополнительного соглашения N3 от 01.01.2016) (т.5 л.д. 26-37) в оперативное управление МУП "Тепло".
МУП "Тепло" имеет лицензию на пользование недрами серии АБН N 00550 ВЭ (т.8, л.д. 16-33) с целевым назначением: добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Аршаново. Забор воды осуществляется из скважины N 11045. Согласно паспорту централизованного хозяйственно-питьевого водозабора скважины N11045, составленному в 2008 году ОАО "СибНИиПИ землеустройства и мелиорации", рассматриваемая скважина эксплуатируется с 1976 года (т. 4 л.д. 93-118). В разделе паспорта "Геолого-технический разрез и конструкция скважины N 11045 МУП "Тепло" в колонке "литологический разрез и конструкция скважины" (т.4 л.д. 101) указано, что скважина пробурена на глубину 65 м до пород - трещиноватые алевролиты. Возраст этих пород указан индексом С1 (нижний карбон или нижний каменноугольный ярус).
Согласно пункту 3.1 паспорта водозабора эксплуатируемый водоносный комплекс - нижнекаменноугольный водоносный комплекс (С1), залегающий вторым от поверхности земли, водовмещающие породы: трещиновые алевролиты (т.4, л.д. 97). Вода из скважины с помощью электропогружного насоса подается в водонапорную башню, далее в распределительную сеть (т.4 л.д. 99).
По результатам проверки административный орган пришёл к выводу о том, что скважины (N 26 и N 26/2), используемые ООО "Разрез "Аршановский", осуществляют добычу подземных вод из того же водоносного горизонта (вторым от поверхности земли), который используется для централизованного водоснабжения при заборе воды скважиной N 11045, в связи с чем обществом допущено нарушение, выразившееся в пользовании недрами без лицензии.
Вместе с тем, административный орган, делая вывод о добыче подземных вод из того же водоносного горизонта, в оспариваемом постановлении не мотивирует и суду не представляет соответствующих пояснений, почему в лицензии и паспорте по скважине N 11045 указан горизонт - водоносный нижнекаменноугольный комплекс С1, а в паспортах по скважинам N 26 и N 26/2 указан горизонт - водоносный нижнесреднекаменноугольный горизонт С1-2.
По запросу общества Департамент по недропользованию по Центрально-Сибрскому округу Федерального агентства по недропользованию письмом от 03.11.2016 N 15/1113 (т. 8, л.д. 9) направил в адрес ООО "Разрез Аршановский" заключение Хакасского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" о водоносных горизонтах, эксплуатируемых МУП "Тепло" (лицензия АБН 00550ВЭ) и ООО "Разрез Аршановский" (водозаборные скважины). Из указанного заключения от 02.11.2016 N 90-538 (т. 8, л.д. 7-8) следует, что согласно рабочей Легенды к гидрогеологической карте листа N-46ХХ, на территории испрашиваемого участка недр, выделены следующие гидрогеологические подразделения: средне-верхнеплейстоценовый водоносный аллювиальный горизонт (аQII-III); нижне-среднекаменноугольный относительно водоносный горизонт (С1-2); нижнекаменноугольный водоносный комплекс (С1). На рассматриваемой территории нижнекаменноугольный водоносный комплекс (С1) перекрывает сверху нижне-среднекаменноугольным относительно водоносным горизонтом (С1-2). На основании выше изложенной информации, водозаборная скважина N 11045, расположенная в с. Аршаново и скважины N 26 и N 26/2, расположенные в зоне деятельности ООО "Разрез Аршановский", эксплуатируют различные водоносные горизонты.
Аналогичный ответ дан Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибрскому округу Федерального агентства по недропользованию (письмо от 16.11.2016 N 04-04/5480 - т.8, л.д. 1-3) прокуратуре Республике Хакасия.
Суд первой инстанции отнесся к указанным доказательствам критически, поскольку изложенные в них выводы основаны только на информации, отраженной в паспортах водозаборов и государственной гидрогеологической карте, без учета иных первичных документов. Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанным выводом, поскольку организации, которые делали соответствующие выводы, не указали на невозможность прийти к соответствующим выводам в связи с непредставлением еще каких-либо документов. Департамент по недропользованию по Центрально-Сибрскому округу Федерального агентства по недропользованию является компетентным органом о предоставлении геологической информации о недрах (пункты 5.2.1, 5.2.2, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.8, 6.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293). В свою очередь административный орган не представил соответствующих доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы специалистов.
Заявителем в материалы дела представлен геологический разрез (вертикальный) по линии скважин (т. 7, л.д. 28) из которого видно, что на участке водозабора скважины N 11045 имеется только два горизонта: средне-верхнеплейстоценовый водоносный аллювиальный горизонт (аQII-III) и нижнекаменноугольный водоносный комплекс (С1). Указанная информация также подтверждается паспортом скважины N 11045 (т.4, л.д. 29), в связи с чем и указана ссылка на второй от поверхности земли горизонт. Таким образом, нижне-среднекаменноугольным относительно водоносный горизонт (С1-2) в месте скважины N 11045 отсутствует, учитывая наклонное залегание горизонтов.
Общество также ссылается на письмо ООО "Минусинская гидрогеологическая партия" N 32 от 30.06.2016 (т.4 л.д.33-38), в котором главный гидрогеолог указанной организации делает вывод о том, что скважинами общества были вскрыты отложения черногорской свиты среднекаменноугольного возраста, которые относятся к нижне-среднекаменноугольному относительно водоносному горизонту (С1-2), в то время как скважина в с. Аршаново согласно лицензии, выданной МУП "Тепло" (т.3, л.д. 59-61, т. 4, л.д. 87-89), и паспорту скважины (т.4, л.д. 21-32), эксплуатирует нижнекаменноугольный относительно водоносный горизонт (С1). При этом основанием для данных выводов значится государственная гидрогеологическая карта РФ масштаба 1:200000 лист N-46-XX (схема корреляции гидрогеологических подразделений докайнозойских пород) (т.4, л.д. 161-166), которая одобрена НРС МПР России при ВСЕГИНГЕО согласно выписке из протокола N 5 заседания от 30.09.1999 (т.4, л.д. 167).
Административный орган же в своих доводах ссылается на:
- "Сводный отчет с подсчетом запасов для открытых работ по состоянию на 01.01.1970 Черногорская ГРП 1963-1969 гг." "Бейское каменноугольное месторождение Минусинского бассейна" (т.6 л.д. 2-297),
- геологоразведочный план Бейского месторождения инв. 017028 от 29.05.1970 (т.4, л.д. 150-155, т.7, л.д. 88),
- схематическую гидрогеологическую карту участка Аршановский-1 инв. 017028 от 29.05.1970 (т.7, л.д. 15),
- геолого-стратиграфический разрез по II поисковой линии инв. 017028 от 29.05.1970 (т. 4, л.д. 156-160, т. 7, л.д. 14),
- гидрогеологический разрез по режимному створу Аршановский-I инв. 087028 от 29.05.1970 (т.7, л.д. 30),
- легенду к государственной гидрогеологической карте РФ масштаба 1:200000 лист N 46-XX (схема корреляции гидрогеологических подразделений докайнозойских пород) (т. 4, л.д. 161-166, т. 7 л.д. 17-18), которая одобрена НРС МПР России при ВСЕГИНГЕО согласно выписке из протокола N 5 заседания от 30.09.1999 (т.4, л.д. 167).
Указанные документы, по мнению административного органа, позволяют сделать вывод о том, что нижне-среднекаменноугольный относительно водоносный горизонт, приуроченный к сохкельской, сарской и черногорской свитам, распространен как непосредственно на территории построенных водозаборных скважин N 26 и N 26/2 ООО "Разрез "Аршановский", так и на всей территории с. Аршаново.
Вместе с тем, на геолого-стратиграфический разрез по II поисковой линии (т.7, л.д.14), являющемся графическим материалом Сводного отчета, административный орган самостоятельно нанес II поисковую линию и скважину N 11045. В графических материалах Сводного отчета отсутствуют разведочные линии, проходящие через скважину N 11045, что подтверждается геолого-разведочным планом (т.7, л.д. 26). Из геолого-разведочного плана следует, что II поисковая линия, на которую административный орган самостоятельно и предположительно вынес скважину N 11045, находится на расстоянии 3,9 км от самой скважины N 11045.
В связи с чем является необоснованным распространение гидрогеологической обстановки II поисковой линии на территорию скважины N 11045.
Вывод административного органа об использовании скважиной N 11045 нижне-среднекаменноугольного относительно водоносного горизонта С1-2 основан на анализе свит и вмещающих в них пород, распространенных в с. Аршаново. В оспариваемом постановлении административный орган указывает, что на территории села Аршаново распространена сокхельская, сарская и черногорская свиты; в паспорте на скважину N 11045 в разделе "Геолого-технический разрез и конструкция скважины" (т. 4, л.д. 29) указано, что скважина пробурена до геологического подразделения с индексом О, что соответствует сокхельской свите. По мнению административного органа наличие алевролитов в скважине N 11045 соответствует перечню пород, слагающих сокхельскую свиту.
Вместе с тем согласно схеме корреляции гидрогеологических подразделений докайнозойских пород (Лист N 46-ХХ) Легенды к гидрогеологической карте (т. 4, л.д. 164), гидрогеологическому подразделению "Нижне-среднекаменноугольный относительно водоносный горизонт С1-2" соответствуют свиты: черногорская, сарская, сокхельская. Литолого-петрографическая характеристика Сокхельской свиты представлена: алевролитами, песчаниками, гравилатами, конгломератами. Гидрогеологическому подразделению "Нижнекаменноугольный водоносный комплекс С1" соответствуют свиты: подсиньская, байновская, ямкинская, соломенская. Литолого-петрографическая характеристика Байновской свиты представлена: песчаниками, алевролитами, прослоями туфов, туффитов, гравелитов.
Согласно Сводному отчету с подсчетом запасов для открытых работ по состоянию на 01.01.1970 Черногорская ГРП 1963-1969 гг., подсиньская, байновская, ямкинская свиты сложены набором пород, в т.ч. алевролиты (т. 6, л.д. 57).
Таким образом, алевролиты присутствуют как в нижне-среднекаменноугольном относительно водоносном горизонте С1-2, так и в нижнекаменноугольном водоносном комплексе С1. В связи с чем, является недостоверным вывод административного органа о том, что алевролиты в скважине N 11045 соответствует перечню пород, слагающих свиту, которая приурочена к горизонту С1-2.
Из заключения Хакасского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" от 17.03.2016 N АО-99 (т.2, л.д. 30) следует, что скважиной N 11045 глубиной 65 м эксплуатируются подземные воды водоносного нижнекаменноугольного комплекса (С1).
Административный орган также ссылается на гидрогеологический разрез по режимному створу Аршановский-1 (т.7, л.д. 29-30, т. 4, л.д. 75-85), обосновывая наличие водоносного горизонта С1-2 в скважине N 11045.
Согласно пояснениям общества от 13.03.2017, из указанного разреза следует, что скважины, расположенные на территории угольного месторождения (скважины 411 - 537, у оснований которых указаны черным цветом угольные пласты) исследованы глубины от 98 м. до 458 м. Скважины 592 - 595 (находящиеся за пределами угольного месторождения) исследованы глубины 2,90 м. - 10,2 м. При этом скважина N 11045 пробурена на глубину 65 м. (т. 4, л.д. 23, 29). За пределами Бейского каменноугольного месторождения, обозначенными на гидрогеологическом разрезе по режимному створу Аршановский-1, ни водоносный горизонт С1-2, ни водоносный комплекс C1 не изучались.
Кроме того, из сводного отчета (т. 6) не следует, что территория с. Аршаново входила в состав разведанного Бейского месторождения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не представлено в материалы дела безусловных доказательств, подтверждающих факт того, что ООО "Разрез "Аршановский" осуществляет добычу подземных вод из того же водоносного горизонта (С1-2), который используется для централизованного водоснабжения при заборе воды скважиной N 11045.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имеет право на использование для собственных нужд подземных вод без лицензии в связи с выполнением условий, предусмотренных статьей 19 Закона о недрах:
- место расположения скважин N 26 и N 26/2 находится в пределах арендованного обществом земельного участка, что не оспаривается административным органом;
- соблюдается условие о том, что воды не числиться на государственном балансе, что подтверждается заключением Хакасского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" от 17.03.2016 N АО-99 об отсутствии утвержденных запасов подземных вод в пределах земельного отвода (т.5, л.д.51);
- объем извлечения подземных вод не превышает 100 куб.м. в сутки, что не оспаривается административным органом и подтверждается Журналами учета водозабора (т.4, л.д. 49-52);
- водоносный горизонт (С1-2) не является источником централизованного водоснабжения и расположен над водоносным горизонтом, являющимся источником центрального водоснабжения (С1), что подтверждается заключением Хакасского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" от 02.11.2016 N 90-538 (т. 8, л.д. 7-8).
Доказательств обратного административным органом не представлено.
Таким образом, недоказанность события вменяемого правонарушения свидетельствуют о неправомерности привлечения ООО "Разрез "Аршановский" к административной ответственности и незаконности вынесения Управлением Росприроднадзора постановления от 01.07.2016 N Н-019-п-101-16 о назначении административного наказания (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оцениваются судом апелляционной инстанции, поскольку при недоказанности административным органом события вменяемого административного правонарушения не имеют правового значения. Недоказанность события административного правонарушения исключает привлечение к административной ответственности независимо от наличия иных оснований.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" ноября 2016 года по делу N А74-8403/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия от 01.07.2016 N Н-019-п-101-16 о назначении административного наказания.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-8403/2016
Истец: ООО "РАЗРЕЗ АРШАНОВСКИЙ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия
Третье лицо: Прокурор Республики Хакасия