город Иркутск |
|
17 ноября 2017 г. |
Дело N А19-16685/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепикова М.А.,
судей: Звечаровской Т.А., Рудых А.И.,
с участием представителя министерства финансов Иркутской области Клеофастова Богдана Петровича (доверенность от 30.12.2016, служебное удостоверение), представителя администрации города Иркутска Меренковой Натальи Юрьевны (доверенность от 31.05.2017, паспорт), представителя министерства финансов Российской Федерации Талаева Дмитрия Викторовича (доверенность от 15.11.2016, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2017 года по делу N А19-16685/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Грибещенко Г.Н., суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Бушуева Е.М., Макарцев А.В.),
установил:
администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, г. Иркутск, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г. Москва) и Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, г. Иркутск, далее - ответчик) о взыскании компенсации расходов на приобретение жилых помещений для инвалидов в сумме 6 491 529 рублей.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, г. Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 года, исковые требования к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области удовлетворены полностью. Производство по требованию к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации прекращено в связи с отказом администрации от иска.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - пункта 3 статьи 125, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 и 28.2 Федерального закона от 21.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации", просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в данном случае не является главным распорядителем бюджетных средств, возложение на Иркутскую область в лице министерства финансов Иркутской области обязанности по компенсации убытков невозможно.
По мнению ответчика, судами не рассмотрен вопрос о том, какими именно заболеваниями страдали граждане, которым были предоставлены жилые помещения. Данный вопрос имеет принципиальное значение, поскольку в спорный период законодательством финансирование мер социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больным туберкулезом не отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Ответчик указывает, что администрация должна самостоятельно нести расходы на приобретение жилого помещения для гражданина Умпелева В.К. ввиду того, что жилое помещение истцом было приобретено в отсутствие судебного решения.
В судебном заседании 16.11.2017 представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал, представитель истца возражала против удовлетворения кассационной жалобы, представитель министерства финансов Российской Федерации вопрос об удовлетворении кассационной жалобы оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование о взыскании убытков, понесенных истцом в связи с обеспечением граждан-инвалидов жилыми помещениями.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании вступивших в законную силу решений районных судов на администрацию возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенные жилые помещения гражданам Разгильдееву А.А., Прошеву В.В., Бахрунову В.Е, являющимся инвалидами с диагнозами, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Перечень тяжелых форм хронических заболеваний), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 378).
Во исполнение указанных решений на основании муниципальных контрактов администрация приобрела за счет средств местного бюджета соответствующие жилые помещения и предоставила их по договорам социального найма названным выше лицам.
Кроме того, на основании договора купли-продажи от 23.07.2013 администрация за счет средств местного бюджета приобрела жилое помещение, которое предоставила в пользование по договору социального найма от 08.11.2013 N 02046 Умпелеву К.Т., являющемуся инвалидом с диагнозом, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний.
Общая сумма расходов администрации на приобретение жилых помещений составила 6 491 529 рублей.
Ссылаясь на то, что указанные расходы не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования за счет средств Иркутской области, суды исходили из того, что приобретение спорных жилых помещений для лиц, вставших на учет после 01.01.2005, страдающих заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, относится к расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации N 378, граждане Разгильдеев А.А., Бахрунов В.В., Прошев В.В., Умпелев К.Т отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Распределение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Российской Федерации по финансированию социальной поддержки инвалидов путем предоставления им жилой площади регулируется статьей 17 и статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Установление лица, к чьим расходным обязательствам относится компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием на обеспечение жилья инвалидов, имеющих право на его внеочередное получение, производится с учетом конкретных обстоятельств дела и действующих в спорный период норм федерального и регионального законодательства.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (решения Кировского районного суда г. Иркутска от 28.05.2012 по гражданскому делу N 2-2049/2012 и от 02.08.2012 по гражданскому делу N 2-2692/2012; решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 13.09.2012 по гражданскому делу N 2-3401/2012; муниципальные контракты от 11.04.2013 N 010-64-000517/3, N 010-64-000514/3 и N 010-64-000518/3; договор купли-продажи от 23.07.2013; выписку из распоряжения заместителя мэра - председателя Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска N 604-02-45/12; справку Иркутского областного психоневрологического диспансера от N 2771 от 07.10.2013), суды установили, что Разгильдеев А.А., Бахрунов В.В., Прошев В.В. и Умпелев К.Т относятся к категории граждан, указанной в Положении о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 08.09.2011 N 265-пп. Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Согласно положению о министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120пп, ответчик является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
Судами установлено, что выделенные Иркутской области в 2011-2013 годах средства субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные в федеральном бюджете, были распределены в полном объеме, возвратов средств субвенций в федеральный бюджет не было, при этом понесенные истцом расходы по предоставлению жилых помещений инвалидов не возмещены. При таких обстоятельствах возложение обязанности по компенсации убытков на Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области является обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суды не исследовали вопрос о том, какими именно заболеваниями страдали граждане, которым были предоставлены жилые помещения, отклоняется, поскольку судами установлено, что все указанные граждане статус инвалида получили после 01.01.2005 в связи с наличием заболеваний, установленных документами Иркутского областного психоневрологического диспансера. Следовательно, довод ответчика о наличии у граждан заболеваний, связанных с туберкулезом, противоречит установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Тот факт, что администрация понесла расходы на приобретение жилья для Умпелева К.Т. не в связи с исполнением судебного акта правового значения не имеет, поскольку социальные выплаты на приобретение жилого помещения инвалидам с диагнозом, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, подлежат финансированию Иркутской областью. Указанное обстоятельство не освобождает Иркутскую область от исполнения своей обязанности и возмещения истцу расходов на приобретение жилого помещения для Умпелева К.Т.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Поскольку заявитель кассационной жалобы на основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, то на основании пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 46 от 11.07.2014 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственная пошлина за рассмотрение жалобы не взыскивается.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2017 года по делу N А19-16685/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.