город Иркутск |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А74-7523/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении помощником судьи Слободчиковой О.А. протокола открытого судебного заседания, проводимого с использованием веб-конференции,
при участии представителей: общества с ограниченной ответственностью "Карлыган" - Чеботарева В.А. (доверенность от 20.09.2023, диплом), Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия - Бурушкиной Н.А. (доверенности от 15.02.2023 и от 01.01.2024 N 1, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 августа 2023 года по делу N А74-7523/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карлыган" (далее - общество, ООО "Карлыган") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды РХ) о признании незаконными действий по выдаче заданий на сплошную вырубку леса автономному учреждению Республики Хакасия "Леса Хакасии", оформленными приказами от 24.12.2021 N 010-2048-пр, от 30.09.2022 N010-711-пр, в отношении земельного участка с кадастровым N 19:10:130701:36, переданного ООО "Карлыган" по договору аренды лесного участка от 18.04.2008 N 31.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено автономное учреждение Республики Хакасия "Леса Хакасии" (далее - учреждение, АУ РХ "Леса Хакасии").
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство лесного хозяйства Республики Хакасия (далее - Минлес РХ).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2023 года, требование удовлетворено.
Минлес РХ в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 19, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ), приказ Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (далее - Приказ N 72)), несоблюдение норм процессуального права (статьи 4, 198, 260 АПК РФ), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы: Минприроды РХ имело право на передачу государственного задания с объемом поименованных работ учреждению и оспариваемые действия осуществлены в рамках полномочий главного распорядителя бюджетных средств по отношению к своему подведомственному учреждению, а не в рамках публичных полномочий по отношению к обществу; доказательства нарушения прав общества действиями Минприроды РХ в деле отсутствуют; лесное законодательство не предусматривает каких-либо уведомлений арендатора, понуждения его к осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий (СОМ), особенно, если они не запланированы в представленном им проекте освоения лесов, а основания для внесения в него таких изменений отсутствовали.
Минлес РХ указывает на нарушение апелляционным судом его права на участие в судебном заседании, выразившееся в непринятии во внимание его ходатайство об участии в судебном заседании посредством веб-конференции и не предоставление соответствующего доступа.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность, указало на свое согласие с обжалуемыми судебными актами.
Минприроды РХ о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ (информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
ООО "Карлыган" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.02.2001 с основным видом деятельности - "охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях".
Обществу на основании договора от 18.04.2008 N 31 (далее - договор аренды) с 18.04.2008 по 02.03.2031 предоставлен в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью 20 000 га, расположенный в Республике Хакасия, муниципальное образование Усть-Абаканский район, кварталы 38-43, 51-54, 59-61, 72-74, 77, 78, 82, 87, 88, 93, 94, частично 44, 55, 62, 75, 79, 83, 89 Усть-Бюрского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества, номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре) 3-2008-04 (далее - спорный лесной участок).
Согласно подпункту "ж" пункта 11 договора аренды арендатор обязан осуществлять СОМ, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объеме и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6.
На основании охотхозяйственного соглашения N 4 от 02.11.2010 общество (охотопользователь) обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Республики Хакасия обязуется предоставить в аренду с 02.11.2010 по 02.11.2043 земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно соглашению.
В пункте 2.2.3 указанного соглашения отражены сведения о представленном обществу в аренду спорном лесном участке.
Приказом Минприроды РХ от 08.05.2019 N 010-650-пр утверждён проект освоения лесов, переданных в аренду ООО "Карлыган" с целью осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в пунктах 5.2 и 5.3 которого отражены сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса и мероприятия по лесовосстановлению. Данным приказом также утверждено положительное заключение экспертной комиссии при Минприроде РХ на срок действия лесохозяйственного регламента Усть-Бюрского лесничества по указанному проекту.
В абзаце 3 пункта 5.2 проекта освоения лесов отражено, что с целью своевременного обнаружения вредителей и болезней, других признаков неблагополучного состояния лесов, а также проведения мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, обеспечивающих оперативную локализацию или ликвидацию появившихся очагов, проектируется на предстоящий ревизионный период комплекс СОМ, которые должны осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах" (утратило силу с 01.01.2021, с указанной даты действуют Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047), приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" (действовал до 31.12.2020, с 01.01.2021 действует Порядок проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденный приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910).
Из содержания проекта освоения лесов судами установлено: на лесном участке, переданном в аренду обществу, имеется более 28 видов животных, занесенных в Красную книгу России и Республики Хакасия; в пункте 5.2 СОМ и истребительные мероприятия не запланированы; рубка лесных насаждений на арендуемом участке, при использовании лесов с целью осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства проводиться не будет (подраздел 7.4 проекта освоения лесов).
В связи с проведением в 2019-2020 годах на территории Усть-Бюрского участкового лесничества в кварталах 39, 42 лесопатологических обследований лесных насаждений, составлением по результатам этих исследований актов о назначении СОМ в виде сплошной санитарной рубки с целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия, Минприроды РХ приказами от 24.12.2021 N 010-2048-пр, от 29.04.2022 N010-311-пр, от 30.09.2022 N010-711-пр (приложения к ним - государственные задания N 4, N 5 и N 6) утверждены нормативы затрат на выполнение государственного задания для автономных учреждений Республики Хакасия на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе для АУ РХ "Леса Хакасии" по проведению сплошных санитарных рубок, в том числе, на арендованном обществом лесном участке, в связи с чем 29.04.2022 Минприроды РХ (продавец) и АУ РХ "Леса Хакасии" (покупатель) заключили договоры купли-продажи лесных насаждений, по условиям которых продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателя для заготовки древесины в соответствии с частью 3 статьи 29.1 ЛК РФ, а покупатель обязуется принять лесные насаждения и внести за них плату в общей сумме 1 449 180 рублей 07 копеек.
Согласно условиям данных договоров: они заключены, в том числе на выполнение государственного задания от 24.12.2021 N 4 (пункт 1); местом положения лесных насаждений, подлежащих рубке, указаны: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, квартал 39 выделы 17, 18 и квартал 42 выделы 4, 6, 8, 9 (пункт 2); форма рубки - сплошная, вид рубки - санитарная (пункт 5).
Полагая указанные действия Минприроды РХ по выдаче заданий на сплошную вырубку леса АУ РХ "Леса Хакасии", оформленными приказами от 24.12.2021 N 010-2048-пр, от 30.09.2022 N 010-711-пр, в отношении спорного лесного участка, переданного ООО "Карлыган" по договору аренды, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования, суды исходили из доказанности обществом фактов: незаконности оспариваемых действий и нарушения ими прав и законных интересов общества.
Суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает, исходя из следующего.
Положениями части 1 статьи 19 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2021) закреплена обязанность осуществлять мероприятия по сохранению лесов органами государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ.
С 01.01.2022 мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (часть 2 статьи 19 ЛК РФ в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ).
Частью 1 и частью 2 статьи 60.7 ЛК РФ установлено: мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов (профилактические мероприятия по защите лесов; СОМ, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений; другие определенные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятия) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с пунктами 24-26 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 912 (далее - Правила N 912) СОМ проводятся с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, борьбы с вредителями и болезнями леса, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
К СОМ относятся: рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке).
Согласно пункту 27 Правил N 912 планирование объемов СОМ отражается в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственном регламенте лесничества на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и (или) лесопатологического обследования.
Пунктом 3 Правил N 912 установлено, что СОМ на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов; на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду уполномоченными органами.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, утвержденных приказом Минприроды России от 12.12.2017 N 661 лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны: осуществлять предусмотренные частью 1 статьи 60.7 ЛК РФ мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047) предусмотрено проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов - на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Пунктом 10 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (утвержден приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72, далее - Состав регламентов N 72) разработка таких регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Состава регламентов N 72).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 Состава регламентов N 72 внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований.
Согласно пунктам 17 и 18 Состава регламентов N 72 внесение изменений в лесохозяйственные регламенты по результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным.
При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов.
Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава регламентов N 72.
Пунктом 32 состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа, утвержденного приказом Минприроды России от 16.11.2021 N 864 (действует с 01.03.2023, далее - Приказ N 864), установлено, что внесение изменений в проект освоения лесов необходимо: при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, если такие изменения влияют на возможность осуществления разрешенного вида использования лесов (целевого назначения лесов, возрастов рубок, установленного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, сроков использования лесов, разрешенного вида использования лесов); при изменении существенных условий договора аренды, условий постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, условий установления сервитута, условий осуществления публичного сервитута; - при внесении изменения в государственный лесной реестр по результатам государственного мониторинга воспроизводства лесов; по итогам мероприятий лесоустройства, проведенных в границах лесничества, внесенных в государственный лесной реестр; при планировании и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.
Изменения в проект освоения лесов, связанные с планированием и проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, вносятся на основании утвержденных актов лесопатологического обследования с учетом установленного ежегодного объема заготовки древесины.
Внесение изменений в проект освоения лесов в иных случаях возможно по инициативе лиц, использующих леса.
Для внесения изменений в проект освоения лесов разрабатывается дополнение к проекту освоения лесов с новыми данными по изменяемым мероприятиям и объемам, при этом если изменяется таблица, то она приводится полностью с учетом новых данных. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом N 864 для разработки проекта освоения лесов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ликвидация лесопользователями, в том числе арендаторами на предоставленных в аренду лесных участках, очагов вредных организмов, а также предупреждение распространения вредных организмов путем рубки деревьев осуществляется в следующем порядке: 1) составление акта лесопатологического обследования, подлежащего размещению на сайте уполномоченного органа и направлению в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства; 2) внесение изменений в государственный лесной реестр; 3) внесение изменений в лесохозяйственный регламент лесничества; 4) внесение изменений в проект освоения лесов; 5) внесение изменений в договоры аренды лесных участков.
Исходя из положений указанных норм права, суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
В пункте 2.4 лесного плана Республики Хакасия (действует с 01.01.2019 по 31.12.2028) отражено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются на лесных участках, предоставленных в аренду, производится лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Спорный лесной участок предоставлен в аренду обществу, и на основании указанных выше положений ЛК РФ, Правил N 912, Правил N 2047 и лесного плана Республики Хакасия СОМ могут быть осуществлены только им, как лицом, использующим леса, на основании проекта освоения лесов.
Минлес РХ после утверждения в 2019-2020 годах актов лесопатологических обследований, не уведомив общество о необходимости внесения изменений, в том числе, в проект освоения лесов и договор аренды лесного участка, выдал третьему лицу задания на сплошную вырубку леса, что является нарушением вышеуказанных положений ЛК РФ, Правил N 912, Правил N 2047, Состава регламентов N 72, Состава проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды Хакасии от 08.05.2019 N010-650-пр проекта освоения лесов.
Общество использует спорный лесной участок для ведения охотничьего хозяйства (пункт 4 договора аренды и приложение N 3 к нему) и в соответствии с пунктом 1.1 охотхозяйственного соглашения от 02.11.2010 N 4 обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры.
Общество указывало на то, что произведённая на основании оспариваемых разрешений сплошная вырубка леса на участке, который находится у него аренде и на котором не должна производиться вырубка леса, нарушает его право на осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, произвольная вырубка в местах, не согласованных с обществом, влечёт разрушение мест обитания животных и птиц, в том числе особо охраняемых, нарушаются миграционные пути, уничтожаются создававшиеся в течение многих лет места подкормки животных.
До обращения в суд общество просто просило предварительно согласовывать с ним места предстоящих порубок, в чем ему было отказано.
АУ РХ "Леса Хакасии", осуществлявшее деятельность по проведению сплошных санитарных рубок, получило от этой деятельности доходы: в виде субсидий из республиканского бюджета и в виде доходов от продажи заготовленной древесины. Соответственно, если бы эту деятельность осуществляло общество, которому такое право принадлежит как лицу, арендующему земельный участок и разработавшему проект освоения лесов, эти денежные средства поступили бы в доход общества.
Данные факты подтверждены материалами дела, заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты.
Установленные судами обстоятельства соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при исследовании и оценке которых, а также при распределении между сторонами бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора фактов, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
При толковании положений договоров, соглашений и проекта освоения лесов требования статьи 431 ГК РФ судами соблюдены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обществом не указан способ восстановления нарушенного права, проведение сплошных санитарных рубок леса на спорном лесном участке завершено, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности обществом фактов незаконности оспариваемых действий, нарушения ими прав и интересов общества и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы основаны на правильном толковании приведенных выше норм права, в том числе статей 19, 83 ЛК РФ, статей 1, 11, 12 ГК РФ, Закона N 174 и Приказа N 72 к установленным в настоящем деле фактическим обстоятельствам.
Довод Минлеса РХ о наличии у него полномочия по выдаче заданий на проведение сплошных санитарных рубок третьим лицам в отношении лесных участков, переданных в аренду и имеющих разработанный проект освоения лесов, обоснованно отклонен апелляционным судом, как основанный на неверном толковании положений статей 60.1 и 60.7 ЛК РФ к обстоятельствам настоящего спора с изложением мотивов его непринятия на страницах 13-14 постановления. Основания для иной оценки данного довода у суда круга не имеется.
Довод о том, что апелляционный суд не принял во внимание его ходатайство об участии в судебном заседании посредством веб-конференции и не предоставил соответствующий доступ, отклоняется в силу следующего.
Проведение судебного заседания посредством веб-конференции предполагает соблюдение специально предусмотренного порядка, в том числе обращения в суд с отдельным ходатайством, поданным в электронном виде, о проведении веб-конференции.
Из материалов электронного дела, размещенного в рамках сервиса "Мой арбитр" в сети Интернет http://my.arbitr.ru., судом округа установлено, что ходатайство о проведении онлайн-заседания заявлено Минлесом РХ в тексте апелляционной жалобы, а соответствующее ходатайство о проведении онлайн-заседания в электронном виде посредством заполнения специальной электронной формы в информационной системе "Мой арбитр" с приложением соответствующих документов от общества не поступало, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствовала техническая возможность надлежащим образом рассмотреть и удовлетворить заявленное ходатайство.
При этом суд округа обращает внимание заявителя кассационной жалобы на то, что заявленное надлежащим образом представителем общества Чеботаревым В.А. ходатайство о проведении онлайн-заседания (посредством заполнения специальной электронной формы в информационной системе "Мой арбитр" с приложением соответствующих документов), удовлетворено апелляционным судом, и судебное заседание 04.10.2023 проведено посредством веб-конференции с участием указанного представителя.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, установленных судами фактов не изменяют, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 августа 2023 года по делу N А74-7523/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Минлеса РХ о наличии у него полномочия по выдаче заданий на проведение сплошных санитарных рубок третьим лицам в отношении лесных участков, переданных в аренду и имеющих разработанный проект освоения лесов, обоснованно отклонен апелляционным судом, как основанный на неверном толковании положений статей 60.1 и 60.7 ЛК РФ к обстоятельствам настоящего спора с изложением мотивов его непринятия на страницах 13-14 постановления. Основания для иной оценки данного довода у суда круга не имеется.
...
Из материалов электронного дела, размещенного в рамках сервиса "Мой арбитр" в сети Интернет http://my.arbitr.ru., судом округа установлено, что ходатайство о проведении онлайн-заседания заявлено Минлесом РХ в тексте апелляционной жалобы, а соответствующее ходатайство о проведении онлайн-заседания в электронном виде посредством заполнения специальной электронной формы в информационной системе "Мой арбитр" с приложением соответствующих документов от общества не поступало, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствовала техническая возможность надлежащим образом рассмотреть и удовлетворить заявленное ходатайство."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 января 2024 г. N Ф02-7272/23 по делу N А74-7523/2022